«Формирование интонационной выразительности речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме
Проект по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи в старшей группе.
Актуальность: В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Речевая деятельность детей характеризуется низким уровнем сформированности ритмических способностей. Дети при чтении стихов не предают эмоциональную окраску текста, нарушают ритм и рифму стихотворения. Недостаточный уровень развития ритмической способности у детей приводит не только к речевым нарушениям, но и нарушениям двигательной и эмоциональной сферы ребёнка, его познавательной деятельности.
Все выше сказанное позволило считать данную проблему актуальной и определило цель, задачи и содержание обучения детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование интонационной выразительности речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1.Научить детей пользоваться пиктограмма для быстрого запоминания текста( стихотворения, поговорки, скороговорки, потешки и т.д.), на основе которого отрабатывается речевой голос и интонация.
2.Учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание, память.
3.Совершенствовать умения и навыки, выделять заданный звук, четко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять тембр речи.
4. Разработать и адаптировать систему методических приёмов, направленных на формирование интонационной выразительности и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: долгосрочный, творческо-информационный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, логопед.
Предполагаемые результаты:
- дети соблюдают темп, подбирают выразительные движения в соответствии с речевым текстом.
- речь характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантамимику.
Основные направления реализации проекта:
Всю практическую работу разделили на 4 блока:
1.Лингвистический.
2. Паралингвистический.
3.Блок сенсомоторного уровня организации речи и движений.
3.Блок развития ритмических способностей.
1.Задача первого блока направлена на развитие речевого голоса (высота, силы, тембр), интонационной выразительности (мелодика, паузы, фразовые и логическое ударения) приложение 8,9.
Приёмы:
-Разучивание поговорок, скороговорок, потешек и т.д., используя пиктограммы для быстрого запоминания текста.
-Самостоятельное придумывание детьми пиктограмм.
-Чтение сказок, рассказов, стихов, обсуждение.
-Консультация для родителей «Интонационная выразительность речи».
2.Задача этого блока направлена на развитие средств общения. Научить детей различать эмоции, передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические и пантомимические средства. (приложение 10,11)
Приёмы:
- на занятиях дети изучали разные эмоциональные состояния с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, пиктограммы.
- составление графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей ( овал лица, брови, глаза, нос, губы).
- использование этюдов
- драматизация сказки «Колобок» на новый лад
- использование дидактических игр
3. Содержанием данного направления работы является оптимизация мышечного тонуса и совершенствование основных психологических качеств во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).
Приёмы:
- использование на занятиях артикуляционных упражнений (приложение 12)
-использование упражнений на развитие речевого дыхания (приложение 13)
- использование физминуток ( приложение 15, 16, 17)
- игры с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики ( приложение 18,19)
4. Ритм на основе движения речи создает предпосылки для усвоения фонетической стороны речи ( ритмической структуры слов, словесного и логического ударения, паузами).
Приёмы:
- использование игр, где дети двигаются в разном темпе (приложение 20)
Использование рече-цветика ( семь лепестков речевого цветка символизируют семь основных направлений в работе (приложение 24)
Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
- проведения родительского собрания на тему: «Речевое развитие ребёнка»
- консультация для родителей «Интонационная выразительность речи», «Речевое общение с ребёнком».
- памятка «Развиваем речь детей», «Этюды – формирующие выразительные средства», «Пальчиковая гимнастика».
- дидактические игры «Эмоции и чувства» и т.д..
Реализую основную цель мы достигли овладения детьми определенных умений:
- дети соблюдают темп, подбирают выразительные движения в соответствии с речевым текстом.
- речь характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантамимику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование интонационной выразительности устной речи и ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе метода "Синквейна"
Публикация в сборнике "Образование сегодня: векторы развития. Проблемы когнетивной лингвистики, речи и речевой деятельности: сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференци...
Использование танцевально-математических считалок в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс по хореографии на городском семинаре по личностно-ориентированному обучению...
«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....
«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...
Консультация:«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку»А. И. Буренина. Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обу...
Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общен...