Знакомство детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений. Определен круг достопримечательностей, с которыми можно познакомить детей. Подобраны стихи о городе, доступные детскому восприятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая актуальность вопроса.
Общаясь с петербуржцами, часто слышишь от них, что они любят свой город, ценят его. Но при этом, многие имеют весьма поверхностные знания о городе, узнают известные достопримечательности, называют их, но не имеют представления об истории создания, особенностях архитектурного убранства, соответствующий словарный запас беден. Просто в детские годы их никто не заинтересовал Санкт-Петербургом, не пробудил эмоциональный отклик на город, в котором они живут. Интерес к своей «малой Родине», любовь к родному городу следует начать воспитывать уже в дошкольном возрасте: дети эмоциональны, впечатлительны, если их что-то заинтересовало, то они это быстро и надолго запоминают. Свои первые детские яркие впечатления человек может пронести с собой через всю жизнь. Школьный курс включает в себя знакомство с городом, где дети сразу же встречаются с довольно обширным объемом знаний, новыми терминами. Безусловно, это легче освоить, если предшествующие начальные знания и впечатления ребенок уже получил в дошкольном возрасте. Возникновению и развитию эмоционального познавательного интереса к культуре Петербурга способствуют многие факторы, среди которых особое внимание в этой работе будет уделено художественному слову.
Изучение истории родного города, знакомство с поэтическими произведениями способствует решению задач всестороннего развития ребенка: развитию познавательных процессов, развитию речи детей, обогащению словаря. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям. Литература способствует развитию эстетического сознания. Дети получают первичные знания в области искусства. В них пробуждается познавательный интерес к истории своего города.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
Тема «Петропавловская крепость»
Содержание
Строительство города началось со строительства крепости. Местоположение – Заячий остров. Форма крепости – похожа на черепаху. Сначала была деревянной, затем каменной. Выстрел из пушки в полдень. Бастионы (Государев, Меньшикова, Головина). Ворота крепости.
Варианты проведения работы
1 неделя | Экскурсия или рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов. |
2 неделя | Чтение стихотворения Е.Ефимовского «Заячий остров» и отрывка из стихотворения С.Андреевского «Петропавловская крепость». |
3 неделя | Рабочая тетрадь Л.К.Ермолаева, Н.И.Воронина «Мой город», страницы 2, 3, 12. |
4 неделя | Конструирование из строительного материала «Разные крепости». |
ОКТЯБРЬ
Тема «Летний сад»
Содержание
Решетка Летнего сада (Фельтон). Памятник Крылову. Статуи Летнего сада (Церера, Ночь, Аврора, Полдень).
Варианты проведения работы
1 неделя | Экскурсия в Летний сад (предварительное знакомство детей с баснями Крылова). |
2 неделя | Чтение стихотворения А.Ахматовой «Летний сад». Совместное с детьми составление мнемотаблицы. |
3 неделя | Игры развивающие и дидактические Никитина «СУ» - лебедь. Чтение стихотворения Галины Новицкой «Лебяжья канавка». |
4 неделя | Рисование «Решетка Летнего сада». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Летнему саду». Рабочая тетрадь Л.К.Ермолаева, Н.И.Воронина «Мой город», страница 30. |
НОЯБРЬ
Тема «Нева. Мойка. Фонтанка»
Содержание
Откуда вытекает и куда впадает Нева. Мойка – Банковский мост, дом, где жил А.С. Пушкин, Синий мост.
Варианты проведения работы
1 неделя | Чтение стихотворения С.Скаченкова «Наводнение». Рассказ воспитателя о наводнении. |
2 неделя | Чтение стихотворения Е.Ефимовского «Мойка». Рассказ воспитателя об истории реки Мойки с рассматриванием иллюстраций. |
3 неделя | Рассматривание иллюстраций и рассказ воспитателя самом широком мосте – Синем. |
4 неделя | Рисование «Львы на мосту». Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по реке Мойке и Фонтанке». |
ДЕКАБРЬ
Тема «Зимний дворец»
Содержание
Архитектор Ф.Б.Растрелли. Посольская лестница. Малахитовый зал. Большой тронный зал. Эрмитаж.
Варианты проведения работы
1 неделя | Экскурсия или рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов или иллюстраций. |
2 неделя | Чтение стихотворения В.Рождественского «Он сердцем русский». |
3 неделя | Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Зимнему дворцу». Дидактическая игра «Дорисуй», «Петербургская азбука». |
4 неделя | Рисование «Зимний дворец». |
ЯНВАРЬ
Тема «Исаакиевский собор»
Содержание
Построен на месте, где венчались Петр Первый и Екатерина Первая. Архитектор Огюст Монферан. Купол, его украшения. Используемые материалы: мрамор, малахит, лазурит. Живописные иконы, мозаика, барельефы.
Варианты проведения работы
1 неделя | Экскурсия или рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, видеоматериалов. Чтение стихотворения Тютчева «Глядел я, стоя над Невой». |
2 неделя | Рисование «Исаакиевский собор» или аппликация (по выбору детей). |
3 неделя | Чтение стихотворения Розенбаума «Хочу я жить…». |
4 неделя | Сравнение соборов Казанского, Исаакиевского и храма Воскресения Христова. Рабочая тетрадь Л.К.Ермолаева, Н.И.Воронина «Мой город», страница 22. |
ФЕВРАЛЬ
Тема «Адмиралтейство»
Содержание
Значение слова «адмирал» («владыка морей»). Причины строительства: крепость и верфи. Архитектор Адриан Захаров. Боковые башни (дельфин, поддерживающий флагшток).
Варианты проведения работы
1 неделя | Чтение стихотворения Вс. Рождественского «Адриан Захаров». Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций. |
2 неделя | Разучивание стихотворения О.Мандельштама «Адмиралтейство» наизусть (по желанию детей). |
3 неделя | Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Пир Петра Первого» (отрывок). |
4 неделя | Чтение стихотворения Е.Ефимовского «Адмиралтейский остров тот…». Ручной труд – конструирование кораблей из бросового материала. Сюжетно-ролевая игра «Адмиралтейство» (строительство кораблей, спуск на воду, круиз вокруг света). |
МАРТ
Тема «Петропавловский собор»
Содержание
Особенности архитектурного облика. Колокольня, шпиль, портик, валюты, пилястры. Внутреннее убранство.
Варианты проведения работы
1 неделя | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя или экскурсия. |
2 неделя | Чтение стихотворения Н.Боброва «Хранит нас ангел». |
3 неделя | Рисование на тему «Раздумал видно ангел улететь…». |
4 неделя | Развивающие и дидактические игры. «Юные архитекторы», «Назови одним словом». |
АПРЕЛЬ
Тема «Стрелка Васильевского острова»
Содержание
Ростральные колонны. Объяснение названия. Знакомство со словом ростра. Скульптурная группа у подножия колонн. Здание Биржи. Особенности архитектурного убранства: фронтон, колонны, портик. Назначение в старину. Современное назначение (Военно-Морской музей).
Варианты проведения работы
1 неделя | Целевая прогулка к Стрелке Васильевского острова. |
2 неделя | Разучивание стихотворения С.Скаченкова «Ростральные колоны». |
3 неделя | Аппликация или рисование (по выбору детей) Ростральные колонны». |
4 неделя | Развивающие и дидактические игры. «СУ» - Ростральная колонна. Пазлы. |
МАЙ
Содержание
Повторение материалов предыдущих месяцев.
Варианты проведения работы
1-3 недели | Развивающие и дидактические игры. «Расскажи, как пройти», «Что лишнее», «Расскажи о …». |
4 неделя | КВН совместно с родителями «Знаем и любим свой город». |
Педагогическая диагностика
МЕТОДЫ:
Наблюдения
Игровая диагностика
Продуктивная деятельность
Проблемные ситуации
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
- Проявление познавательного интереса к городу.
- С интересом слушает стихи о городе, активно откликается на предложение выучить стихотворение. Знает стихи о городе. Читает стихи, используя средства интонационной выразительности речи.
- Узнает и называет несколько достопримечательностей.
- Может рассказать о некоторых достопримечательностях по картинке и без опоры на наглядный материал.
- Знает и выполняет правила поведения в городе, в музеях, у памятников архитектуры и т.д.
- Бережное отношение к городу.
УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА
Низкий уровень | Не проявляет интерес к истории города, его достопримечательностям. Узнает и называет 1-3 достопримечательности. Использует в речи 1-2 спец. слова. Читает стихи монотонно, эмоционально не окрашивая. Называет 1-2 правила поведения в музеях и т.д. Не знает, почему город надо беречь. |
Средний уровень | Вступает в диалог со взрослыми о городе. Соглашается выучить стихотворение, но сам инициативы не проявляет. Узнает и называет 4-5 достопримечательности. Использует в речи 3-4 спец. слова. Старается читать стихи с выражением, но у него не всегда это получается. Называет несколько правил поведения в музеях и т.д., но не всегда может объяснить их. Знает, что к городу нужно относиться бережно, но не всегда выполняет. |
Высокий уровень | Проявление ребенком интереса к истории города, его достопримечательностям. Проявляет любознательность, задает вопросы, охотно вступает в диалог о городе, с интересом слушает стихи, просит прочитать еще, активно откликается на предложение выучить стихотворение. Узнает и называет несколько достопримечательностей. Использует в речи такие слова, как: дворец, колонна, купол, фронтон. Может рассказать о некоторых достопримечательностях по картинке и без опоры на наглядный материал. Знает стихи о городе. Читает стихи, используя средства интонационной выразительности. Знает и выполняет правила поведения в музеях, у памятников и т.д. Бережно относится к городу. Знает, почему это надо делать. |
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алефанова Г.Т. «Первые шаги», СПб; 2000 г.
- Горбачевич К. «Почему так названы», СПб; 1996 г.
- Грабарь И. «Петербургская архитектура 18 и 19 веков», СПб; 1994 г.
- Ермолаева Л. «Прогулки по Петербургу», СПб; 1997 г.
- Ермолаева Л. «Чудесный город», СПб; 1996 г.
- Коршунова М. «Юрий Фельтон», Ленинград; 1988 г.
- Курбатов В. «Петербург: художественно-исторический очерк», СПб; 1993 г.
- Махинько Л. «Я петербуржец», СПб; 1998 г.
- Петерина С. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва; 1982 г.
- Смирнова Н. «Программа курса «Знакомство с Санкт-Петербургом», СПб; 2000 г.
- Фокина Э.Д. «Малыши идут по городу», СПб; 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"
"О той красоте, что повсюду вокруг, чьё имя навеки наш Санкт-Петербург"...
Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и лю...
Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями
Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...
Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"
В данном конспекте представленны цель, задачи, предварительная работа и ход совместной деятельности....
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городом Санкт-Петербургом»
воспитание юного петербуржца...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста. "Как появился Санкт-Петербург"
Данная презентация поможет педагогам простыми словами обьяснить как и зачем родился город Петербург. Просто о сложном, так чтобы дети поняли и запомнили информацию. Начинать занятия по Петербурговеден...
Методическая разработка "Интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"
Досуг-это свободное время, организованное в какие-либо виды...