Особенности развития связной речи детей пятого года жизни.
статья

Малышева Евгения Сергеевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития связной речи детей пятого года жизни

В период дошкольного детства отмечаются существенные изменения в развитии речи детей, происходит прирост словарного запаса. Качественный состав словарного запаса в дошкольный период развивается следующим образом: четвертый год жизни - словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми детьми сталкиваются в быту; пятый год жизни - наблюдается активное использование предметом, входящих в тематический цикл: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы; шестой год жизни - ребенок употребляет в речи дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее).

Расширяются знания о материалах, домашних и диких животных и их детенышей, формируются видовые и родовые понятия; седьмой год жизни - происходит подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усваивается многозначность слов, идет самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов. В период от трех до семи лет дети усваивают конструкции предложений. В четыре года отмечаются первые структуры сложных предложений.

Дошкольники довольно быстро овладевают связными высказываниями, причем в возрасте 3-4 лет дети способны составлять небольшие рассказы-описания по знакомым сюжетам. На пятом году жизни дети овладевают диалогической речью, что способствует формированию произносительной стороны речи, дети с трех лет не только правильно произносят, но и различают звуки родного языка, и язык становится предметом анализа, словотворчества.

Таким образом, дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, что предполагает становление и качественное развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Одновременно развиваются разные стороны речи: звукопроизношение, обогащение словаря, грамматической правильности и выразительности речи; ребенок способен передавать посредством связного последовательного рассказа воспринятое в окружающем мире.

Давая характеристику речевого развития детей, необходимо отметить, что ведущим направлением развития речи на пятом году жизни ребенка является освоение монологической речи. В возрасте 4-5 лет происходят качественные изменения в освоении способов словообразования, словотворчества.

Дети 5-го года жизни получают первичные представления о слове как звуковом процессе, тяготеют к рифмообразованию, учатся подбирать близкие по звучанию слова. Ребенок этого возраста учится употреблять термины, вслушивается в слова, сходные по звучанию; определяет последовательность звучания слогов в слове, выделяет звуки. В данный период происходит ознакомление со смысловой стороной слова, в результате активно обогащается словарь ребенка. Дети способны определить назначение предметов, выделить их функциональные признаки, учатся подбору слов с противоположными смыслами, употребляют обобщения.

Наряду с этим речь детей 5-го года жизни насыщенна неологизмами - детскими словами с грамматическими ошибками ("машинский"). К 4,5 годам большинство детей активно усваивают звукопроизношение, овладевают связной речью, строят собственные высказывания, включающие первоначально лишь отдельные предложения. Постепенно дети овладевают морфологическими языковыми средствами, понимают многозначность грамматических конструкций, осваивают описания и повествования, совершенствуют смысловую и звуковую стороны речи.

Возраст 4-5 лет - это возраст проявления наибольшей речевой активности ребенка, однако не у всех детей хорошо развита интонационная выразительность, не соблюдаются грамматические правила речи (согласование частей речи в падежах). В целом речь детей 5-го года жизни характеризуется относительной подвижностью и неустойчивостью, с ориентировкой на смысловую сторону слов, с затруднениями в их точном употреблении. Многие дети испытывают затруднения в связывании между собой предложений и частей высказывания.

Ведущим направлением речевого развития детей пятого года жизни является освоение дошкольниками связной монологической речи. Характеристикой речевого развития являются качественные изменения в словотворчестве. Дети овладевают первичными представлениями о слове как о звуковом процессе, учатся пониманию и употреблению слов, определению разных по звучанию слов; учатся различению звуков в слове.

В период 4 лет дети знакомятся со смысловой стороной слова, обучаются определению назначений предметов и их отличительных признаков. Происходит активное обогащение словаря детей. В этом возрасте происходит активное усвоение детьми правил употребления грамматических слов, однако речь детей отличается грамматическими ошибками, употреблением неологизмов.

Помимо этого, дети постепенно понимают морфологические языковые средства (согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.); овладевают отдельными многозначными грамматическими формами; усваивают способы словообразования с разными частями речи, одновременно осваивая эмоционально-экспрессивную речь. Дошкольники пятого года жизни уже способны строить различные типы высказываний, составлять рассказы с применением описания и повествования, что приводит к развитию смысловой стороны речи. Для развития связной речи ребенку необходимо и понимать звуковую сторону речи, в связи с чем увеличивается речевая активность.

Большинство детей имеют предпосылки к нормальному речевому развитию, однако на практике часто встречаются и нарушения, заключающиеся в неправильном произнесении детьми шипящих и сонорных звуков, часто отсутствует и интонационная выразительность. Отмечаются недостатки и в освоении детьми грамматических речевых правил, что проявляется в неправильном согласовании существительных и прилагательных в числе и роде.

Речь ребенка пятого года жизни характеризуется достаточной подвижностью и неустойчивостью, а уровни речевого развития детей одной возрастной категории могут отличаться различиями. В период среднего дошкольного возраста ребенок начинает овладевать связную речь, пытается выстраивать самостоятельные фразы, включающие простейшие предложения.

В период среднего дошкольного возраста происходит становление монологической речи. Речь ребенка пятого года жизни, в отличие от младшего дошкольника, по содержательным и структурным характеристикам значительно сложнее. Это обусловлено тем, что ребенок 4 лет пытается расширить сферу коммуникаций, и способен словесно передать не только непосредственно воспринимаемые события, но и воспроизвести сказанное ранее.

У дошкольников происходят изменения в строении речи, что продиктовано формированием логического мышления. Однако дети продолжают использовать указательные местоимения, а также допускают ошибки в звуковом оформлении высказываний. Согласно Д.Б. Эльконину, на пятом году жизни появляется форма речи-сообщения в виде монолога.

Для развития звуковой стороны речи необходимо формировать у детей правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, голосовой аппарат, обучать детей интонационным средствам выразительности; формировать навыки правильного звукопроизношения.

У ребенка пятого года жизни происходит расширение круга грамматических явлений, доступных для усвоения ребенком без опоры на наглядный материал. В этом возрасте дети обучаются согласованию частей речи в роде, числе и падеже; усваивают образования глагольных форм в повелительном наклонении, чему способствует игровая деятельность (спой, спляши). Кроме того, дети осваивают различные варианты словообразования частей речи; учатся соотносить названия предметов в числе и падеже (утенок - утята - не стало утят).

В средней группе отдельно проводится работа по ознакомлению детей с образованием и происхождением некоторых слов (Почему грибы называют лисичкой, подосиновиком; шапку - ушанкой и т.д.). Дети 4 лет обучаются правильному образованию глаголов (несла - принесла - унесла); знакомятся со звукоподражательными глаголами (петух - кукареку - кукарекает).

В итоге освоение детьми глагольной лексики постепенно подводит дошкольников к построению связных высказываний, для чего используются игры ("Закончи предложения", "Зачем тебе нужны..."). Таким образом, формирование у детей пятого года жизни синтаксической стороны речи служит важной предпосылкой для развития связной речи.

В области словарной работы педагогам необходимо активизировать словарь дошкольников в области названия и качеств предметов, свойств и действий. У детей 4 лет происходит уточнение обобщенных понятий (игрушки, мебель, одежда, и т.д.); развиваются умения называния действий. Дошкольники способны воспринимать смысл загадок, умеют сравнивать предметы согласно характеристикам (цвет, размер); одновременно осваивают употребления слов, служащих для обозначения пространственных отношений. Ребенок пятого года жизни уже способен различать близкие и противоположные по смыслу слова (синонимы и антонимы).

Постепенно от объяснения отдельных слов дошкольники переходят к составлению словосочетаний, предложений, в итоге способны освоить умение переноса усвоенных лексических навыков для образования связного высказывания. Развитие речи детей 4 лет происходит при усвоении ими навыков составления рассказов описательного и повествовательного характера, с опорой на рассуждения. У детей активно развивается умение передавать прямую речь и диалоги.

Для развития связности речи важное значение имеют малые формы фольклора, используемые для демонстрации детям таких выразительных речевых средств, как эпитеты, сравнения, метафоры (повесить голову - загрустить; зарубить на носу - запомнить навсегда и т.д.).

Для развития образности речи в контексте совершенствования связной речи необходимо использовать композиционные особенности сказок, рассказов, басен, стихотворений. Вместе с этим у детей возникает интерес к художественному слову - произведениям художественной литературы, устного народного творчества, малым фольклорным формам (пословицам, поговоркам, потешкам, считалкам, фразеологизмам). Художественная форма, мелодика и ритм родного языка отражены в жанровых формах (былинах, легендах, рассказах, песнях, преданиях), а также малых формах фольклора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Паклина А.В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвистических исследованиях / А.В. Паклина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. –С. 245-247.
  2. Ушакова О., Струнина Е. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве / О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12.– С. 28.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей четвертого года жизни

Большое значение речи дошкольника  в том , что  это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность  связанных друг с другом  мыслей, которые выражены...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения

комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...

Особенности развития речи детей пятого года жизни

Материал для проведения родительских собраний в детских дошкольных учреждениях....

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи детей пятого года жизни».

Родительское собрание на тему: «Особенности развития речи  детей пятого года жизни»....

Презентация на тему: Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни

Презентация к проекту "Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни"....