Педагогический проект «Русский уклад»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Роженцова Татьяна Ивановна

Ознакомление детей с традициями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt1.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Русский уклад»

для детей старшего дошкольного возраста

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость

и человеческое достоинство.

Г.Н. Волков

 

Тип проекта: творческо-игровой, долгосрочный, групповой, межгрупповой.

 

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

 

Направление проекта

Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициями обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.

 Актуальность реализации проекта

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

 Гипотеза реализации проекта

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

 Цель проекта

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

Задачи проекта

  1. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
  2. Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: наречение имени, пасха.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.
  4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.

 Предполагаемый результат проекта

  • Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • Имеют представления о традициях русского народа;
  • Осознают принадлежность к своему народу;
  • Используют в активной речи устный народный фольклор;
  • Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
  • Имеют представления о национальном костюме русского народа;
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 Этапы работы над проектом

 1. Подготовительный этап

  • Диагностика;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
  • Составление плана основного этапа проектирования;
  • Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
  • Создание развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

  • Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
  • Совместная деятельность с детьми;
  • Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
  • Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.

 3. Завершающий этап

  • Совместная с детьми деятельность;
  • Участие в праздниках, обрядах;
  • Диагностика;
  • Оформление материала проекта;
  • Подготовка презентации для выступления из опыта работы.

 Обеспечение проекта

  1. Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
  2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
  3. Наглядно-дидактическое:предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

 

Формы организации

  • Беседа, общение.
  • Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
  • Моделирование.
  • Экскурсия.
  • Слушание и разучивание фольклорных произведений.
  • Развлечение.

Содержание проекта

Тема

Содержание

Работа с родителями

Срок выполнения

Диагностика

Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях и обрядах: наречение имени,  национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров

Анкетирование

Апрель

1 неделя

Рукам работа – душе праздник

Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа

 Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей

 Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки

 Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями

 Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» -воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность

 Подвижные игры: , «Горелки» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость

Пополнение мини музея «Русский уголок» предметами быта и рукоделия

 

Консультация «Устное народное творчество»

Апрель

2 неделя

Мило тому,

у кого много всего в дому

Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

 Экскурсия в мини музей «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа

 Посиделки «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций

Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»

 

Апрель

Русский наряд

Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

 Рассуждение на тему поговорок«Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями

 Подвижные игры  «Краски»- развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями

Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу»,

альбом «Русский народный костюм»

Апрель

4 неделя

Матрешка

Русский сувенир

Презентация Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры «Собери целое», «Лото»

 Беседа «Виды и особенности росписи матрешек».

Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».

Слушание частушек 

Нод  рисование на тему : «Русская матрешка».

Оформление  альбома совместно с родителями

«Русская матрешка»

май

«Пасха»

 Цель: вызвать интерес к русским традициям, красоте, поэтике.

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам. Прививать любовь к русскому фольклору, старинным русским обрядам

Хоровод «Во поле береза стояла» 

Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка

 Игра «Чье яйцо будет дольше крутиться?». Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке».

Развлечение «Пасхальные игры» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями

Нод по рисованию на тему: «Пасхальное яйцо»

Выставка «Пасхальная радость»

Помощь и участие в проведении праздника

май

Полна хата детей, так

 и счастливо в ней

 Рассказывание сказки «Никита Кожемяка» с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки

 Слушание и разучивание  колыбельных песен, прибауток, скороговорок с именами - обогащать эстетические чувства и впечатления детей к русскому фольклору: песням, прибауткам; умение использовать в собственной речи образные сравнения, олицетворения

 Подвижные игры «Жмурка », «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре

Папка-раскладушка «Имя – не просто слово»

 

Общение родителей с детьми «История твоего имени»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русская горница"

Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой....

Педагогический проект "Русские богатыри"

творческий, позновательный проект "Русские богатыри",  воспитывает любовь к Родине, желание быть защитником отечества, Знакомит с историей Российской Армии и, воспитывает чувство гордости и уваже...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»

целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...

Педагогический проект "Русский сарафан"

Любознательность и творческая активность – естественное состояние детей старшего дошкольного возраста. Открывать, изучать, узнавать новую информацию –  значит сделать шаг к новому и интересному....

Педагогический проект "Русская матрёшка"

Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами....

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Презентация проект "Русский уклад"

Презентация проект "Русский уклад" для старших дошкольников....