Педагогический проект «Русский уклад»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Ознакомление детей с традициями русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt1.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Русский уклад»
для детей старшего дошкольного возраста
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость
и человеческое достоинство.
Г.Н. Волков
Тип проекта: творческо-игровой, долгосрочный, групповой, межгрупповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление проекта
Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициями обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.
Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Гипотеза реализации проекта
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Цель проекта
Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Задачи проекта
- Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
- Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: наречение имени, пасха.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.
Предполагаемый результат проекта
- Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
- Имеют представления о традициях русского народа;
- Осознают принадлежность к своему народу;
- Используют в активной речи устный народный фольклор;
- Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
- Имеют представления о национальном костюме русского народа;
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
- Диагностика;
- Определение цели и задач проекта;
- Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
- Составление плана основного этапа проектирования;
- Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- Создание развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
- Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
- Совместная деятельность с детьми;
- Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
- Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.
3. Завершающий этап
- Совместная с детьми деятельность;
- Участие в праздниках, обрядах;
- Диагностика;
- Оформление материала проекта;
- Подготовка презентации для выступления из опыта работы.
Обеспечение проекта
- Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
- Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
- Наглядно-дидактическое:предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Формы организации
- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Моделирование.
- Экскурсия.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
Содержание проекта
Тема | Содержание | Работа с родителями | Срок выполнения |
Диагностика | Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях и обрядах: наречение имени, национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров | Анкетирование | Апрель 1 неделя |
Рукам работа – душе праздник | Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» -воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность Подвижные игры: , «Горелки» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость | Пополнение мини музея «Русский уголок» предметами быта и рукоделия
Консультация «Устное народное творчество» | Апрель 2 неделя |
Мило тому, у кого много всего в дому | Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Экскурсия в мини музей «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа Посиделки «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций | Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»
| Апрель |
Русский наряд | Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов Рассуждение на тему поговорок«Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями Подвижные игры «Краски»- развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями | Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу», альбом «Русский народный костюм» | Апрель 4 неделя |
Матрешка Русский сувенир | Презентация Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры. Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры «Собери целое», «Лото» Беседа «Виды и особенности росписи матрешек». Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки». Слушание частушек | Нод рисование на тему : «Русская матрешка». Оформление альбома совместно с родителями «Русская матрешка» | май |
«Пасха» | Цель: вызвать интерес к русским традициям, красоте, поэтике. Задачи: Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам. Прививать любовь к русскому фольклору, старинным русским обрядам Хоровод «Во поле береза стояла» Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка Игра «Чье яйцо будет дольше крутиться?». Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке». Развлечение «Пасхальные игры» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями | Нод по рисованию на тему: «Пасхальное яйцо» Выставка «Пасхальная радость» Помощь и участие в проведении праздника | май |
Полна хата детей, так и счастливо в ней | Рассказывание сказки «Никита Кожемяка» с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки Слушание и разучивание колыбельных песен, прибауток, скороговорок с именами - обогащать эстетические чувства и впечатления детей к русскому фольклору: песням, прибауткам; умение использовать в собственной речи образные сравнения, олицетворения Подвижные игры «Жмурка », «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре | Папка-раскладушка «Имя – не просто слово»
Общение родителей с детьми «История твоего имени»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Русская горница"
Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой....
Педагогический проект "Русские богатыри"
творческий, позновательный проект "Русские богатыри", воспитывает любовь к Родине, желание быть защитником отечества, Знакомит с историей Российской Армии и, воспитывает чувство гордости и уваже...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»
целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...
Педагогический проект "Русский сарафан"
Любознательность и творческая активность – естественное состояние детей старшего дошкольного возраста. Открывать, изучать, узнавать новую информацию – значит сделать шаг к новому и интересному....
Педагогический проект "Русская матрёшка"
Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами....
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Презентация проект "Русский уклад"
Презентация проект "Русский уклад" для старших дошкольников....