Мастер-класс для педагогов ДОО "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка по развитию речи
\\
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор-составитель:
Гуськова Екатерина Николаевна
Воспитатель высшей кв.категории
МБДОУ детский сад «Сказка»
Р.п.Вознесенское Нижегородская область
Мастер класс для педагогов
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
- Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу предложить начать нашу встречу с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной. Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я начинаю мастер – класс для воспитателей по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.
Цель мастер-класса:
Обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
- Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках.
- Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность — это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы.
Приемы развития речи:
1. Чтение художественной литературы.
2. Чистоговорки и скороговорки
3. Беседа
4. Упражнения в употреблении речевых штампов
5. Постановка вопроса
6. Дидактический рассказ с инсценировкой
7. Инсценировка диалога в стихах
8. Режиссерские игры
Чтобы познакомиться со всеми, нам понадобится не один мастер-класс. Поэтому, сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.
Уважаемые педагоги!
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)
А теперь пришла пора общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду (я говорю слово, воспитатели показывают жестами) : «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял», «нет», «да».
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Пальчиковая гимнастика «Жили были гномики»
Жили-были гномики
В расчудесном домике.
Папа гном дрова рубил,
Гном сынок их в дом носил.
Мама гномик суп варила,
Дочка гном его солила.
Гномик бабушка вязала,
Гномик тетушка стирала.
Дед окошки раскрывал
Всех знакомых в гости звал. (выполняем движения согласно тексту)
3. Способствует развитию мелкой моторики и активизирует речевое развитие пальчиковая гимнастика с карандашом.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной , объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)
Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.
На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:
- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»,
- развитие Звуковой культуры речи - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.
На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:
- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета
- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.
- развитие творчества, импровизации и перевоплощения
- совершенствование диалогической речи
А теперь я предлагаю приступить к практической части мастер-класса.
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
И сегодня я хочу познакомить вас с одним из видов театра, которые я использую в своей работе с детьми.
Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках: сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала; или найти нужного героя в интернете.
Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики». Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.
Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и
готовы, а теперь представление:
Сценарий спектакля по ПДД.
Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»
Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”
Покажем мы вам сказку.
А может и не сказку.
А может быть и мультик.
Хотите посмотреть?
О правилах движения.
А может поведения
Ребята из дет сада
Пришли вам рассказать.
Историю про девочек,
А может и про мальчиков.
Да, нет же про смешариков.
Что ж приключилось там?
А вы, друзья, послушайте.
А лучше посмотрите.
А мы сейчас расскажем вам.
А может пропоем.
Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.
Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.
Ёж: До чего же скучно, братцы,
Каждый день в лесу слоняться.
Каждый день одно и то же.
Одичаем мы похоже?
Нюша: Где то город. суматоха.
Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.
Вон, забот невпроворот:
Пчёлы, садик, огород.
Воздух, птички, лес - чудесно
Нюша: Фи! Как всё неинтересно.
Скукотища! Муть лесная!
Всё я в город уезжаю!
Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы,
Нам из леса выбираться!
Не надолго, на чуть-чуть
Едем в город отдохнуть.
Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!
Город нас к себе зовёт!
Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)
Кар Карыч: Не спеши. Необходимо
Знать основы ПДД.
Нюша: Это что за ерунда? (Уходит)
Кар Карыч: Масса правил есть друзья:
Это можно, то нельзя.
Где ходить разрешено,
Ну, а где запрещено.
Город - это не игрушки.
Навострите ваши ушки
И послушайте урок!
Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!
Ты чего пугаешь нас?
Не в лесу же мы сейчас! (Уходит)
(Копатыч кричит из-за кулис)
Ай-я-яй! Какая жуть!
Помогите кто-нибудь!
Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!
Чем могу тем помогу (Убегает)
Капатыч: Ах, как больно и обидно!
Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!
Нюша: Мы ж в аварию пополи.
Очень-очень пострадали.
Копатыч: Ноги.
Нюша: Рученьки.
Вместе: Болят!
Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?
Уж конечно не водители!
Вместе: Мы же.
Кар Карыч: Вы же нарушители!
Нюша: Что мы сделали не так!
Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.
Этот знак нам говорит:
Пешеходам путь закрыт!
Вы ж помчались по дороге
И … авария в итоге!
Пострадали вы и люди.
Нюша: Извините!
Копатыч: Мы не будем.
Нюша: Будем. правила учить,
Чтоб в беду не угодить.
Ёж: А я слушаться не буду
Кара Карыча - зануду.
Мне всё это надоело -
Поучает то и дело!
Я на велике помчуся по дороге настоящей,
И расступятся машины, удивляясь: Кто такой!
И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,
И колючки засияют вмиг от скорости такой!
Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?
Бараш: Твой поступок сей ужасен
И для общества - опасен!
Безобразие, друзья!
Так себя вести нельзя!
Ёж: В этом городе все злючки.
Поломали мне колючки.
Покатался. Что ж такого?
Ну, не знал я. Ну, чес слово.
Ну, не буду больше я!
Ну, простите же меня!
Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?
Бараш: Нарушенья тут и там.
Нюша: Город - это не для нас.
Ёж: Пропадём, неровен час!
Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.
Всё, друзья, исправить можно.
Вам поможем, так и быть.
Будем правила учить.
(песня на мотив «Черный кот»)
Жил да был светофор на углу,
Подчинялись все люди ему.
Если красный горит, все стоят,-
Это знает любой из ребят.
Припев: говорят, не повезет,
Кто на красный свет
Дорогу перейдет,
А у нас наоборот-
На зеленый только
Сад наш и идёт!
Иногда самые простые методы и приемы оказываются самыми действенными и результативными. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча станет вам полезной. Желаю всем творчества и новых открытий!
Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и способные актёры. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...
Мастер – класс «Роль моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:1.Реализация практических аспектов моделирования связной речи у детей дошкольного возраста.2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям ...
Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...
План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...
Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...