Педагогический проект "Русская горница"
проект (окружающий мир, средняя группа) по теме
Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Русская горница" | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Воспитатель МДОУ «Детский сад №2»
Прохорова Ирина Анатольевна
2009 год
Актуальность:
В дошкольном периоде начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и это в значительной мере определяет последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Богатство и разнообразие природы, труд, быт русского народа обусловили оригинальность, самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время, и чем он жил в прошлом.
Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой.
Проблема:
Но в настоящее время и дети, и даже многие взрослые, особенно те, которые живут в больших городах, могут и не знать, как выглядят окружавшие когда – то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь. Да и социальная среда, в которой растёт и воспитывается ребёнок, не способствует формированию у него необходимых для личностного становления таких качеств, как чувство патриотизма, любви и уважения к своим корням, народной культуре. Возникла идея разработки и реализации проекта «Русская горница».
Тип проекта:
среднесрочный, творческий, игровой.
Продолжительность:
январь – май 2009 года.
Цель:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста гражданских качеств, чувства патриотизма, любви к своему родному краю и Отечеству через приобщение к народной культуре.
Задачи:
- Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу по данной теме.
- Оформить уголок «Русская горница».
- Привлечь родителей для совместной деятельности по оформлению и проведению занятий, досугов.
- Познакомить детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа.
- Развивать у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Воспитывать у детей уважение к историческому наследию предшествующих поколений.
- Разработать тематический план работы.
Предполагаемый результат:
- Знание и понимание детьми об основных народных праздниках, обрядах, их символических значениях.
- Перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность.
- Нравственная ориентация дошкольников (восприятие ценностей народной культуры).
- Охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности.
- Воспитание личности дошкольника, знающей, уважающей историю и традиции своего народа.
- Удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью детского сада.
Проект предполагает:
- взаимодействие с родителями воспитанников;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (детской библиотекой, ЦДТ, музеем и т.п.);
- с педагогами дополнительного образования (музыкальным и физкультурным работниками).
Место реализации: МДОУ «Детский сад № 2».
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Н. Г. Зеленова «Мы живём в России» -М., 2007
- «С чего начинается Родина» \под ред. Кондрыкинской Л. А. – М., 2005
- «Система патриотического воспитания в детском саду»/авт. Сост. Александрова Е. Ю. – М., 2003
- Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», - СПб, 2002
- Российский Этнографический музей – детям – СПб, 2001
- Полная хрестоматия для детей – М., 2008
- Журнал «Воспитатель ДОУ» №8, 9 – 2008; №3 – 2009
- Журнал «Управление ДОУ» №1 – 2007; №4 – 2008
- «Дошкольное воспитание» №5 – 2005
10. «Истоки народной культуры в детском саду» - СПБ, 2008
Диагностико – дидактическое:
- Педагогические наблюдения.
- Диагностическая методика по определению уровня нравственной направленности.
- Мини – сочинения из личного опыта, рисунки детей.
Этапы работы:
I подготовительный:
- подбор и изучение методической литературы;
- первичная диагностика;
II основной:
- создание уголка, воспроизводящего атмосферу и русский национальный быт;
- изучение малых фольклорных форм (песен, сказок, частушек, пословиц, поговорок ит. д.)
- знакомство с праздниками и традициями русского народа;
- знакомство с народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми;
- привлечение родителей к созданию уголка, к его пополнению;
III итоговый или заключительный:
- презентация проекта: интегрированное занятие «Зимние посиделки»;
- сравнительная диагностика.
Формы работы:
- занятия по ознакомлению детей с родным краем, культурным наследием;
- беседы;
- экскурсии к историческим местам и памятникам города;
- музыкально – литературные композиции;
- показ сказок и спектаклей;
- изобразительная деятельность;
- чтение художественной литературы;
Тематический план работы на 2009 год (средняя группа)
№ п\п\ | Познавательная деятельность | Продуктивная деятельность | Художественная литература | Игровая деятельность | Художественно – речевая деятельность |
январь | 1. Беседа: «Жили – были дед да баба» 2. Знакомство с предметами быта (русской печью) 3. Беседа « Как люди раньше жили..» | 1. Конструирование «Теремок» 2. Рисование в свободное время 3. Лепка из солёного теста домашней утвари для игр. | 1. Загадки о предметах быта 2. Чтение русских народных сказок 3. «Как старик домовничал» Б. Шахов 4. Разучивание поговорок | 1. С.р.и. « В гости к кукле» (чайная церемония) 2. Д\и «По дорогам сказок» 3. П/и «Ловишки» | 1. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» 2. Фольклорный праздник «Рождественские святки» 3. Театрализованное занятие «Колобок наш удалой» |
февраль | 1. Беседа о малых фольклорных формах 2. «Как человек стал человеком» | 1. Оформление «Генеалогическое древо семьи» 2. Рисование по русской народной сказке «Гуси - лебеди» | 1. Чтение русских народных сказок, небылиц, потешек 2. Разучивание в свободное время скороговорок, чистоговорок | 1. Использование считалок при выборе водящих 2. Д/и «Подбери посуду» | 1. Развлечение «Путешествие на зимнюю полянку» 2. Игра - драматизация по сказке «Гуси – лебеди» |
март | 1. Интегрированное занятие «Русская матрёшка» | 1. Рисование «Танцующая матрёшка» 2. Лепка «Матрёшка» 3. Украсим сарафан матрёшке | 1. «У меня матрёшка есть» З. Медведева 2. «Матрёшечка» В. Берестов 3. Разучивание закличек о весне | 1. Д\и «Что игрушка расскажет о себе» | 1. Развлечение «Проводы зимы» 2. Использование настольного театра |
апрель | 1. Занятие «Весна в лесу» 2. «Наша Родина - Россия» 3. Беседа о хлебе | 1. Рисование «Весна пришла» 2. Рисование «Кто из сказки к нам пришёл» | 1. «Весна» Г. Ладонщиков 2. Деревья весной» Т. Скребицкий. | 1. Д\и «Солнечные зайчики» 2. П/и «У медведя во бору» | 1. Развлечение «Весна – красна» |
май | 1. Достопримечательности нашего города 2. Беседа «Дымковские игрушки» | 1. Рисование «Празднично украшенный дом» 2. Рисование «Дымковская птица» 3. Коллективная аппликация «Волшебный сад» | 1. «По городу» В. Берестов 2. «Одуванчик» Серов. 3. | 1. С.р.и. «Путешествие по городу» 2. П\и «Горелки» | 1. Развлечение «Посиделки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Светлая горница"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
"Как уютна наша горница."
Воспитание патриотических чувств через приобщение к отечественной народной культуре...
Мини-музей "Русская горница"
Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей "В русской горнице"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей...