Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и выразительной стороны речи, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, развивает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, а также поэтическими произведениями является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать, тем самым формирует выразительную сторону речи.Мы полагаем, что использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта поэтических произведений открывает широкие перспективы формирования выразительной стороны речи. Основу нашего предположения составляют следующие особенности: выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи, традиционность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями
Занятие №1
Тема: «Детки в клетке»
Цель: учить изменять силу, высоту голоса и чувствовать ритмический рисунок стихотворения
Задачи:
Коррекционно-образовательные: вызвать у детей интерес к слушанию поэтических произведений, учить изменять силу, высоту голоса, чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Коррекционно-развивающие: отрабатывать длительный выдох, вдыхать через нос, рот закрытый, плечи не поднимать, щеки не надувать, тянуть губы трубочкой.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: книга С. Маршака «Детки в клетке», картинки с изображением тигренка, жирафа, слона, медвежат. Дидактическая игра «Дерево с листочками».
Методические приёмы: вопросы детям, поощрение, объяснение, индивидуальный подход, чтение педагога по книге, повторное чтение, беседа о прочитанном и речевой образец.
Ход занятия
Игра «Лучики»
- Вытяните руки вперед и представьте, что мы лучики солнца.
Проснулось Солнце и сладко зевнуло,
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки вперед)
Солнышко щечки тебе полоскало, (потереть свои щеки)
Доброго дня нам всем пожелало. (обнять себя за плечи)
- Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке? (Крокодил)
-Знаете, наш крокодил очень любит играть. Давайте поиграем с ним!
Артикуляционная гимнастика
«Дудочка – улыбка», «Качели», «Поехали на лошадке»
- Наш крокодил потерял свою маму. Как же мы сможем им помочь?
-Оставим у себя в группе, найдем маму.
-А где же мы будем её искать? (В реке, в лесу, в болоте, в зоопарке)
-Да, ребята в зоопарке живут животные со всего света. Я думаю, что там мы точно найдем маму крокодила нашего.
- Только дорога туда длинная. Вы готовы? Тогда в путь.
Физминутка «По дорожке, по дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.(Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И в зоопарк пешком пойдем. (Ходьба на месте)
- А вот и зоопарк. И в первом вольере нас встречает тигренок.
Чтение стихотворения «Тигренок»
-Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не киска.
-Ребята, тигренок хочет нас напугать. А вы его боитесь?
-Но ведь тигренок ещё совсем маленький, а ему так хочется поскорее стать взрослым, чтобы его все боялись. Давайте сделаем вид, что мы его испугались. Скажем «А» (четко артикулируя хором и по одному).
Произнести без голоса, тихо (громко, умерено громко), медленно (быстро, в умеренно громко), низким голосом (высоким голосом).
- Давайте с ним прощаться. Идем дальше, ведь маму для крокодильчиков мы еще не нашли. Идём дальше.
На столе дидактическая игра «Дерево с листочками»
- Кто же за ним прячется? (дети предполагают). Давайте проверим, подуем на листочки. Посмотрите, как нужно правильно набирать воздух и выдыхать его. Нужно вдыхать воздух через нос, не поднимать плечи, не надувать щеки, тянуть губы трубочкой. А теперь попробуйте сами. (Дети по очереди дуют на дерево)
- За деревом спрятался Жираф.
Чтение стихотворения «Жираф»
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок
Нелегко сорвать цветок.
-А почему жирафу тяжело наклоняться?
-Потому, что у него шея и ноги длинные.
-Давайте ему нашу гимнастику покажем, только шепотом.
У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках (Дети хлопают себя ладошками, как бы рисуя пятнышки по всему телу)
У слона есть складки, складки, складки - складочки везде.
У слона есть складки, складки, складки- складочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях
На носу, на животе, на коленях и носках. (Дети пощипывают себя по всему телу, показывая складки)
-Ребята, мы и здесь не встретили мамы нашего крокодила. Идем дальше,
кто же нам еще встретится на пути? (подходят к следующему вольеру).
-Здесь живет слон.
Чтение стихотворения «Слон»
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире. И не две
А все четыре».
-Ребята, а для чего слону так много туфелек?
-У него четыре ноги, на каждую ногу.
- Давайте попробуем наше стихотворение отхлопать.
Чтение стихотворения «Медвежата»
У нас просторный водоем,
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа,
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
-Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой.
- Ребята, чтобы найти маму нашего крокодила, надо вставить пропущенные слова.
У нас просторный водоем,
Мы с братом плаваем…(вдвоем)
Вода прохладна и свежа,
Её меняют…(сторожа)
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на…(спине)
-Держись правее, дорогой,
Не задевай меня… (ногой)
-А вот и наша мама. Давайте ей расскажем, где мы были, пока её искали.
Дети рассказывают. Оставляют крокодила. Прощаются.
Возвращаются по тем же дорожкам домой. Садятся на стульчики.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? А кто вам запомнился? Про каких животных вы бы еще хотели бы услышать стихотворение? (по желанию детей повторно читаются стихи). Ребята, стихи, которые мы сегодня услышали, придумал детский поэт Самуил Маршак. А собраны они вот в этой книге. Называется она «Детки в клетке». Давайте поселим ее в нашем книжном уголке. Наше занятие закончено, всем спасибо!
Занятие №2
Тема: «По грибы»
Цель: учить использовать интонационные умения в разных ситуациях
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить детей использовать интонационные умения в различных ситуациях, чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, артикуляционные движения, длительный плавный выдох.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: дидактическая игра «Дерево с листочками», книга, карточка с изображением звука «О».
Методические приемы: вопросы детям, поощрение, объяснение, индивидуальный подход, чтение педагога по книге, повторное чтение, беседа о прочитанном и речевой образец.
Ход занятия
Игра «Лучики»
- Вытяните руки вперед, и представьте, что мы лучики солнца.
Проснулось Солнце и сладко зевнуло,
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки вперед)
Солнышко щечки тебе полоскало, (потереть свои щеки)
Доброго дня нам всем пожелало. (обнять себя за плечи)
Артикуляционные упражнения
Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок взял большую корзинку (чашечка) и отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеек (подуть на высунутый язык). Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. Язычок долго ходил по лесу и, наконец, нашел полянку (лопатка), увидел на ней много – много грибов. Язычок перебегал от одного гриба к другому (часики). Набрав полную корзину (чашечку), он вернулся домой.
- Вот мы оказались в лесу. Но вдруг пошел дождь.
Логоритмическое упражнение «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Капли медленно сперва:
Кап-кап-кап-кап.
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап-кап.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!
- Посмотрите, дети, какое чудесное дерево. Оно волшебное. Если правильно подуть на это дерево, то листочки опадут и у нас с вами появится богатырская сила.
- Посмотрите, как нужно правильно набирать воздух и выдыхать его. Нужно вдыхать воздух через нос, не поднимать плечи, не надувать щеки, тянуть губы трубочкой. А теперь попробуйте сами.
- Ой, ребята смотрите, что лежит возле нашего дерева? (книга)
- Давайте я вам прочитаю стихотворение «Возле леса на опушке» написал Е. Алексеев (показываю иллюстрацию)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
- Вам понравилось стихотворение?
- Про что оно?
- А где вырос мухомор?
- Какой был мухомор?
Повторное чтение стихотворение.
-Ребята, посмотрите, что выпало из книжки? (карточка с изображением звука «О»).
- Произнести звук «о», четко артикулируя хором и по одному.
- Произнести без голоса; тихо (громко, умерено громко); медленно (быстро, в умеренно громко); низким голосом (высоким голосом); грустно, весело.
- Произнести стихотворение, отхлопывая ритм.
- Молодцы! Ребята, нам пора возвращаться, но мы сможем попасть в детский сад, если выполним следующее задание, слушайте внимательно. Нужно закончить предложение и показать это эмоциями.
Как-то раз застал муравья сильный…(дождь).
Добежал муравей до грибочка и…(спрятался).
Ползет к грибу мокрая…(бабочка).
Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем…(льет).
Мимо гриба воробей скачет и (плачет).
Заяц: - кричит, спасите, за мной лиса…(гонится).
Лиса: - Зайца не видали?
А лягушка: - Эх, вы! А гриб то…(вырос)!
- Молодцы, ребята! Вот мы опять в детском саду. Вам понравилось занятие? Я рада, что всё у вас получилось. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным? Наше занятие закончено, всем спасибо!
Занятие № 3
Тема: «Прогулка в лес»
Цель: учить соотносить темп движений и темп речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить детей соотносить темп движений и темп речи.
Коррекционно-развивающие: развивать четкую дикцию, интонационную сторону речи.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Оборудование: дидактическая игра «Дерево с листочками», сундук, колокольчики на каждого ребенка.
Методические приемы: вопросы детям, поощрение, объяснение, индивидуальный подход, чтение педагога по книге, повторное чтение, беседа о прочитанном и речевой образец.
Ход занятия
Игра «Лучики»
- Вытяните руки вперед, и представьте, что мы лучики солнца.
Проснулось Солнце и сладко зевнуло,
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки вперед)
Солнышко щечки тебе полоскало, (потереть свои щеки)
Доброго дня нам всем пожелало. (обнять себя за плечи)
- Сегодня я хочу, предложить вам снова отправится в гости к сказке. Наш путь лежит через сказочный лес. Для начала нам надо поиграть с нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика «Прогулка по лесу»
Вот в лесу живут лягушки,
Две лягушки – хохотушки. (Упражнение «Лягушка»)
Утром вылезли на пень –
Целый день болтать не лень. (Упражнение «Болтушка»)
Рассказали нам про всех:
Белка принесла орех. (Упражнение «Орешек)
Проползала тут змея,
Испугалась ее я. (Упражнение «Змейка»)
Ежик гриб большой нашел. (Упражнение «Грибок»)
Птицы с юга прилетели
И построили качели. (Упражнение «Качели»)
Солнцу спрятаться пора –
Вот и кончилась игра.
- Вот мы и в лесу сказочном. Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что внутри? (внутри сундучка колокольчики)
- Возьмите каждый колокольчик и поиграем с ними. Колокольчики будут звенеть тихо или громко, посмотрите, как (в соответствии с текстом произносить слова и ударять пальцем по колокольчику).
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Тихо-тихо говорят:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Громко зазвонили бубенцы:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Полетела песня во все концы:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
- Сядьте на свои места, я прочитаю вам сказку, которая называется «Тихая сказка», ее написал Самуил Яковлевич Маршак.
Чтение сказки «Тихая сказка» С. Маршака (сокращенная сказка)
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
и его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
- Ребята, вам понравилась сказка? О ком она? Что они делали? Как вы думаете, как эту сказку надо читать?
Повторное чтение
- Давайте произнесем звук «О» без голоса; тихо (громко, умеренно громко); медленно (быстро, умеренно громко); низким голосом (высоким голосом). (Хором и индивидуальное произнесение)
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, а вот это дерево нам поможет вернуться. Если мы правильно сдуем с дерева все листочки, мы окажемся в нашей группе. Как нужно правильно набирать воздух и выдыхать его? Нужно вдыхать воздух через нос, не поднимать плечи, не надувать щеки, тянуть губы трубочкой.
- Молодцы! Вот мы вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Я рада, что все у вас получилось. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным? Наше занятие закончено, всем спасибо!
Занятие № 4
Тема: «Стихи о детях»
Цель: учить эмоционально воспринимать стихи, чувствовать ритмический рисунок
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений.
Коррекционно-развивающие: развивать интонационно сторону речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к речевой деятельности.
Оборудование: картинка с изображением девочки и мальчика.
Методические приемы: вопросы детям, рассматривание картинки, поощрение, объяснение, индивидуальный подход, чтение педагога по книге, повторное чтение, беседа о прочитанном и речевой образец.
Ход занятия
Игра «Лучики»
- Вытяните руки вперед, и представьте, что мы лучики солнца.
Проснулось Солнце и сладко зевнуло,
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки вперед)
Солнышко щечки тебе полоскало, (потереть свои щеки)
Доброго дня нам всем пожелало. (обнять себя за плечи)
Артикуляционная гимнастика
Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо открывать рот всё шире, все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Как волшебник, наш Николка -
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.
Быстро по реке плывёт
И гудит наш пароход – "ыыыы"!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ыыыы" – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук "д – д – д…" – сначала медленно, затем темп увеличить. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
- Молодцы! Посмотрите, кто на картинке? Да, девочка и мальчик. Как сказать про них по-другому?
- Давайте придумаем им имена. Посмотрите, какие они разные! Кто веселый? Что он делает? Кто удивился? Какой он?
- Давайте послушаем стихотворение о детях.
Братишки
Купили по книжке братишкам.
Один прочитал свою книжку,
Другой разорвал свою книжку.
Купили братишкам по книжке,
Но разные были братишки!
- Ох, и братишки! Как они читали книжки? Похожи были братишки? Один аккуратный, а другой? Правильно, неряха, неаккуратный.
- А сейчас послушайте стихотворение, которое называется «Подружки».
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки.
Сели и заплакали.
- Из-за чего поссорились подружки? Почему заплакали? Как нужно было играть?
- А про другую девочку хотите послушать? Это Машенька. Она не умела надевать варежки.
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашлась!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
- Что случилось с девочкой?
- Варежка как домик для руки. Четыре пальчика в одном домике, один – другом, в отдельном.
Повторное чтение стихотворение
Интонационное упражнение
- Маша удивилась, что пальчик потерялся? Спросила: «Ой, куда я пальчик дела?».
- Скажите, как Маша удивилась: «Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал!».
- Скажите, как обрадовалась Маша, когда пальчик нашелся: «Поглядите-ка, нашла!».
- Молодцы, ребята! Вот занятие подошло концу. Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось на занятии? Я рада, что всё у вас получилось. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным? Наше занятие закончено, всем спасибо!
Занятие № 5
Тема: «В гости к нам пришли кот, петушок и ежик»
Цель: учить чувствовать ритмический рисунок стихотворения и отрабатывать длительный выдох
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения, изменять силу, высоту голоса.
Коррекционно-развивающие: отрабатывать длительный выдох.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: игрушки кота, петушка и ежика.
Методические приемы: вопросы детям, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, индивидуальный подход, чтение педагога по книге, повторное чтение, беседа о прочитанном и речевой образец.
Ход занятия
Игра «Лучики»
- Вытяните руки вперед, и представьте, что мы лучики солнца.
Проснулось Солнце и сладко зевнуло,
Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки вперед)
Солнышко щечки тебе полоскало, (потереть свои щеки)
Доброго дня нам всем пожелало. (обнять себя за плечи)
- Посмотрите, к нам сегодня пришли в гости кошка, петушок и ежик. Давайте с ними поиграем.
Артикуляционная гимнастика
Однажды после утренней зарядки язычок присел отдохнуть (лопатка). Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть), язычок задремал. Вдруг он услышал как кто – то мяукает. Язычок наклонился (к подбородку) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его (расческа), но котенку это не понравилось. Он выгнул спинку (горка). Тогда язычок решил его покормить. Он налил котенку теплого молока в миску (чашка). Котенок стал лакать (змейка). Когда молока не осталось, он облизнулся (облизать губы). Язычок решил снова погладить котенка (расческа). Но на этот раз котенок не сердился, выгнул спинку от удовольствия и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с язычком.
- Как в сказках называют петушка? Петушок яркий, нарядный. Что у него есть? А как он поет свою песенку? Давайте споем его песенку (контролируем выдох ладонью).
- Послушайте стихотворение о петушке.
Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он: «Здравствуй!».
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке – гребешок,
Вот какой он, петушок! (Г. Бойко)
- Петушок громко поет, значит, он горластый. Что есть у петушка?
Повторное чтение стихотворения
- Давайте попробуем вместе, все отхлопать стихотворение (отхлопывание ритмического рисунка вместе с педагогом).
- Кто нарисован на картинке? Мама, папа, сыночек – ежики. У ежей иголки на спине, значит, они какие? Послушайте стихотворение о ежах.
У ежей подрос ежонок –
Замечательный ребенок.
Но боятся мама с папой
Малыша погладить лапой. (В. Орлов)
- Кто подрос у ежей? Чего боится еж и ежиха? Почему?
Повторное чтение стихотворения
Давайте попробуем вместе, все отхлопать стихотворение (отхлопывание ритмического рисунка вместе с педагогом).
Физминутка
Хитрый ежик, хитрый еж вращать кулачками
На клубочек он похож.
На спине иголки резко выбрасывать пальцы рук
Очень-очень колки и собирать в кулачки
Хоть и ростом ежик мал, вытянув руки, шевелят пальцами
Нам колючки показал.
А колючки тоже на ежа похожи. «Фонарики»
На ежа мы поглядим, «козырек» вправо-влево
Молочка ему дадим. ладошки «чашечкой»
Но не тронем колкие
На спине иголки. грозят пальчиком
Произнести звук «у», четко артикулируя хором и по одному.
- Произнести без голоса; тихо (громко, умеренно громко); медленно (быстро, умеренно громко); низким голосом (высоким голосом).
- Давайте пропоем «У» громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.
- Молодцы, ребята! Вот занятие подошло концу. Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось на занятии? Я рада, что всё у вас получилось. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным? Наше занятие закончено, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...
Конспект занятия по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с детьми старшего дошкольного возраста, с нарушением интеллекта средней степени.
Практический материал для проведения занятия....
Основные направления работы по формированию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
В дошкольной педагогике детское конструирование считается одним из важных видов психической деятельности в развитии ребенка, в ходе которого формируются как познавательные, так и практические де...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений
В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений. Определен круг достопримечател...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...
Статья _ Черкашина Т.А. Формирование готовности к пониманию значения слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Вопросы педагогики
Черкашина, Т. А. Формирование готовности к пониманию значения слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Т. А. Черкашина // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-2. ...
Статья _ Черкашина Т.А. Формирование лексической системности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Черкашина Т. А. Формирование лексической системности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Т. А. Черкашина // Научный потенциал: Материалы XVII международной научн...