Использование танцевально-математических считалок в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по музыке (подготовительная группа) на тему
Мастер-класс по хореографии на городском семинаре по личностно-ориентированному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс по хореографии | 18.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по хореографии
на городском семинаре
по личностно-ориентированному обучению
- Здравствуйте, коллеги!
Вашему вниманию я представляю опыт работы по
Использование танцевально-математических считалок
в развитии музыкально-ритмических способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Танец присутствует в жизни человека с самых древних веков.
Первобытные люди весь свой быт выражали в танцевальных движениях.
Каждый из нас хоть однажды танцевал или смотрел на исполнение танца.
Какое это завораживающее зрелище! Часто говорят: "Танец — это тайный язык души".
Но ведь никто не задумывался, сколько в этом тайном языке математики!
Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и хореографией?
Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры?
Я нашла ответы на эти вопросы, доказав, что связь между хореографией и математикой существует.
В хореографии все считать надо. Как и в математике.
Вальс - раз-два-три, раз-два-три…
Марш – раз -два, раз-два…
Полонез – раз- два- три- четыре…
Когда вы слышите музыку, то должны правильно рассчитывать свои движения, чтобы попадать в ритм.
Именно здесь вам и пригодится математика, правильный подсчет улучшит понимание танца детьми, а сбиваться они перестанут, когда поймут счет танца.
Тело танцора можно разделить на геометрические фигуры.
Форма рук и ног в танце должны строго подчиняться геометрическим фигурам. Например, подготовительная позиция рук – это овал, первая позиция – это круг, вторая - полукруг.
Колени ног должны быть натянутыми, носочки острые, тогда ножки выглядят как прямые линии.
Еще один факт, подтверждающий связь танца и математики, - это использование общих терминов в рисунке танца - линии, диагонали, круги.
Таким образом, мною были выделены математические составляющие танца.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что их необходимо развивать, а успешно развиться они могут только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.
Занимаясь танцами, человек развивает и тренирует свои математические и творческие возможности.
Если математическая считалка положена на музыку. Она превращается в песенку. А если на песенку наложить движения, она превращается в интересную хореографическую композицию. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда чисел становится не только легче, но ещё и интереснее для ребёнка.
А теперь немного методических рекомендаций по разучиванию математических считалок.
Показ должен быть "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.
Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в "зеркальном" отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Т.е., если детям нужно начать выполнять движение с правой ноги, то педагог, стоя лицом к детям, начинает показ с левой ноги.
Частое повторение движений. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием.
Акцент на успешном выполнении. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.
Использование танцевально-математических считалок даёт возможность проведения музыкальных «физкультминуток», которые являются не только необходимой частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания и практическому усвоению элементарных математических представлений.
Чтобы приступить к мастер-классу, мне нужны помощники.
Мы разучим считалку от 1 до 5, но будем не просто её считать, а танцевать.
Для начала посмотрим музыкальный видеоклип. Внимание на экран. (Мульт мама. Считалка. Детская песенка.)
Разучивание музыкально-ритмической композиции.
Вступление (16 тактов) – Хлопки в ладоши, в ногах – «пружинка».
Одна голова, - Наклоны головы вправо-влево – 2 раза.
Ухо – раз и ухо – два, - Повороты головы вправо-влево – 2 раза.
Три у клевера листа, - Объединиться в кружки по три человека.
Четыре лапы у кота, - «Царапки» - 4 раза.
Вот часы пробили пять, - «Часики» - 4 хлопка по кругу.
Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».
А? – (8 тактов проигрыша) – Дети меняются местами в линиях.
Торт один - Руки в первую позицию.
И две руки, - Раскрыть две руки в стороны.
Поросёнка в сказке три, - Правой рукой показать «поросячий пятачок». Лев. рука на поясе.
И четыре колеса у автобуса. – Руки согнуть в локтях, кулачки в кистях. Движение «едем».
У перчатки пальцев пять. – Руки вверх, сжимание и разжимание кистей рук.
Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».
А? – (8 тактов проигрыша) – Дети меняются местами в линиях.
Один чайник на столе – Правую руку поднять в сторону вверх, кисть опустить, левая рука на поясе.
Чашки две и ложки две – Левой рукой «пьём чай из блюдца», правая рука на поясе.
Три пирожных на тарелке – Круговые движения по животу правой и левой руками – 4 раза.
Четыре ножки у табуретки – Руки «полочкой», demi plie по VI позиции – 4 раза.
Хризантем в букете пять – Руки сложить «букетом».
Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».
А? – (8 тактов проигрыша) - Дети меняются местами в линиях.
Зонт один – Руки раскрыть «зонтиком» над головой.
Два сапога – Наклон вперёд, руками достать носочки.
Через лужу три шага – Поднимание «острых» ног – 4 раза, руки на поясе.
Четыре лавки у каштанов – Развести руки в стороны и поставить на пояс.
Пять у курточки карманов – Руки поочерёдно показывают «кармашки» - 4 раза.
Раз, два, три, четыре, пять, - Руки в кулачках – поочерёдно разжимаем пальцы рук.
Что ещё бы посчитать? - Руки вниз, кисти раскрыты на зрителя, приподнять плечи – «удивились».
Ещё бы посчитать… - Детская импровизация.
Мне что-то посчитать…- Детская импровизация.
Ну что же посчитать? - Детская импровизация.
- Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доминантное занятие по музыкально-ритмической деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Танцевальное путешествие"
Открытое музыкальное занятие, доминирующим видом является музыкально-ритмическая деятельность детей. На занятии используются ритмические игры с детьми, закрепление и расширение знаний детей о танцах и...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста). Цель:Развитие двигательной сферы детей, фо...
Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...
«Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»
Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....
Опыт работы "Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста"
введение, теоретическая часть, перспектива...