Проект «Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать».
проект по развитию речи (старшая группа)
Мной разработан и представлен проект интеграции развития речи и математического развития дошколят. Целью проекта является - создание условий позволяющий устранить затруднения в освоении элементарных математических и познавательно – речевых представлений у детей с нарушениями речи. Повысить динамику роста математического развития детей, а следовательно, и их речевого развития. Подготовить их к успешному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать». | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать»
Номинация «Дошкольный возраст»
Автор проекта: Марченко Оксана Александровна, учитель - логопед МБДОУ - д/с №3 ст. Старовеличковской
База проектной деятельности:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 станицы Старовеличковской, Калининский район, ст. Старовеличковская, ул. Красная, д162
Сроки работы: долгосрочный 2014 – 2015уч.г.
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
Федеральный государственный образовательный стандарт, вступивший в силу с 1 января 2014 года, к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта, попутно позволяет решить задачи Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а именно: создание необходимых условий предметно-пространственной и информационной среды, образовательной ситуации, средств педагогической поддержки ребенка, для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни и позволяющих подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.
Проблема, решаемая при реализации проекта.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Проводя комплексное обследование детей в начале учебного года, были выявлены следующие трудности: в развитии пространственного праксиса – дети не различают правой и левой стороны, затрудняются показать предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади; в назывании геометрических фигур, цветов, в счете до 10 и обратно, в определении времени года и суток. При обследовании грамматического строя отмечаются несовершенства в преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное (стол — столы, рука— руки), в образовании имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (дом — дома — домов), в согласовании прилагательных с существительными единственного числа в роде и т.п. Исходя из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать».
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, воспитатели.
Цель: создание условий позволяющий устранить затруднения в освоении элементарных математических и познавательно – речевых представлений у детей с нарушениями речи. Повысить динамику роста математического развития детей, а следовательно, и их речевого развития. Подготовить их к успешному обучению в школе.
Задачи:
1. Формировать систему элементарных математических и знаний, умений и навыков (счет и количество, размер и величина, цвет, форма)
2. Формировать приёмы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации)
3. Развивать грамматические категории речи через игры с математическим содержанием.
4. Развивать навыки пространственного ориентирования на себе, на листе бумаги в окружающем пространстве.
5. Развивать самостоятельность, поощрять проявление творческой инициативы.
6.Способствовать более высоким темпам математического и речевого развития детей;
Содержание проекта
Гипотеза: мы исходили из предположения о том, что эффективность коррекционно – развивающей работы в математическом и познавательно – речевом направлении повысится, если обеспечить следующие условия:
- организовать углубленную коррекционную работу по выше перечисленным направлениям деятельности ребенка;
- разработать перспективный планы работы.
Поэтапный план мероприятий реализации проекта
Этапы, задачи | Сроки |
1.Подготовительный - Заполнение диагностических карт. - Разработка образовательного проекта. - Составление перспективного плана индивидуально-подгрупповых занятий с учетом лексических тем по формированию речевого развития и математических навыков. - Подбор игр и игровых упражнений на развитие элементарных математических представлений. - Подбор игр и игровых упражнений на развитие речевого компонента. | сентябрь-октябрь |
2. Формирующий - Организация коррекционно - развивающего процесса в форме индивидуально-погрупповых занятий. - Разработка конспектов занятий. - Создание мультимедийных презентаций и игр по намеченным направлениям. - Проведение диагностики детей. - Консультирование педагогов ДОУ. - Презентация проекта на педсовете. | 2014-2015г. |
3. Обобщающий - Разработка выводов и рекомендаций. - Выступление на педсовете на тему «Результаты реализации проекта «Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать». | апрель-май 2015 г. |
Ожидаемые результаты от внедрения:
- Уменьшение количества детей с нарушениями речи и с трудностями в усвоении элементарных математических представлений;
- Повышение интереса к математической деятельности.
- Повышение уровня качества речевого компонента.
- Повышение уровня профессионализма педагогов в коррекционной работе с детьми.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое обеспечение
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В.: «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида». – М.: Издательство: Просвещение, 2010 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. Москва, Айрис-пресс, 2005г.
Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили. Москва, ТЦ Сфера, 2006. (Приложение к журналу «Управление ДОУ)
Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, №1, 2004г.
Кузнецова С.В., КотоваЕ.В,, Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие.- Москва: ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Логопед для ДОУ. Москва, ТЦ Сфера, 2005, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Коноваленко В.В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И.: «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». – М.: Издательство: Гном, 2012 г.
С.И. Карпова, В.В. Мамаева: Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. Санкт-Петербург: ТЦ Сфера, 2012
Н.Э. Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 1, 2, 3, 4). – М.: Издательство: Гном, 2012 г.
Перспективный план работы по реализации проекта
Месяц неделя | Тема | Вид деятельности |
Сентябрь 3-я неделя | «Осень» |
|
4-я неделя | «Овощи» | 1. Д/и «Измени по образцу», «Один - много» (огурец - огурцы). 2. Д/у «Какие овощи ты узнал? Сосчитай их» (зашумленные картинки) 3. Д/и «На какую фигуру похож». 4. Д/и «Что бывает такого цвета». 5. РММ «Посадили мы картошку» |
Октябрь 1-я неделя | «Фрукты» | 1. Д/и «Измени по образцу» (яблоко - яблоки). 2. Д/у «Подбери признак» (форма, цвет, вкус, где и как растет) 3. Д/и «Один – одна – одно» 4. Д/у «Как до яблоньки дойти?» (ориентирование в пространстве) 5. РММ «Осень добрая пришла и подарки принесла» |
2-я неделя | «Дорожное движение» | 1. Д/и «Что не так?» (употребление предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, С ИЗ-ЗА, ОКОЛО) 2. Д/и «Какой формы? Какого цвета?» 3. Отгадывание загадок. 4. «Сосчитай до пяти» 5. РММ «Ехали мы, ехали» |
3-я неделя | « Грибы» | 1. Д/и «Сосчитай до пяти» (грибы, корзины, грибников) 2. Д/у «Жадина» (мой опенок - мои опята) 3. Д/у «Скажи наоборот» (большой – маленький; толстый – тонкий) 4. Д/у «Назови гриб – нарисуй три, пять» 5. РММ «Мы в лесок пойдем» |
4-я неделя | «Игрушки» | 1. Д/у «Игрушки для Тани и Вани» (цвет) 2. Д/и «Считай и называй» 3. Д/у «Расскажи-ка» (рассказ по плану) 4. Д/у «Найди отличия» (счет, ориентирование на листе бумаги) 5. РММ «Игрушки» |
Ноябрь 1-я неделя | «Деревья» | 1.Д/и «Скажи наоборот» (тонкая, прямая, высокая). 2. Д/у «Считай и называй» 3. Д/у «Четвертый лишний» 4. Д/У «Лабиринт» 5. РММ «Старый тополь» |
2-я неделя | «Перелетные птицы» | 1. Д/и «Скажи наоборот» 2. Д/у «Рассмотри и назови» 3. Д/у «Исправь ошибки» (ориентирование на листе, употребление предлогов) 4. Д/у «Считай и называй» 5. РММ «Считалочка» |
3-я неделя | «Дикие животные» | 1. Д/и «Скажи наоборот» 2. Д/у «Прятки» (ориентирование пространстве) 3. «Хитрые вопросы» ( сколько у двух зайцев ушей, хвостов) 4. «Повтори рисунок о клеточкам» 5. РММ «Заяц бегал по болоту» |
4-я неделя | «Посуда. Труд повара» | 1. Д/и «В гостях у бабушки Федоры» (один – много, цвет, форма) 2. Д/у «Где живут продукты?» 3. Подбор антонимов (горячий - холодный). 4. Отгадывание загадок. 5. РММ «Мы тесто месили» |
Декабрь 1-я неделя | «Зима» | 1. Д/и «Сосчитай до пяти» (одна теплая варежка – две теплые варежки, ..) 2. Д/и «Скажи наоборот» 3. «Хитрые вопросы» (Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что потом?» 4. Д/и «Какое сейчас время года?» 5. РММ «Мы едем на лыжах» |
2-я неделя | «Продукты питания» | 1. Д/у «Жадина» 2. Д/у «Скажи наоборот» 3. Д/у «Четвертый лишний» 4. Д/у «Рассмотри и назови? Сосчитай их» (зашумленные картинки) 5. Д/и «На что похоже?» (форма, цвет) |
3-я неделя | «Мебель» | 1. Д/и «Назови по образцу» (один – много) 2. Д/У «Какое слово самое короткое?» 3. Д/у «Что без чего?» 4. Д/у «Считай и называй» 5. РММ «Мебель» |
4-я неделя | «Новогодний праздник» | 1. Д/у «Скажи наоборот» 2. Д/и «Сосчитай до пяти» (свечи, игрушки, подарки) 3. Д/у Лабиринт «Помоги лыжнику» 4. Д/у «Нарисуй по клеточкам» 5. РММ «Год прошел» |
Январь 1-я неделя | «Зимние забавы» | 1. Д/у «Скажи наоборот» 2. Д/у «Называем зимние месяцы» 3. Д/у «Считай и называй» 4. Д/у Лабиринт «Помоги Ване» 5. РММ «С горки, ух!» |
2-я неделя | «Зимующие птицы» | 1. Д/у «Исправь ошибку» (цвет) 2. «Хитрые вопросы» (чего больше – крыльев или птиц) 3. Д/у «Скажи наоборот» 4. Д/и « Соедини одинаковые фигуры» 5. РММ «Скоро белые метели» |
3-я неделя | «Домашние животные» | 1. Д/у «Скажи наоборот» 2. Д/у «Считай и называй» 3. Д/у «Расскажи-ка» 4. Отгадывание загадок. 5. РММ «Рыжая корова» |
4-я неделя | «Семья» | 1. Д/и «Какое слово самое длинное?» 2. «Умные задачки» 3. Д/и «Измени по образцу» (бабушка - бабушки) 4. Д/у «У кого какой воздушный змей» (ориентирование на листе бумаги) 5. РММ «Семья» |
Февраль 1-я неделя | «Животные севера» | 1. Д/у « Исправь предложение» (цвет, величина) 2. Д/у «Скажи наоборот» 3. Д/у «Посмотри внимательно» (ориентирование на картинках) 4. Д/и «Кто лишний?» 5. РММ «Умка» |
2-я неделя | «Одежда» | 1. Д/у «Жадина» (моя юбка – мои юбки) 2. Д/у «Поможем маме» (цвет) 3. Д/у «Четвертый лишний» 4. Д/и «Магазин» (много, один, маленький, большой) 5. РММ «Рукавички» |
3-я неделя | «День Защитника Отечества» | 1. Д/и «Сосчитай до пяти» (боевой самолет, подводная лодка, солдат) 2. Д/и «Измени по образцу» (один боец – много бойцов) 3. Отгадывание загадок. 4. Д/у «Выложи фигуру из палочек» 5. РММ «Пилот» |
4-я неделя | «Обувь» | 1. Д/у «Помоги разобраться» 2. Д/у «Скажи наоборот» 3. Д/у «Расскажи-ка» (рассказ по схематическому плану) 4. Д/у «Подумай и подбери парную картинку» 5. РММ «Я умею обуваться» |
Март 1-я неделя | «Весна. Прилет птиц» | 1. Д/и «Какое сейчас время года?» 2. Д/у «Называем месяцы весны» 3. Д/у «Увидели, не увидели» (нарисовать три, пять - скворечника, гнезда) 4. Д/у «Прятки» (зашумленные картинки) 5. РММ «Весна» |
2 -я неделя | «8 марта. Профессии наших мам» | 1. Д/и «Сосчитай до пяти» (букет, подарок, помощник) 2. Д/у «Запомни пары» (один – много) 3. Д/у «Нарисуй клубки» (графический навык) 4. Д/у «Какое слово самое длинное» 5. РММ «Бабушка» |
3-я неделя | «Животные жарких стран» | 1. Д/и «Сосчитай до пяти» (обезьянки, слоны) 2. Д/и «Подбери признак» (большой, сильный, маленький, высокий) 3. Отгадывание загадок. 4. Д/у «Какие детали нужны, чтобы сделать такого кенгуру?» (формы, фигуры) 5. РММ «Африка» |
4-я неделя | «Обитатели водоемов» | 1. Д/у «Соедини линиями» 2. Д/и «Сосчитай до пяти» 3. Д/и «Что лишне?» 4. Д/у «Повтори по клеточкам» (ориентирование по клетке) 5. РММ «Пруд» |
Апрель 1-я неделя | «Транспорт. Наземный» | 1. Д/у «Считай и называй» 2. Д/у «Скажи наоборот» (поезд длинный – автобус ….) 3. Д/у «Расскажи-ка» ( составление рассказа по наглядному плану) 4. Д/и «На какую фигуру похож» 5. РММ «Машины» |
2 -я неделя | «Водный транспорт» | 1. Д/и «Сосчитай до пяти» 2. Д/и «Что лишнее?» 3. Отгадывание загадок. 4. Д/у «Что как плывет?» 5. РММ «Быстрый кораблик» |
3 -я неделя | «Воздушный транспорт» | 1. Д/и «Полетели – поплыли» 2. Д/у «Скажи наоборот» (дальний – близкий; быстрый – медленный и т.д.) 3. Д/и «Найди отличия» (развитие зрительного гнозиса) 4. Д/и «Отметь звезды на карте» (ориентирование на листе) 5. РММ «Космонавт летит в ракете» |
4 -я неделя | « Профессии» | 1. Д/у «Какое слово самое короткое?» (воспитатель, продавец, повар, маляр …) 2. Д/и «Сосчитай до пяти» (сломанные часы, кирпичная стена..) 3. Д/и «Собери предложение» 4. Д/у «Сколько писем нужно принести почтальону?» 5. РММ «Маляр» |
Май 1 -я неделя | «Ягоды» | 1. Д/у «Скажи наоборот» (крупная – мелкая; твердый – мягкий) 2. Д/у «Расскажи-ка» (состав-ие рассказа по наглядному плану: цвет, форма, вкус) 3. Д/и «Помоги Незнайке» ( использование предлогов С, НА, ИЗ-ЗА, В) 4. Д/у «Когда это бывает?» (время года, летние месяцы, части суток) 5. РММ «Земляника» |
2 -я неделя | « Цветы» | 1. Д/и «Сосчитай до пяти» (маленькая фиалка, полевой цветок, домашнее растение) 2. Д/у «Собери предложение» 3. Д/и «Какого цветка не хватает?» (ориентация на картинке) 4. Д/у лабиринт «Помоги девочке пройти к клумбе» 5. РММ «Мак» |
3 - я неделя | «Насекомые» | 1. Д/и «Какое слово отличается от других?» (самое длинное, короткое) 2. Д/и «Сосчитай до пяти» (пчелиный рой, мохнатая гусеница) 3. Д/и «Измени по образцу» (одна стрекоза – много стрекоз) 4. Отгадывание загадок. 5. РММ «Паучок» |
4 –я неделя | «Школа. Школьные принадлежности» | 1. Д/и с письменными принадлежностями (ориентация на поверхности стола) 2. Д/и «Сосчитай до пяти» (синий карандаш, зеленая тетрадь, красный портфель) 3. Д/у «Скажи наоборот» (хорошая – плохая, грязный – чистый) 4. «Хитрые вопросы» 5. РММ «Что у нас в портфеле» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Раз, два, три, четыре, пять – начинаем рисовать!"
Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразит...
Проект: "Раз, два, три,четыре, пять- начинаем рисовать" Нетрадиционные техники рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования...
« Раз, два, три, четыре, пять! Будем с мамой мы считать!»
Создание условий для развития математических способностей детей в процессе реализации работы с родителями....
Проект «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять!»
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развит...
Проект "Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять"
Проект на развитие мелкой моторики в младшей группе....
Проект "Раз, два, три, четыре, пять,- мы идем играть!"
Подвижная игра, придуманная самими детьми, интереснее вдвойне; особенно, если они сами придумали правила игры и атрибуты к ней!...
Презентация ПРОЕКТА "Один,два,три,четыре,пять начинаем рисовать" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2019 год
laquo;… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» Формирование творческой личност...