Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
проект по логопедии (старшая группа)
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театрализованная деятельность в работе логопеда | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актульность проекта Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо -эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Актуальность проекта Вопросами развития речи через театрализованную деятельность занимались такие ученые, как Г. И. Батурина, В. А. Сухомлинский, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, О. И. Соловьёва, Е. И. Радина и др. Они говорили о том, что именно в театрализованной деятельности в высокой степени происходит развитие эмоций, чувств, проявляется творчество ребенка. В трудах В. Г. Ширяевой, Н. А. Ветлугиной, Н. С. Карпинской описывается воздействие театрализованной игры на воспитательный процесс в ДОУ, что способствует дальнейшему развитию воображения ребенка. Театрализованные игры дают возможность решать многие педагогические задачи, касающиеся вопроса развития выразительности речи и коммуникативных навыков .
Проблема и цель проекта Проблема: активизация речевой функции детей с нарушениями речи. Цель проекта: внедрение в речевую работу театрализованных игр, как средство развития выразительной речи у детей с речевыми нарушениями.
Объект и предмет проекта Объект: выразительная речь у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (5-6лет). Предмет: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с речевыми нарушениями.
Идея и новизна проекта Идея и новизна проекта состоит в том, что у детей с нарушениями речи произойдёт развитие выразительной речи, в средстве использования театрализованной деятельности (настольный театр).
Гипотеза П роцесс развития связной речи детей старшей группы (5-6 лет) будет протекать наиболее успешно, если в системе занятий использовать различные виды театрализованной деятельности.
Задачи проекта Изучение методической литературы и других источников по данной теме. Развитие выразительной, связной речи у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Осуществление показа театрализованной постановки с участием детей по сказке « Заюшкина избушка». Пробудить интерес у детей и родителей к театру. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики и голоса). Заинтересовать родителей и дать сведения о способах обыгрывания театра дома с детьми.
Ожидаемые результаты Качественные результаты: р азвитие выразительной речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; п оказ театрализованной постановки с участием детей « Заюшкина избушка»; появление интереса у детей и родителей к театру; в озникновение желания родителей обыгрывать театр дома с детьми. Количественный результат: увеличение числа участников проекта, реализация в других детских коллективах. Тип проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Срок реализации: 3 недели (1.02.22-18.02.22). Продукт проекта: Театрализованная постановка по народной сказке « Заюшкина избушка». Выставка творческих работ детей изготовленных совместно с родителями: « Заюшкина избушка».
Б аза проекта: МБДОУ г. Мурманска № 95 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) обучающиеся в группе компенсирующей направленности, родители, воспитатель, логопед.
Методы работы применяемые в ходе реализации проекта Наглядные: рассматривание иллюстраций к сказке « Заюшкина избушка»; просмотр сказки « Заюшкина избушка». Словестные: проведение бесед, чтение и обсуждение сказки « Заюшкина избушка»; Игровые: и гры и упражнения для развития интонационной выразительности ; Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. Метод анкетирования: анкетирование для родителей;
Календарно-тематическое планирование Подготовительный этап № п/п Наименование мероприятия Сроки 1. 1.Постановка целей и задач. 2.Подбор книг и иллюстраций по сказке « Заюшкина избушка». 3.Подбор картотеки игр и упражнений на развитие выразительности речи. 01.02-02.02. 2022 2. 1.Анкетирование родителей «Ребёнок и театр». 03.02.2022 3. 1.Составление плана мероприятий по организации деятельности детей. 2.Создание условий для реализации второго этапа. 04.02.2022
Анкетирования для родителей на тему: «Ребёнок и театр» Цель анкетирования - выявить количество родителей которые посещают театр со своими детьми, их отношение к театрализованной деятельности в детском саду.
Основной этап № п\п Наименование мероприятия Сроки 1. 1.Беседа с детьми «Что такое театр?» 2.Консультация для родителей : «Театрализованная деятельность в детском саду и дома». 07.02.2022 2. 1.Беседа с детьми «За кулисами!» 2.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 3.Разучивание ролей к театрализованной постановке « Заюшкина избушка». 4.Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. 08.02.2022 3. 1.Прочтение народной сказки « Заюшкина избушка». 2.Рассматривание совместно с детьми иллюстраций к сказке. 3.Пересказ прочитанной сказки. 4.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 09.02.2022 4. 1.Просмотр сказки « Заюшкина избушка». 2.Беседа со старшими дошкольниками о характере героев сказки « Заюшкина избушка». 3.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 4.Разучивание ролей к театрализованной постановке « Заюшкина избушка». 5.Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. 10.02.2022 5. 1.Проведение игр для развития интонационной выразительности. 2.Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. 3.Разучивание ролей к театрализованной постановке « Заюшкина избушка». 4.Домашнее изготовление творческих работ по сказке « Заюшкина избушка». 11.02.2022-16.02.2022
Заключительный этап № п\п Наименование мероприятия Сроки 1. 1.Организация выставки творческих работ « Заюшкина избушка». 17.02.2022 2. 1.Показ театрализованной постановки « Заюшкина избушка» (настольный театр). 2.Беседа с детьми «Делимся впечатлениями». 18.02.2022
1 Продукт – Выставка творческих работ. Иллюстрации по сказке « Заюшкина избушка»
2 Продукт - Театрализованная постановка: « Заюшкина избушка»
Заключение В данном проекте нашло подтверждение то, что театрализованная деятельность, а так же совокупность различных методов и приемов являются внутренними движущими силами речевого развития старших дошкольников . Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку ), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Использование данного вида деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Совершенствованию лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса. У детей и их родителей повысился уровень интереса к театру и театрализованной деятельности. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Список источников 1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г 2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «Школьная пресса»- М. : 2000г 3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г. 4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009. 5. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 – 7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век», 2008. 6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 7. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. 8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. 9. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии .- СПб.: Речь, 2006. 10. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".
Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...
Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи осн...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями через работу с песком, на основе закрепления лексического материала.»
Для детей подготовительной группы. Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:- во-первых, происходит обогащение словаря, которые...
Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...