Проект «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять!»
проект по развитию речи на тему

Комарова Наталия Константиновна

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_palchiki.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять!»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Срок реализации:  долгосрочный (октябрь - май)

Выполнила:

Комарова

Наталия

 Константиновна

воспитатель

МАДОУ МО г. Нягань

 «Детский сад №10 «Дубравушка»

2016 г.

Пояснительная записка

Введение

Сегодня мы с вами поговорим об пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Хотите, чтобы ваш малютка скорее начал разговаривать? Развивайте его ручки с самого рождения. Разучите с ним игры для пальчиков и играйте в течение всего дня.

Актуальность

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под устной связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковыми играми?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Цель:

 

Приобщение родителей к развитию мелкой  моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений,  пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  • привлекать родителей  к проведению  совместных  мероприятий  по реализации проекта;
  • познакомить родителей с правилами проведения пальчиковой гимнастики; пальчиковых  игр  в домашней обстановке;  
  • создать картотеку пальчиковых игр; пополнить речевой уголок группы различными видами пальчикового  театра;
  • привлечь к изготовлению персонажей пальчикового театра  родителей, организовав  смотр-конкурс «Умелые пальчики»;
  • организовать выставку атрибутов для пальчиковых игр,  изготовленных детьми и родителями «Массажеры для ладошек».

В работе с детьми: 

  • Развитие  мелкой моторики - пальчиковый игротренинг  проводится ежедневно 3-4 раза в день. Для развития моторики рук  используем самомассаж кистей рук различными предметами; Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал);
  • семянотерапия и жгутотерапия, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • игры с резиночками для волос, коктейльными трубочками. Создана и используется богатая картотека пальчикового игротренинга по всем лексическим темам. Хорошим развивающим эффектом обладает пальчиковый театр и пальчиковые игры.
  • использование технологии Су Джок терапия, которая направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
  • пальчиковые игры в стихотворной форме.

В работе с родителями:

 Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь, поэтому нужно:

- познакомить родителей с особенностями развития дошкольника.

- повышать у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.

- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы и детского сада.

Подготовить и провести:

  • выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
  • мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • родительские собрания: знакомство с проектом;
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
  • семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

Предполагаемый результат:

В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети, развивая мелкую моторику, существенно расширят свои речевые возможности.

 Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: практически-ориентированный, долгосрочный.

Участники проекта: дети с нарушениями речи, воспитатели, родители. 

Практическая значимость проекта  заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Содержательная часть

Этапы проекта: 

  1. этап – подготовительный.
  • Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта.
  • Диагностическое обследование детей.
  • Установление сотрудничества с родителями, анкетирование.

2 этап – основной.

 

  • Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.).
  • Ознакомить родителей с речевым уголком группы, а также с единой речевой средой ДОУ.
  • Посещение кабинета учителя - логопеда.
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения и праздники.
  • Семинары-практикумы, беседы, круглый стол, тренинги с родителями.
  • Совместные творческие выставки. 
  • Создание картотек игр (дидактических, словесных творческого характера), чтение художественных произведений.

3 этап – заключительный.

  • Повторная диагностика детей
  • Анкетирование родителей;
  • Отчет о результатах работы для родителей группы (презентация);
  • Представление опыта работы для педагогов ДОУ;

План проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Изучение тематики, формулировка проблемы.

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2.

Изучение родителями методической литературы:

 Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007,

 Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008

Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3.

Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей.

Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

4.

Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5.

Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги»,

«Речь и пальчики».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6.

Мастер-класс для родителей: «Волшебные ладошки».

Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

7.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

8.

Консультации:

«Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»,

 «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

9.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

10.

Анализ проделанной работы по проекту с родителями.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Практика показывает, что целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковых игр, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.  

Литература 

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва«Рипол плассик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва«Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва«Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск«Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет.Новосибирск«Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир«Астрель», 2006;

Приложение

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

 — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

 — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

 — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

— не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

 — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

— никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

— стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Приложение:

ПАЛЬЧИКОВАЯ    ГИМНАСТИКА

1-й КОМПЛЕКС

1. Ладони на столе ( на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро ( на счет «1 – 2 – 3».)

3. Пальчики здороваются ( на счет «1 – 2 – 3 – 4  –  5»  соединяются  пальцы

  обеих рук : большой с большим, указательный с указательным...)

4. Человечек ( указательный и средний пальцы правой руки, потом  левой  руки

  бегают по столу.)

5. Дети бегут на перегонки ( движения как в 4 упражнении, но  выполняют  обе

  руки одновременно ).

ПОТЕШКА « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

      Логопед показывает большой палец и как бы  обращается  к  нему,  затем

прикасается его кончиком  к  кончикам  всех  остальных  пальцев,  начиная  с

указательного.

2-й КОМПЛЕКС

1. Коза ( вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а  затем  левой

  руки )

2. Козлята ( то же упражнение, но выполняется  одновременно  пальцами  обеих

  рук ).

3. Очки ( образовать два кружка из большого и  указательного  пальцев  обеих

  рук, соединить их ).

4. Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец  и

  средний соединить ).

5. Деревья ( поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы ).

ПОТЕШКА « БЕЛКА »

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

      Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой

руки, начиная с большого пальца.

 3-й КОМПЛЕКС

1. 1.Флажок (большой палец вытянуть вверх , остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4. Цветок (то же , но пальцы разъединены).

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной   друг  к  другу,  опустить

  пальцы вниз).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

      Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,

слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.

4-й КОМПЛЕКС

1. Пчела  (указательным  пальцем  правой  руки,  затем  левой  руки  вращать

  вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать  руки  ладонями  друг  к

  другу, слегка приоткрыть их).

4.  Солнечные  лучи  (скрестить  пальцы,  поднять  руки  вверх,   расставить

  пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены  вниз,  тыльные  стороны

  рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

ИГРА - ПОТЕШКА « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

       Поднять левую ладонь к себе  и  в  соответствии  с  текстом  загибать

правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать ,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

      Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

5-й КОМПЛЕКС

1. Замок (на счет «1» - ладони вместе, на счет «2» -  пальцы  соединяются  в

  «замок»).

2. Лиса и заяц ( лиса «крадется» - все пальцы  медленно  «шагают»  по  столу

  вперед, заяц «убегает», перебирая  пальцами, быстро двигается назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4. Бабочка (ладони  соединить  тыльной  стороной,  махать  пальцами,  плотно

  сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).

5. Счет до 4-х ( большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

ИГРА - ПОТЕШКА «НУ-КА, БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А  малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

      Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно  разгибают

все пальцы.

6-й КОМПЛЕКС

1. «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие  пальцы  вытянуть

  вверх, приблизить их друг к другу).

2.  «Стол»  (правую  руку   согнуть  в  кулак,  на   нее   сверху   положить

  горизонтально левую руку).

3. «Кресло» ( правую  руку  согнуть  в  кулак,  а  левую  прислонить  к  ней

  вертикально).

4. «Ворота» ( соединить кончики средних  и  безымянных  пальцев  обеих  рук,

  большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

5. «Мост» (поднять руки вверх ладонями  друг  к  другу,  расположить  пальцы

  горизонтально, соединить кончики среднего  и  безымянного  пальцев  обеих

  рук).

ПОТЕШКА «ПО ГРИБЫ»

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел.

От того и потолстел.

7-й КОМПЛЕКС

1. «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

2. «Тюльпан» (полусогнутые  пальцы  обеих  рук  соединить,  образуя  чашечку

  цветка).

3. Сжимание и разжимание  кистей рук на счет раз - два.

ПОТЕШКА «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»

      Ладони соединены в  форме   тюльпана,  пальцы  медленно  раскрываются,

затем  производятся  плавные  покачивания  кистями   рук,   затем   медленно

закрываются, приобретая  форму  цветка,  производятся  покачивания  головкой

цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

8-й КОМПЛЕКС

1. «Улитка с усиками» ( положить правую руку на стол,  поднять  указательный

  палец и средний, и расставить их).

2. «Раковина улитки» ( правая рука на столе, левую руку положить сверху).

3. «Ежик» ( ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

4. «Кот» ( средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони  большим

  пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).

5. «Волк» ( соединить большой, средний  и  безымянный  пальцы  правой  руки,

  указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН»

(начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

9-й КОМПЛЕКС

1. «Ножницы» (указательный  и  средний  пальцы  правой  руки  и  левой  руки

  имитируют стрижку ножницами).

2. «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные  стороны  обратить  вверх,

  опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).

3. «Дом» ( соединить наклонно кончики правой и левой руки ).

4. «Бочонок с водой» ( слегка согнуть пальцы левой руки в  кулак,  остальные

  сверху отверстия).

5. «Пожарник» (упражнение  с  предметом,  используется  игрушечная  лесенка,

  указательный и средний пальцы бегут по ней).

ПОТЕШКА «ПРЯТКИ»

(сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

10-й КОМПЛЕКС

1. «Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения : вверх, вниз).

2. «Птички клюют» (большой палец  поочередно соединить с остальными).

3. «Гнездо» (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чашки).

4. «Скворечник» (ладошки поставлены «домиком», большие пальцы загнуты вовнутрь).

5. «Птички в гнезде» (обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить).

ПОТЕШКА «СОРОКА»

      ( При произнесении текста ребенок водит  указательным  пальцем  правой

руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочередно  каждый

палец руки, кроме мизинца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раз, два, три, четыре, пять , вышли пальчики гулять...

Любой детский стишок может стать основой для игр с пальчиками ......

Конспект занятия «Раз, два, три, четыре, пять вышла сказочка гулять» (для детей младшей группы)

Цель.Речевое развитие через  знакомство с русским народным фольклором.Образовательные задачи.Продолжать знакомить детей с домашними птицами, их характерными особенностями через фольклорные произв...

Конспект занятия «Раз, два, три, четыре, пять вышла сказочка гулять» (для детей младшей группы

(для детей младшей группы)Цель.Активизировать речевую активность через включение театрализованных игр и  знакомство с русским народным фольклором.Образовательные задачи.Формировать экологические ...

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ—ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАТЬ»

Буклет для педагогов и родителей с кинезеологическими упражнениями....

Проект "Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять"

Проект на развитие мелкой моторики в младшей группе....

Рабочая программа по кружковой работе «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики играть» для детей 4-7 лет с нарушениями зрения

       Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее....

Рабочая программа по кружковой работе «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики играть» для детей с ОВЗ 4-7 лет

Актуальность программы по  данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что  многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковы...