развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения
методическая разработка (средняя группа) по теме

Рубанова Дарина Сергеевна

комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_teatr_igr.docx67.52 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс театрализованных игр основного этапа

№ п/п

Название игры

Методы и приёмы руководства игрой

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей

Условия педагогического сопровождения

1.

Игра-драматизация с использованием пальчикового театра по сказке «Теремок»

Цель игры – развитие диалогической и монологической речи

Задачи:

 1. Создать условия для ознакомления детей со сказкой «Теремок»; побуждать к активному восприятию сказки; внимательно, слушать сказку до конца , следить за развитием сюжета;

2.Создать условия для развития умения выражать эмоции через движение и мимику; активизировать словарный запас, развивать умение вступать в диалог

3. Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный материал(пальчиковые фигурки героев)

4. Закрепить знания о героях сказки; вызвать положительный настрой посредством художественно-эстетического развития

5. Развивать умение пересказывать  сюжет сказки  используя  пальчиковый театр игрушек,  используя в речи средства интонационной выразительности.

Подготовительный этап

1. Вступительная беседа с целью мативации детей на предстоящую деятельность : сюрпризный момент ( в гости приходит Петрушка-кукла бибабо).

«Ребята, вы хотите послушать сказку? Я вам ее расскажу ,но  сначала отгадайте загадки»

2. Петрушка загадывает загадки про героев сказки, при отгадывании выкладывает картинку героя на стол( или закрепляет картинки на мольберте)

3. Беседа с целью обсуждения из какой сказки звери.

«Ребята посмотрите, сколько зверей у нас; вы отгадали из какой они сказки?»

4.Рассказывание русской народной сказки «Теремок» детям;

Рассматривание иллюстраций по сюжету сказки;

5. Игровой момент «Где мы были мы  не скажем, а что делали покажем»-имитация движений животных: попрыгай как зайка, покажи какая лисичка,волк,как ходит медведь, как прыгает лягушка, используя маски животных. В данной игре применялся метод объяснения , показа.

6. Беседа с целью описательного рассказа героев сказки,их характера,внешнего вида,повадок. Обсуждение проходит

при помощи наглядного материала ( пальчиковые куклы героев) для составления описательного рассказа. Сначала воспитатель сам описывает героя, затем предлагает детям  самостоятельно описать героев сказки:

- Вспомним, какие герои были в сказке. Рассмотрим их по очереди. Послушайте, как я расскажу про лягушку — квакушку: это лягушка – квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами, а еще она умеет квакать. А теперь вы расскажите про любого героя.

При затруднении педагог помогает наводящими вопросами.

Основной этап

7. Повторный пересказ сказки детьми,с помощью взрослого( с помощью наводящих вопросов):

- Где жили наши герои? Кто первый заметил теремок? Второй? … Кто пришел последний и разрушил теремок? Куда он забрался? Почему? Что случилось потом?

8. обыгрывание сказки педагогом используя  пальчиковый театр игрушек с целью вовлечения детей в театрализованную деятельность.Педагог рассказывает,дети помогают

9. Игровая ситуация

« мышка увидела теремок и захотела жить в нем; лягушка пришла  в гости к мышке и попросила впустить ее; зайка пришел в гости к мышке и лягушке и т.д.» (инсценировка по ролям с использованием шапочек героев ). Роли распределялись по желанию детей.

Заключительный этап:
10. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика с целью закрепления правил пользования куклой.

 На данном этапе в игровую деятельность включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

 - Пальчиковая гимнастика «Теремок».

- Вспомним, как правильно надевать куклу на пальчик? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

11. Беседа с целью обсуждения средств интонационной выразительности для раскрытия характеров героев, распределение ролей по выбору детей

12. изготовление атрибутов для театрализованной игры ( теремок, декорации  деревьев из картона)  совместно с родителями.

13.  Предложить детям нарисовать понравившиегося героя сказки.Данный метод используется для снятия физического,эмоционального напряжения  посредством художественно- эстетического развития,;рассказать почему именно этого героя выбрал ребенок, с целью развития умения вести непосредственное общение, умение вступать в диалог, связно выражать свои мысли.

14. Предложить детям самостоятельно обыграть сказку средствами пальчикового театра игрушек  используя декорации настольного  плоскостного театра.  На данном этапе мотивировать детей к предстоящей деятельности используя сюрпризный момент(письмо от мальчика, который заболел, чтобы его развеселить воспитатель предлагает показать сказку «Теремок»)

Дети с интересом входят в предстоящую игровую деятельность,благодаря использованию сюрпризного момента.Использование загадок вызывает у детей интерес и положительные эмоции, дети с радостью выполняют задания.Вовлечение детей в игровую ситуацию используя имитаионные движения животных вызвало у детей интерес и желание участвовать в театрализованной игре. Имитация некоторых движений животных вызывает у детей затруднения,однако, при использовании метода показа и объяснения, метода похвалы,  у детей появляется интерес к выполнению заданий,повышается самооценка.  Использование в игровой деятельности пальчиковых кукол, вызвало у детей интерес к предстоящей театрализованной  деятельности; радость и  желание примерить на себя образ героя. Составить описательный рассказ, опираясь на театр пальчиковых кукол,  вызвало у детей трудности, что повлияло на решение педагога использовать в работе объемные фигуры герое и прописать подгрупповую работу. Обыгрывание детьми игровых ситуаций по ролям  дались с трудом, использование масок героев положительно отразилось на  эмоциях детей, помогло приодолеть чувство скованности.После повторного пересказа педагогом дети хорошо знанают содержание сказки, умеют точно ввести свой персонаж в сценарий , используя средства интонационной выразительности. Перед непосредственной драматизацией используя беседу-объяснение о правилах использования пальчиковых кукол, дети внимательно выслушивали педагога, с нетерпением готовились к самостоятельному показу. При непосредственной драматизации сказки у детей возникли незначительные затруднения, связанные с   неумение договариваться между собой,вводить свой персонаж последовательно,давая товарищу время на обыгрывание своего персонажа.

 Создание условий для положительной эмоциональной обстановки, создание мативации, интереса к игре, используя метод моделирования ситуаций, сюрпризного момента. Метод наблюдения с целью проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (при затруднении выполнения задания).

При выполнении заданий, все ответы детей выслушивались и  принимались во внимание, поощрялась инициатива.. Педагог повышал самооценку детей за счет акцентирования внимания на его положительных качествах, достижениях.

Для создания благоприятного эмоционального настроя, одним из условий педагогического сопровождения, мы испльзовали метод игровых ситуаций, что положительно сказалось на активнсти детей. Используя метод неосознанного внутреннего наблюдения,нами была составлена индивидуальная работа с детьми:

Подгрупповая работа с Соней Н., Димой Б. Маргаритой Я. по развитию коммуникативных умений и навыков(умение договариваться)

Игра «иголка и ниточка»

Цель: активизация совместной деятельности

Индивидуальная работа с

Игра «Любимые вещи»

Цель: развивать коммуникативные способности,развивать умение выслушивать собеседника до конца,не перебивая его.

Подгрупповая  работа с Григорием Г., Лилей М., Антоном Г. По развитию умений имитировать движения животных и эмоций используя мимику и жесты.

Игра-имитация «Солнышко проснулось». Воспроизведение отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко выглянуло – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Цель. Установления с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной с взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации.

Индивидуальная работа с Анжелиной К., над формированием навыка использовать определенный тембр,  силу голоса.

Игра «Идите с нами играть»

Цель:Создать условия для развития умения детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Игра «Не разбуди Катю»

Цель:  Создать условия для развития умения детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подгрупповая работа с Антоном Г, Гришей Г., Соней Н.

 Игра «Скажи какой»

Цель: Создать условия для развития умения выделять признаки предмета.

Распределение ролей происходило по выбору детей,при затруднении или споре,выход из нестандартной ситуации посредством сюрпризного момента(волшебный мешочек с фигурками,согласно персонажам сказки)

Оказание помощи при выборе героя сказки( роли), для застенчивых детей педагог предлагал исполнить роль медведя, волка и наоборот.

 Также, как одно из условий педагогического сопровождения, нами была организована работа с родителями ,с целью сотрудничества для реализации поставленной цели, вовлечение в педагогический процесс,а именно,изготовление атрибутов к игре(декорации деревьев, теремка, ) из  картона,с последующей коллективной выставкой по сюжету сказки. В работе с родителями использовалась нетрадиционная форма работы. Родителям предлагалось поиграть в игру «Отгадай что», для дальнейшего изготовления определенной части декорации(деревья,теремок маленький, теремок большой)

Раздаточный материал-консультация

 « Организуем театр дома»

Беседа на тему какими видами театрализованных  игр можно обыграть сказку «Теремок» для закрепления театрализованных навыков и  в кругу семьи.

2.

Режиссерская игра с использованием настольного плоскостного театра; по сюжету русской народной  сказки «Бычок смоляной бочок»

Цель: развитие диалогической и монологической речи

Задачи.

1.Создать условия для ознакомления детей с литературным произведением

2.Создать условия для развития умения составлять описательный рассказ героев сказки используя маски героев

3.Создать условия для развития умения составлять совместный пересказ сказки используя плоскостной настольный театр

4. Создать условия для  развития умения  развернуто отвечать на вопросы, связно выражать свои мысли, умение рассуждать.

5. Создать условия для развития умения самостоятельно пересказывать сказку используя  плоскостной театр   деревянных игрушек ,используя средства интонационной выразительности

1. Вступительная беседа с целью мотивации детей на предстоящую деятельность используя сюрпризный момент(Под дверь кто-то положил книжку, давайте узнаем о чем она)

2. Пересказ сказки педагогом «Бычок смоляной бочок», используя средства интонационной выразительности

3. Беседа с целью   уточнения понимания сказки, просмотр иллюстраций к сюжету

4.Просмотр мультфильма с последующей беседой (обсуждение характера героев; внешнего вида, характерных признаков). На данном этапе педагог предлагает детям одеть маску героя и рассказать о нем от первого лица, назвать   характерные признаки.

Воспитатель использует метод показа, пояснения (« я зайка серенький, у меня длинные уши»)

5. Повторный пересказ совместно с детьми. При  затруднении детей пересказать содержание, педагог задает вспомогательные вопросы:

«Каких героев сказки вы помните? Зачем дед смастерил бычка? Из чего? Кто первый пришел к бычку? Что было дальше? И т.д.»

6. Игровой момент:

Игра-имитация «Бычок»

7. Беседа с целью обсуждения средств интонационной выразительности, распределение ролей (по выбору детей).

7.  Обыгрывание сказки педагогом

, используя настольный плоскостной театр.  При составлении совместного пересказа педагог использует метод акцентирования на деталях (герои спрятаны под коробочкой, их открывают по ходу содержания сказки).

Педагог занимает главную роль ( рассказывает, делая паузы, обыгрывает), дети помогают, подсказывают.

8. изготовление декораций, совместно с детьми (полянка, лес) используя краски, картон, заготовки для раскрашивания.

9. Создание проблемной ситуации с целью мотивации детей к выполнению театрализованной игры (петушок забыл сказку «Бычок смоляной бочок», давайте мы напомним ему сказку, да не просто расскажем, а покажем, чтобы он стал веселым)

напоминание сюжета сказки,  используя д/и «найди героя».

Распределение ролей (волшебный мешочек, из которого ребенок достает мягкую игрушку-героя)

-непосредственная драматизация сказки детьми, используя настольный плоскостной театр.

Использование сюрпризного момента положительно отразилось на активности детей, дошкольники с удовольствием и интересом слушали сказку, принимали во внимание интонационные средства выразительности использованные педагогом. Просмотр мультфильма вызвал у детей положительный контакт с педагогом, чувство расслаблености, познавательный интерес.

Внесение масок героя для составления описательного рассказа побудило детей к самостоятельному подражанию движений героев, однако, описание героев от первого лица вызывало  у детей затрудниния, но использовав метод объяснения, пояснения, показа педагогом,дети приодолевают  трудности, составляют 3-4 предложения описывая характерные признаки животных. При игре имитации трудностей у детей не возникло, дети с радостью имитировали движения бычка В ходе беседы, дети принимали активное участие в диалоге, некоторые не запомнили последовательность сюжета, что повлияло на решение пересказать сказку повторно.

Обыгрывая сказку совместно с детьми было отмечено, что интерес к театрализованной деятельности у детей возник моментально. Повторная беседа определила, что

Дети хорошо знают сюжет сказки, могут составить описательный расказ героев опираясь на наглядный материал. Дети с легкостью вступают в диалог, развернуто отвечая на вопросы, связно выражают свои мысли.Дети умеют пересказывать сказку используя плоскостной театр.. С интересом вступают в игровую деятельность.. При обсуждении средств интонационной выразительности,дети правильно подбирали тембр, силу голоса того или иного персонажа. При распределении ролей по инициативе детей был использован сюрпризный момент.

Использование сюрпризного момента вызвало у детей радость, положительные эмоции, побудило к самостоятельности. При использовании  д/и «найди героя», дети с гордостью отбирали соответствующие картинки, испытывали радость от правильного выполнения задания, более того,дети старались помочь сверстникам, подсказывая, какие герои были в данной сказке. При непосредственной драматизации дети понимали эмоциональное состояние героя, вступали  в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

 Установление положительного эмоционального контакта, мотивация детей на предстоящую деятельность  посредством обогащения развивающей среды иллюстрациями, разными видами театрализованных игр по сюжету сказки, маски героев; моделирования ситуации, сюрпризного момента. Использование информационных технологий( просмотр мультипликации «Бычок смоляной бочок») с целью  развития умения составлять описательный  рассказ о внешнем виде героя.

Все ответы детей принимались во внимание, поощрялась инициатива. Педагог повышал самооценку детей за счет акцентирования внимания на их достижениях. Педагог давал положительную оценку при правильном ответе, побуждал детей к выполнению задания. При возникновении затруднений,  неправильном ответе, педагог не указывал на негативную оценку личности ребенка,  критикуя и оценивая его результат, а корректно указывал на ошибку, направлял ребенка к достижению поставленной цели,  используя метод указания, объяснения, показа.  Для создания положительного  настроя, одним из условий педагогического сопровождения, было использование  игровых ситуаций, что положительно сказалось на реакции детей. Используя  метод  неосознанного внутреннего наблюдения,нами была составлена индивидуальная работа с детьми:

Подгрупповая работа с Аней Р., Лилей М., Маргаритой Я. Анжелиной К. с целью преодоления коммуникативных барьеров.

 Игра «Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Индивидуальная работа   с Петей Я. по развитию лексической стороны речи, мышления

Игра «Отгадай о чем я думаю»

Цель :создать условия для развития умения используя характеристику, описательный рассказ отгадать предмет

Подгрупповая работа с Димой Б., Аней Р. По развитию умения пересказа.

Игра «Чем закончилось?»

Цель :создать условия для развития умения  пересказать конец мультфильма.

Одним из условий педагогического сопровождения было вовлечение в работу родителей.Им было предложено совместно с детьми  проявить фантазию и изготовить поделку «бычка» ( или другого персонажа по инициативе ребенка)  из бросового материала. Для этого родителям была предложена наглядная консультация: «Конструирование из бросового материала»,где подробно был описан  бросовый материал и варианты поделки». Также была проведена консультация, как можно составить описательный рассказ , после изготовления поделки, с целью сотрудничества для реализации поставленной цели.

С целью развития умения составлять описательный рассказ, поделки оформлялись в коллективную выставку, детям предлагалось описать своего бычка, рассказать из чего он сделан( свойства предмета), с целью активизации словаря, умения связно составлять предложение.

3.

Режиссерская игра с использованием настольного деревянного театра  по сюжету сказки «Заюшкина избушка»

Цель: развитие диалогической и монологической речи

Задачи: 1. Создать условия для ознакомления детей с литературным произведением

2. Создать условия для развития умения вступать в непосредственную беседу, развернуто и связно использовать диалогическую речь

3.Создать условия для развития умения составлять описательный рассказ используя настольный театр игрушек

4. Создать условия для развития умения передавать эмоции , характер героев используя мимику и жесты

5. Создать условия для развития умения составлять рассказ по картинке используя  фланелеграф.

6. Создать условия для мотивации детей самостоятельно обыгрывать сюжет, используя средства интонационной выразительности

7. Создать условия для  вовлечения родителей в педагогический процесс с целью сотрудничества.

1.Вступительная беседа с целью мативации детей на предстоящую  деятельность,  используя сюрпризный момент; проблемную ситуацию(в гости приходит грустный зайка и плачет, чтобы узнать что у него случилось,  дети слушают его историю –сказку)

2.пересказ сказки «Заюшкина избушка».

3.  Беседа с целью   уточнения понимания сказки, просмотр  настенных иллюстраций к сюжету. Беседа с целью обогащения словаря: «клочки, закоулочки, коса и т.д.»

( Ребята, как вы понимаете фразу – «полетят клочки по закоулочкам, что такое коса, что значит посечь»?)

4. Игровой момент :

Игра подражание «Кто сказал кукареку».  Цель: создать условия для развития умения подражать звукам животных. Закрепить знания детей о героях сказки.

Игровая ситуация: «Как петух нес косу на плече»

Цель: развивать умение подражать повадкам животных, обогащать словарный запас словами гордый, отважный, смелый. Развивать у детей умение импровизировать.

 5. Беседа с целью развития умения составлять описательный рассказ, умение вести диалог, отвечая на вопросы по сюжету сказки, используя настольные картинки.

6. Игровой момент «на лесной лужайке, скачут  зайки», с целью снятия мышечного и эмоционального напряжения.

7.  Повторный пересказ сказки педагогом,  используя нстольный деревянный театр(обыгрывание). Педагог занимает главную роль,используя словесный метод и метод показа.

8. совместный перессказ сказки используя Д/и «Перенеси сказку на стенку».  Цель: Создать условия для развития умения составлять рассказ по картинке, используя фланелеграф. Педагог занимает роль участника, используя метод объяснения, показа, оказывает помощь в подборе необходимых деталей, обсуждая с детьми, почему данная деталь относиться к определенному герою(«Это крыша зайкиной избушки, потому что она коричневая, лубяная; это избушка лисички, потому что она белая, ледяная»)

9. Изготовление  плоскостных декораций  к театрализованной  игре совместно с (заснеженные деревья,весенние деревья,лужайка, домик зайца, лисы)

10. Предложить детям используя пластелин вылепить спасителя зайки.С целью поднятия настроения, развития моторики. Воспитатель использует образец, обсуждает с детьми цветовую гамму.

11.  Создание проблемной ситуации с целью мотивации детей к театрализованной игре (Письмо от девочки, которая потеряла билеты на спектакль «Заюшкина избушка», давайте мы покажем ей представление, чтобы она не расстраивалась)

12.Драматизация сказки, используя театр деревянных игрушек и декораций из бросового материала. Педагог выполняет роль участника, ведет рассказ. Помогает детям, при затруднениях.

Дети с интересом и сочувствием отнеслись к сюрпризному моменту, что повлияло на их сосредоточенности и внимании при слушании сказки. Используя беседу с целью уточнения понимания сказки ,педагог определил, что повторное чтение  необходимо, что в дальнейшем способствовало непосредственному общению, ведению диалога. Дети с трудом давали ответы на понимание слов:закоулочки, коса, посечь. Но после коллективного обсуждения, объяснения смысла данных слов и повторного чтения(пересказа),  дети заметно стали

 увереннее в себе, в своих силах, с воодушевлением отвечали на поставленные вопросы.  Демонстрируя имитационные движения в игре «Как петух нес косу на плече» дети испытывали  затруднения, после показа и объяснения педагога,положительные эмоции  от игры и радость у детей возникли незамедлительно. Для снятия мышечного напряжения, дети непринужденно и с легкостью участвовали в игре «На лесной лужайке, скачут зайки». При совместной деятельности в игре «Перенеси сказку на стенку» у детей возникли трудности, что повлияло на их эмоциональный фон.Однако при неоднократном показе и использовании метода похвалы и повышения самооценки за счет акцентирования внимания на их достижениях,дети с интересом выполняли задание. Использование в работе по развитию связной речи средств художественно-эстетического развития также вызвало у детей положителные эмоции,благодаря совместному выполнению творческого задания с родителями.Дети правильно определили средства интонационной выразительности,проявляя понимание  характера героев,выражая нужную интонацию,тембр голоса и т.д.  Создание проблемной ситуации, вызвало у детей чувство сопереживания, побудило  к самостоятельной театрализованной деятельности. При непосредственной драматизации дети понимали эмоциональное состояние героя, вступали  в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

 Одним из условий педагогического сопровождения - создание условий положительной эмоциональной обстановки,создание мативации,  к игровой деятельности, используя метод моделирования ситуаций, сюрпризного момента. Установление положительного  контакта с детьми. Обогащение предметно-пространственной среды: оснащение  театрализованного уголка по сюжету сказки разными видами театрализованных игр, масками, иллюстрациями,декорациями.

 При выполнении заданий, все ответы детей выслушивались и  принимались во внимание. Педагог выделял наиболее активных детей, словесно поощрял их стремление учавствовать в беседе, побуждая остальных детей к активной дискуссии,  выполнению задания.  При возникновении затруднения, неправильном ответе, педагог не оценивал личностные качества ребенка, а корректно указывал на ошибку, направляя на достижение поставленной цели.  Педагог повышал самооценку детей за счет акцентирования внимания на его положительных качествах, достижениях.При этом  не используя негативный настрой, подчеркивая неумение ребенка выполнить задание.

Для создания благоприятного эмоционального настроя, одним из условий педагогического сопровождения, мы испльзовали метод игровых ситуаций,  дидактических игр, что положительно сказалось на реакции детей.. Используя метод неосознанного внутреннего наблюдения,нами была составлена индивидуальная и подгрупповая работа с детьми:

Индивидуальная работа  с Петей Я. , Анжелиной  К.  над  умением использовать высоту голоса.

 

Игра-рассказ «Кто как кричит» с использованием картинок на флонелеграфе

Цель: Создать условия для формирования  навыка говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подгрупповая работа с Антоном Г.,  Соней Н., Димой Б. по развитию умения имитировать движения, используя мимику жесты, позу.

Игра-развлечение «В гости к сказке».  Имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке и т.п.).

Цель. Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной деятельности, вызывать  удовольствие от совместной деятельности с другими детьми. Способствовать реализации потребности детей в положительной оценке взрослого.

Индивидуальная работа с Соней Р.. Игра «Четвертый лишний»

Цель: Создать условия для развития умения рассуждать, связно выражать свои мысли, называя лишний предмет из четырех, объясняя  свой выбор.

Одним из условий педагогического сопровождения было вовлечение в работу родителей. Им было предложено совместно с детьми изготовить плоскостные декорации (заснеженные деревья,весенние деревья,лужайка, домик зайца, домик лисички). В работе с родителями была организована нетрадиционная форма работы. Родителям предлагалось поиграть в игру «Выбери на ощупь».Родители с завязанными глазами ощупывали предмет, выбирая его  для изготовления декорации. Данная игра позволила  родителям выбрать, понравившийся предмет для изготовления.  После выбора предмета, взрослым предлагалось развязать глаза, посмотреть на предмет и описать его в двух словах. (это цветок, у него розовые лепестки, и зеленые листья, он растет на весенней поляне). Данная игра была напрвлена на то, чтобы вызвать положительные эмоции не только у родителей, но и у детей. Дети с радостью наблюдали за мамой(папой) , принимали во внимание описание того или иного предмета.

4.

Драматизация английской сказки «Три медведя» в перессказе Л.Н. Толстого, с использованием  кукол бибабо

Задачи:

1. Создать условия для развития умения строить фразы-ответы на вопросы, поставленные педагогом.
2. Создать условия для развития умения использовать правильные средства интонационной выразительности речи: произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

3.Создать условия для развития умения составлять описательный рассказ опираясь на наглядный материал
4. Создать условия для развития лексической и грамматической стороны речи (обогащать словарь за счет введения глаголов и прилагательных, правильно использовать предлоги «на, над, под», отрабатывать грамматические категории :уменьшительно-ласкательные формы существительных)

 4.Создать условия для развития умения передавать заданное эмоциональное состояние с использованием различных выразительных средств;

1.Вступительная беседа с целью мотивации детей на предстоящую деятельность используя сюрпризный момент: «Ребята, посмотрите,  что это у нас на столе? Это три набора посуды, , вы знаете из какой сказки эти предметы, хотите я вам расскажу?

2. Пересказ сказки «Три медведя»

3. Беседа с целью   уточнения понимания сказки, просмотр  иллюстраций к сюжету. Обсуждение посуды, предметов быта, с целью составления описательного рассказа.

4. Д/И «чей предмет»

С целью закрепления знаний о принадлежности предмета к определенному герою, умению вступать в диалог, отвечая на вопросы, выражать связно свои мысли, объяснять принадлежность предмета к тому или иному герою: (маленькая тарелочка Мишутки потому что он самый маленький;, средняя чашка Настасьи Петровны, потому что Мишуткина чашка для нее маленькая; большая кровать Михаила Ивановича, потому что он большой,  в другой он не поместится). В игре педагог использовал метод объяснения,  напоминания, сравнения, использует наглядный материал( резиновые игрушки героев, атрибуты)

5.  Повторный пересказ сказки педагогом,  используя  объемные картинки «Сказка в окошке».  Педагог занимает главную роль, дети подсказывают..

6. Беседа с целью развития умения рассуждать, вести  непосредственное общение, при помощи вопроса:

«Ребята, как вы думаете, почему именно Мишуткина чашка, ложка, тарелка, кроватка понравилась Машеньке?»

7. Беседа с целью обсуждения настроения героев сказки; используя упражнения на  развитие умения мимикой и жестами передавать настроение:

«А теперь давайте вспомним, какое настроение было у каждого героя сказки!

Какая в сказке Машенька? (веселая, озорная, радостная)

Педагог предлагает детям показать настроение используя мимику, жесты.

8.  Беседа с целью обсуждения средств интонационной выразительности. Распределение ролей.(по желанию детей)

9 .Игровая ситуация «Стулья» разыгрывание отрывка воспитателем:

игра на подражание интонации, с целью развития умения использовать необходимый тембр, силу, высоту голоса используя  куклы бибабо и настольные атрибуты(стульчики)

«Михаил Иванович посмотрел на свой стул и зарычал страшным голосом: 
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? 
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: 
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? 
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: 
- Кто сидел на моем стуле и сломал его? 

10. Повторная беседа с целью обсуждения средств интонационной выразительности.

11. Беседа с целью отработки умения владеть куклой, снятие мышечного напряжения, используя сюрпризный момент:

«Ребята посмотрите, нам пришла посылка, хотите узнать что внутри?» (Воспитатель достает куклы бибабо)

Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика с целью закрепления правил пользования куклой.

 На данном этапе в игровую деятельность включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

 - Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».

- Вспомним, как правильно надевать куклу на руку? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

12. Игра «Как Маша спать ложилась»

Цель: Создать условия для отработки театрализованных навыков используя куклы би-ба-бо.

Распределение ролей происходило следующим образом: детям предлагалось вытащить из волшебного мешочка атрибут (чашка, ложка, тарелка, стульчик, кроватка) и обыграть сценку, сопровождая речью.( « Села Машенька на большой стульчик, ей стало не удобно, стул был для нее слишком велик/большой…и т.д.) На данном этапе детям было предложено выполнить  роль рассказчика, при затруднении педагог подсказывает текст, задает наводящие вопросы.

13. Мотивация детей к самостоятельной театрализованной деятельности  используя сюрпризный момент, оснащение предметно-пространственной среды, погружение детей в сказочную атмосферу (Воссоздание гостиной и спальни медведей, сбоку стоит дом трех медведей ).

«Ребята, посмотрите, что это у нас? Из какой сказки эти  декорации, предметы , вы догадались? Раздается стук в дверь, в гости приходят дети ясельной группы и приносят коробку, внутри куклы би-ба-бо.

Педагог предлагает показать сказку  малышам.   Перед непосредственной драматизацией педагог предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику «Варежка» вместе с малышами.

При чтении сказки «Три медведя», дети проявляли большой интерес к содержанию, эмоционально реагировали.  С удовольствием рассматривали иллюстрации, вступали  в диалог, отвечая на вопросы  по сюжету сказки. Затруднения возникали при описании чашек , тарелок, ложек, дети не могли дать развернутое описание, характеризовали предметы по признаку : большая, маленькая, средняя. Более развернутый рассказ описание дети смогли составить прибегая к помощи взрослого, с помощью вспомогательных вопросов. Данная проблема определила включение  Д/И  в работу «Чей предмет». Использование д/и «чей предмет» вызвало у детей интерес, дети были активны, положительно настроены, эмоционально комментировали, описывали предметы, опираясь на наглядный материал. В рассуждении, какой предмет кому принадлежит, затруднений у детей  не возникло , дети соотносили предмет с героем, однако не смогли  дать пояснения почему именно тот или иной предмет принадлежит герою, поясняя односложным предложением: «Мишка маленький, тарелка маленькая», давали сжатые пояснения.  Проведя беседу, проанализировав ответы детей, мы решили включить беседу с целью  развития умения рассуждать, давая связное, логическое повествование. Повторный пересказ сказки используя иллюстрации «Сказка в окошке», вызвало у детей положительные эмоции. Дети с интересом рассматривали картинки, проявляли активность, пробуя «движения героев» самостоятельно. Дети с радостью показывали мимикой и жестами настроение героя, были активны и эмоциональны. В данной игровой ситуации у некоторых детей возникли незначительные затруднения, что повлияло на отработку определенных эмоций в индивидуальной работе.  Игра имитация повторялась по инициативе детей. Беседа с целью обсуждения средств интонационной выразительности вызвала у детей небольшие затруднения, отсутствие интереса, , однако используя игровую ситуацию «Стулья» педагог смог заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, радость. В повторной беседе, дети с легкостью обсуждали средства интонационной выразительности, показывали на примере.  Только у двоих детей возникли трудности в  выборе силы голоса, что определило индивидуальную работу. Обсуждая (подбирая)  с детьми атрибуты к игре, дети без затруднений называли предметы быта главных героев (посуда, стулья, кровати). При обсуждении декораций, дети затруднялись дать ответ, какие декорации можно использовать в игре. При помощи наводящих вопросов дети смогли дать ответ. Использование игры «Как Маша спать ложилась» детям далось с трудом, что отразилось  на их эмоциональном фоне, некоторые дошкольники затруднялись  пересказывать сюжет, сопровождая содержание манипуляциями с куклой, многие не могли удерживать куклу на руке,  имитируя  заданную ситуацию, делали затяжные паузы или вовсе не сопровождали движения речью.  В решении данной проблемы педагог  выполняет роль рассказчика, побуждая детей к монологу. Данная проблема обозначила составление индивидуальной работы (отработка  умений владеть куклой, умение соотносить движения с речью). Сюрпризный момент (посылка) дал положительный результат, дети с интересом участвовали в игровой деятельности, проявляли активность, эмоционально реагировали. При обыгрывании стихотворения, используя пальчиковую гимнастику «Сидели три медведя» затруднений у детей не возникло, дошкольники с радостью выполняли движения. Беседа с целью обсуждения последовательности действий выявила, что дети хорошо знают сюжет сказки, правильно определяют и используют средства интонационной выразительности. По инициативе детей, была проведена пальчиковая гимнастика «Варежка». Использование сюрпризного момента, погружение  в сказочную атмосферу, вызвало у детей  эмоциональный отклик, желание самостоятельно обыграть сказку. Драматизируя сказку дети не испытывали затруднений, смогли правильно ввести свой персонаж в игру, использовали средства интонационной выразительности, активно использовали монологическую речь.  

 

Создание условий для положительной эмоциональной обстановки, создание мативации, интереса к игре, используя метод моделирования ситуаций, сюрпризного момента. Обогащение предметно-пространственной среды: оснащение  театрализованногоуголка по сюжету сказки разными видами театрализованных игр, масками, иллюстрациями,декорациями.

 При выполнении заданий, все ответы детей принимались во внимание, поощрялись. Педагог повышал самооценку детей за счет акцентирования внимания на их положительных качествах, достижениях.

Для создания благоприятного эмоционального настроя, одним из условий педагогического сопровождения, мы испльзовали   игровые ситуации, дидактические и пальчиковые игры, что положительно сказалось на активнсти и положительном настрое детей. Педагог активно использовал средства интонационной выразительности, располагал к себе используя положительную мимику, открытую позу. Используя метод неосознанного внутреннего наблюдения,нами была составлена индивидуальная и подгрупповая работа с детьми:

Индивидуальная работа с Димой Б. По развитию умений составлять описательный рассказ, опираясь на  внешний вид сверстника. «Расскажи о своем друге»

Индивидуальная работа с Анжелиной К, Аней Р. По отработке силы голоса

Игра «Большой ,маленький»

Цель:  создать условия для отработки умения использовать силу голоса, подражая лаю маленькой и большой собаки.

Индивидуальная работа с Петей Я.

На развитие умения соотносить движение с речью игра «медведь»

Подгрупповая работа с Маргаритой Я., Соней Р. По отработке движений с куклой бибабо

Игровая ситуация:

-Кукла кланяется,

-кукла машет рукой,

-кукла поворачивает голову,

- куклы обнимаются

При распределении ролей у детей возникли трудности, споры, выход из нестандартной ситуации посредством волшебного мешочка. Детям предлагалось вытащить из мешочка скрученный свиток, на котором схематично был изображен  герой. Данный метод вызвал у детей положительные эмоции, интерес, разрешение споров при распределении ролей.

Одним из условий педагогического сопровождения было вовлечение в работу родителей. Им было предложено совместно с детьми сделать рисунки героев, для украшения группы (вовлечение детей в сказочную атмосферу).

5.

Режиссерская игра с использованием настольного театра резиновых игрушек по сказке «Колобок»

Цель: Развитие диалогической речи

Задачи: Создать условия для

1. Вступительная беседа с целью мотивации детей на предстоящую деятельность, использование сюрпризного момента( в гости приходит бабушка-рассказушка , предлагает детям послушать сказку, но сначала они должны отгадать загадку)

Загадывание загадки «Колобок»

2.  Пересказ сказки «Колобок» воспитателем, используя средства интонационной выразительности.

3. Беседа с целью уточнения понимания сказки, просмотр иллюстраций

4. Использование загадок о героях сказки. После отгадывания загадок воспитатель проводит беседу, побуждая детей перечислить героев сказки и рассказать о них (составить рассказ описание).

6. Беседа - рассуждение с целью обсуждения характера, поступков главного героя  и других персонажей. Используя  словесный метод, мы развиваем у детей умение связно выражать свои мысли, умение рассуждать, обогащать словарь детей прилагательными:  хитрая,  доверчивый, непослушный, находчивый.

«Кто был главным героем сказки, куда он покатился, кого встретил на пути ? Что можно сказать про лису, какая она по характеру? Как вы можете охарактеризовать главного героя, что можно сказать о его поступке (когда укатился в лес, когда пел песню, когда сел лисе на нос)?»

5.Повторный пересказ сказки педагогом, используя театр настольных игрушек

5. Использование игры «Сказка с ошибками» с целью закрепления последовательности сюжета, установить эмоциональный контакт с детьми. Педагог занимает  главную роль: рассказывает сказку с ошибками,  замечая ошибку, дети хлопают в ладоши, давая правильный ответ.

7.  игровой момент используя музыкальное сопровождение «прыг – скок колобок»

 Цель: соотносить движения с текстом песни, используя мимику и жесты ,используя маски колобка и медведя, бабушки, дедушки;

Для мотивации детей педагог предлагает детям превратиться в румяных колобков и спеть песню. На данном этапе педагог использует метод показа, указания.

 8.Беседа с целью определения атрибутов, декораций к игре, при помощи вопросов педагога, иллюстраций - «Сказка в окошке»:

«Ребята куда положила бабка колобка, куда он спрыгнул, куда покатился, какие можно изготовить декорации, из какого материала?»

8.Изготовление атрибутов к игре с помощью родителей

9. Создание предметно-действенной мативации. (на столе установить ширму, резиновых игрушек)

Использовать выразительное чтение стихотворения для привлечения внимания детей

«Ой ребята, что за диво,помотрите как краиво, ставни,окна распиные и игрушки как живые,здеь и ширма и звонок, театральный уголок, вы скорее подбегайте, сказку в гости зазывайте,покажите представленье поднимите настроение.»

Воспитатель предлагает детям обыграть сказку «Колобок»

1Использование сюрпризного момента вызвало у детей интерес к предстоящей деятельности, дети  внимательно слушали сказку, эмоционально реагировали. 2Используя средства интонационной выразительности, при пересказе сказки, положительно сказалось на сосредоточенности детей, удержании их внимания. 3Беседа с целью уточнения понимания сказки выявила, что дети понимают смысл, выделяют начало, середину и конец.

  4При загадывании загадок, с целью составления описательного рассказа, педагог использовал выразительную, четкую, речь, использовал правильный темп, что положительно отразилось на восприятии текста, вызвало у детей  эмоции, познавательный интерес, активное участие в отгадывании.

6Дошкольники без зажимов и затруднений вступали в беседу, акцентируя внимание на загадках, перечисляя героев сказки. При составлении описательного рассказа некоторые дошкольники испытывали затруднения, делали паузы, не знали, как описать героя, волка. В данной ситуации педагог прибегал к коллективной дискуссии, с целью обсуждения характерных признаков героя, задавал наводящие вопросы, напоминал загадку, акцентируя внимание на характерном признаке; использовал метод похвалы для придания уверенности в своих силах. С целью индивидуального подхода, педагог выкладывал картинку  с изображением животного на флонелеграф (при отсутствии, затруднении описать героя без опоры на наглядный материал). Повторный пересказ сказки педагогом используя театр резиновых игрушек вызвал у детей желание участвовать в театрализованной деятельности, примерить на себя образ героя .

Использование игры «сказка с ошибками» вызвало у детей радость, благоприятную атмосферу. Дети активно и эмоционально участвовали в игре, что позволило внимательно и сосредоточенно слушать педагога. Данная игра позволила определить , что дети хорошо знают сюжет сказки, последовательность, героев.

Беседа с целью обсуждения персонажей сказки, характера героев,  выявила затруднения у детей охарактеризовать героев одним словом, в связи с чем, педагогом была определена работа по обогащению словаря прилагательными, характеризующими характер героя, составление подгрупповой работы с целью обсуждения смысла слов» находчивый, доверчивый, смекалистый» используя Д/И. Педагог побуждал детей к употреблению прилагательных, используя метод указания объяснения, данная проблема определила и  Дошкольники правильно определяли характер героев, использовали в речи прилагательные, прибегая к помощи взрослого. Педагог задавал наводящие вопросы при возникновении трудностей, связанных с подбором слова, характеризующего героя, использовал метод пояснения, примера(сам описывал героя).

Д/И «Сложи картинку трудностей у детей не вызвала, благодаря методу показа и объяснения. Дети правильно определили сказку, назвали действующих героев, смогли последовательно изложить текст, связно выражая свое повествование. Данная игра выявила, что дети хорошо знают сюжет сказки. Участие детей в  имитации движений под музыкальное сопровождение, вызвало положительные эмоции, желание участвовать в театрализованной деятельности. Дошкольники использовали в игре правильную позу, жесты мимику, подражая героям, соотнося движения с текстом. Беседа с целью определения атрибутов, вызвала у детей затруднения, дошкольники не смогли определить атрибуты, необходимые для театрализации. Данная ситуация определила работу используя наглядный материал, метод пояснения, указания. Педагог задавал вопросы , предлагал детям пофантазировать, показывал картинки, что положительно сказалось на мозговой активности детей, подборе необходимых атрибутов к игре. Изготовление атрибутов совместно с родителями, позволило детям в непринужденной обстановке добавить что-то свое, проявить фантазию при создании декорации, обсудить ту или иную задумку. Использование в работе метода предметно-действенной мотивации, позволило вовлечь детей в театрализованную деятельность, вызвать положительные эмоции. При непосредственной театрализации дети не испытывали трудностей, смогли правильно ввести свой персонаж в игру, использовали средства интонационной выразительности, вступали  в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Создание условий для положительной эмоциональной обстановки, создание мативации, интереса к игре, используя метод моделирования ситуаций, сюрпризного момента, загадок. Обогащение предметно-пространственной среды: оснащение  театрализованногоуголка по сюжету сказки разными видами театрализованных игр, масками, иллюстрациями,декорациями.

 При выполнении заданий, все ответы детей принимались во внимание, поощрялись. Педагог повышал самооценку детей за счет акцентирования внимания на их положительных качествах, достижениях.

Для создания благоприятного эмоционального настроя, одним из условий педагогического сопровождения, мы испльзовали   игровые ситуации, дидактические и пальчиковые игры, что положительно сказалось на активнсти и положительном настрое детей. Педагог активно использовал средства интонационной выразительности, располагал к себе используя положительную мимику, открытую позу. Педагог отмечает  наиболее активных, эмоциональных детей, желающих комментировать поступки героев, побуждая остальных детей к активному обсуждению.

 Используя метод неосознанного внутреннего наблюдения,нами была составлена индивидуальная и подгрупповая работа с детьми:

Подгрупповая работа направленная на обогащение словаря детей прилагательными:

Беседа с целью объяснения смысла слов находчивый, доверчивый, наивный,смекалистый

Д/И «Послушай рассказ и скажи одним словом»

Индивидуальная работа направленная на развитие лексической стороны речи с Антоном Г.

Цель создать условия для развития умения  согласовывать существительные с прилагательными

Заяц трус-он трусливый, трусливый заяц, с глаголами по родам и числам

Колобок поверил лисе, он доверчивый, лиса решила обмануть колобка она хитрая, колобок не послушал дедушку и убежал-он непослушный, колобок нашел выход как убежать от зверей он находчивый

Индивидуальная работа с Аней Р. По развитию лексической стороны речи

Игра « скажи какие»

Цель: создать условия для развития умения подбирать к слову(предмету) признак, обогащать словарь используя картинки подсказки

(например: какая погода? Картинки-солнце-солнечная, дождь-дождливая и т.д.)

6.

Драматизация с использованием  масок, театра картинок на фланелеграфе по сказке В. Сутеева «Под грибом»

1.Вступительная беседа с целью мотивации детей на предстоящую деятельность ,используя загадку про воробья; сюрпризный момент(в гости приходит воробей)

«Ребята к нам сегодня пришел гость, хотите узнать кто он, тогда отгадайте загадку? А вы знаете сказку, где один из героев воробей, хотите я вам расскажу ее?»

2. Пересказ сказки «Под грибом»

3. Беседа с целью   уточнения понимания сказки, просмотр   иллюстраций к сюжету.

4. использование стихов о героях сказки. Педагог выразительно читает стихотворения, акцентируя внимание детей на характерных признаках животных, выделяя их интонацией.        После прослушивания стихотворения, воспитатель предлагает вспомнить стихотворение и составить рассказ-описание (при затруднениях  детей составить рассказ описание выкладывает картинку животного на фланелеграф).

5. Беседа с целью составления описательного рассказа, обсуждение характера героев.

6. Повторный пересказ сказки педагогом, используя картинки на фланелеграфе.

7.Беседа с целью обсуждения средств интонационной выразительности; использование игрового момента:

игровая ситуация «Кто как говорит» с использованием картинок на флонелеграфе.Педагог использует метод объяснения, показа.

Цель: Создать условия для формирования  навыка говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

6. Д/И «Сложи картинку»

Цель: Создать условия для развития умения составлять целое изображение, складывая его из  отдельных частей, называя сказку, действующих лиц, последовательно рассказывать сюжет.

6. игра сценка с использованием масок героев изготовленных родителями (разыгрывание по ролям).

Роли распределялись сюрпризным моментом-на столе, изображением вниз, лежали картинки героев, ребенок брал картинку и выполнял соответствующую роль. В сценке принимали участие двое детей.(встреча  муравья и бабочки и т.д.)

- Сюрпризный момент с целью мотивации детей на предстоящую театрализованную деятельность. Привлечения внимания детей используя стихотворение и картинку гриба на флонелеграфе:

 «Ой, ребята, что за диво, посмотрите, как красиво, посреди густых деревьев вырос гриб на загляденье, кто отважиться сыграть и под грибом постоять. Посмотрите ка скорее, небо стало чуть темнее, с неба дождик поливает, гриб наш быстро подрастает, можем дождик переждать, и немножко поиграть!

-Беседа с целью обсуждения, в какую сказку можно поиграть? Педагог побуждает детей  к выбору задавая вопросы.

-дети показывают сказку «Под грибом» используя картинки на флонелеграфе.

.

Изготовление масок героев родителями используя игру «Отгадай кто?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей четвертого года жизни

Большое значение речи дошкольника  в том , что  это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность  связанных друг с другом  мыслей, которые выражены...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

Презентация на тему: Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни

Презентация к проекту "Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни"....