Мастер-класс для педагогов ДОО "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка по развитию речи

Гуськова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Гуськова Екатерина Николаевна

Воспитатель высшей кв.категории

МБДОУ детский сад «Сказка»

Р.п.Вознесенское Нижегородская область

Мастер класс для педагогов

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  средствами театрализованной деятельности»

           - Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу предложить начать нашу встречу с хорошего настроения.  Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной. Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я  начинаю мастер – класс для воспитателей по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.

Цель мастер-класса:

Обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках.
  3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

     Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

    В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

     Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

     Театрализованная деятельность — это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы.

Приемы развития речи:

1. Чтение художественной литературы.

2. Чистоговорки и скороговорки

3. Беседа

4. Упражнения в употреблении речевых штампов

5. Постановка вопроса

6. Дидактический рассказ с инсценировкой

7. Инсценировка диалога в стихах

8. Режиссерские игры

 Чтобы познакомиться со всеми, нам понадобится не один мастер-класс. Поэтому, сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.

Уважаемые педагоги!

- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)

А теперь пришла пора общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду (я говорю слово, воспитатели показывают жестами) : «иди сюда»«уходи»«здравствуйте»«до свидания»«тихо»«нельзя»«думаю»«понял»«нет»«да».

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Пальчиковая гимнастика «Жили были гномики»

Жили-были гномики

В расчудесном домике.

Папа гном дрова рубил,

Гном сынок их в дом носил.

Мама гномик суп варила,

Дочка гном его солила.

Гномик бабушка вязала,

Гномик тетушка стирала.

Дед окошки раскрывал

Всех знакомых в гости звал. (выполняем движения согласно тексту)

3. Способствует развитию мелкой моторики и активизирует речевое развитие пальчиковая гимнастика с карандашом.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

     Ход немного замедляем

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.

    Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

     В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

     Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

      В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной , объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.

На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:

- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»,

 - развитие Звуковой культуры речи - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:

- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета

- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

- развитие творчества, импровизации и перевоплощения

- совершенствование диалогической речи

А теперь я предлагаю приступить к практической части мастер-класса.

     «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»

 (Б. М. Теплов)

     

     И сегодня я хочу познакомить вас с одним из  видов театра, которые я использую в своей работе с детьми.

     Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках: сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала; или найти нужного героя в интернете.

     Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики». Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и

готовы, а теперь представление:

Сценарий спектакля по ПДД.

Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”

Покажем мы вам сказку.

А может и не сказку.

А может быть и мультик.

Хотите посмотреть?

О правилах движения.

А может поведения

Ребята из дет сада

Пришли вам рассказать.

Историю про девочек,

А может и про мальчиков.

Да, нет же про смешариков.

Что ж приключилось там?

А вы, друзья, послушайте.

А лучше посмотрите.

А мы сейчас расскажем вам.

А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж: До чего же скучно, братцы,

Каждый день в лесу слоняться.

Каждый день одно и то же.

Одичаем мы похоже?

Нюша: Где то город. суматоха.

Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.

Вон, забот невпроворот:

Пчёлы, садик, огород.

Воздух, птички, лес - чудесно

Нюша: Фи! Как всё неинтересно.

Скукотища! Муть лесная!

Всё я в город уезжаю!

Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы,

Нам из леса выбираться!

Не надолго, на чуть-чуть

Едем в город отдохнуть.

Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!

Город нас к себе зовёт!

Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч: Не спеши. Необходимо

Знать основы ПДД.

Нюша: Это что за ерунда? (Уходит)

Кар Карыч: Масса правил есть друзья:

Это можно, то нельзя.

Где ходить разрешено,

Ну, а где запрещено.

Город - это не игрушки.

Навострите ваши ушки

И послушайте урок!

Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!

Ты чего пугаешь нас?

Не в лесу же мы сейчас! (Уходит)

(Копатыч кричит из-за кулис)

Ай-я-яй! Какая жуть!

Помогите кто-нибудь!

Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!

Чем могу тем помогу (Убегает)

Капатыч: Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!

Нюша: Мы ж в аварию пополи.

Очень-очень пострадали.

Копатыч: Ноги.

Нюша: Рученьки.

Вместе: Болят!

Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?

Уж конечно не водители!

Вместе: Мы же.

Кар Карыч: Вы же нарушители!

Нюша: Что мы сделали не так!

Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.

Этот знак нам говорит:

Пешеходам путь закрыт!

Вы ж помчались по дороге

И … авария в итоге!

Пострадали вы и люди.

Нюша: Извините!

Копатыч: Мы не будем.

Нюша: Будем. правила учить,

Чтоб в беду не угодить.

Ёж: А я слушаться не буду

Кара Карыча - зануду.

Мне всё это надоело -

Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,

И расступятся машины, удивляясь: Кто такой!

И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,

И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш: Твой поступок сей ужасен

И для общества - опасен!

Безобразие, друзья!

Так себя вести нельзя!

Ёж: В этом городе все злючки.

Поломали мне колючки.

Покатался. Что ж такого?

Ну, не знал я. Ну, чес слово.

Ну, не буду больше я!

Ну, простите же меня!

Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш: Нарушенья тут и там.

Нюша: Город - это не для нас.

Ёж: Пропадём, неровен час!

Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.

Всё, друзья, исправить можно.

Вам поможем, так и быть.

Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот»)

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев: говорят, не повезет,

Кто на красный свет

Дорогу перейдет,

А у нас наоборот-

На зеленый только

Сад наш и идёт!

Иногда самые простые методы и приемы оказываются самыми действенными и результативными. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча станет вам полезной. Желаю всем творчества и новых открытий!

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители  и способные актёры. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей       дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...