Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет" в группе старшего дошкольного возраста. Цель занятия: расширить представления о характерных признаках осени в живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №31общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому развитию детей
Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по «Речевому развитию» в группе старшего дошкольного возраста «Осень золото роняет» |
Разработала и провела:
воспитатель Вайлерт И.А.
Санкт-Петербург
2016
Цель: Расширять представления о характерных признаках осени в живой природе.
Задачи:
Образовательные:
-Расширить представления об осенних изменениях в живой природе;
-Формировать представления об образе жизни лесных зверей, птиц и подготовке их к зиме.
Воспитательные:
-Воспитывать любознательность, заботливое отношение к природе;
Развивающие:
-Развивать слуховое и зрительное внимание;
-Пополнять активный словарь.
Материалы и оборудование: репродукции с изображением леса осенью, осенние листья берёзы, клёна, дуба, рябины, иллюстрации с изображением птиц, животных, изображение людей в осенней одежде. Плоды деревьев: крылатки клёна, жёлуди, ягоды рябины, боярышника.
Магнитофон, диск с записью произведений П. И. Чайковского из сборника «Времена года».
Предварительная работа:
-Беседа «Время года «Осень», «Осенние месяцы»;
-Чтение стихов и загадок об осени;
-Дидактические и подвижные игры.
Ход занятия
I Организационная часть
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь (рассказ читается под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года»).
- В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто – то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к теплым синим морям.
II Основная часть
Воспитатель: О каком времени года идёт речь? (осень). По каким признакам вы определили, что осень? (На деревьях листья жёлтые, красные. Много листьев опадают с деревьев, по ночам бывают заморозки. Летнюю одежду поменяли на демисезонную).
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень)
Рассматривание – описание листьев деревьев
Воспитатель: Давайте рассмотрим осенние листья. (Раскладываем листья на столе). Волшебница – осень раскрасила каждый листок в свой цвет. Посмотрите, какие разные листья у деревьев.
- Помогайте мне находить слова для описания формы листьев:
Лист липы напоминает… (сердечко),
у осины он … (круглый),
а у берёзы … (заострённый),
край дубового листа … (с округлыми вырезами),
а лист клёна …(с широкими лопастями).
Воспитатель читает загадки, а дети находят этот лист на столе.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, её клюют (рябина)
Все клёны стали рыжие,
Но ни один не дразниться,
Раз все равны мы рыжие –
Кому какая разница! (клен)
Воспитатель: Ребята, какой первый месяц осени? (Сентябрь).
Сентябрь – задумчивый месяц «хмурень», то и дело идёт мелкий нудный дождь. И вдруг на несколько дней небо очищается от облаков и устанавливается хорошая ясная погода, словно лето решило на прощание побаловать нас теплом и солнечным светом. Эту замечательную пору ранней осени называют «бабье лето». Скворцы собираются большими стаями, рассаживаются на проводах и громко щебечут, словно совещаются перед отлётом. Деревья начинают менять окраску листьев.
У меня для вас есть еще одно замечательное стихотворение, про осень:
Раз, два, три, ветка клёна, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень жёлтою косой.
Воспитатель: Я вам называю деревья, а образовывайте от него прилагательные, какой лист будет с этого дерева.
Например: береза – березовый, осина - .., рябина - …
клен – кленовый, тополь - …, ясень - .. , яблоня - …
Подвижная игра: «Собери листья быстрее»
В игре участвуют 4 человека. На полу разложены и перемешаны листья дуба, клёна, рябины, осины. Все листья в одинаковом количестве. По сигналу дети собирают листья.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что 23сентября - дата осеннего равноденствия, когда убывающий день по продолжительности сравнялся с ночью? Он будет продолжать убывать, становясь всё короче и короче, вплоть до 22 декабря.
Воспитатель: Какой же у нас месяц следует за сентябрем? (Октябрь). Правильно, октябрь – это середина осени. В первой половине месяца бывают и тёплые дни, но чаще надолго устанавливается ненастная погода с холодным ветром. Октябрь отличается резкой сменой погоды: с утра тепло, а среди дня вдруг похолодало. Дожди идут обычно с середины октября. Люди говорят: «Плачет октябрь холодными слезами». 14 октября – Покров. Раньше говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка – зима». То есть в день Покрова обычно всегда ждут выпадения первого снега. В октябре уже не увидишь скворцов и грачей, но в холодном небе ещё раздаются прощальные крики гусиных и журавлиных стай.
Расправив широкие крылья,
Над жёлтым простором полей
Плывёт в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей. (М. Исаковский.)
Воспитатель: Звери, которые не собираются спать зимой, переодеваются в тёплый зимний мех. (Показать изображение белки). Это белка, но уже не рыжая, а какая она? (Серая). Она «шубку» поменяла на более тёплую.
- Подберите слова, какая у белки шубка – (беличья, пушистая, теплая …)
-Заяц тоже, как и белка, одежду поменял. Каким становится заяц? (У зайца сначала белеет хвост, потом – задние лапы, потом наступает очередь белеть спине, за ней ушам).
Воспитатель: Давайте вспомним детенышей животных:
У белки – бельчата;
У зайца – зайчата;
У медведя –
У лося –
У лисы –
У барсука -
Воспитатель: А сейчас мы сыграем в игру-имитацию. Я буду читать стихотворение и показывать вам движения, а вам нужно будет повторять за мной и быть внимательными.
Игра-имитация «Зайцы»
Жили-были зайцы (кистями рук показать «ушки»)
На лесной опушке (Прямые руки вверх, пальцы врозь).
Жили-были зайцы (кистями рук показать «ушки»),
В беленькой избушке (показать «домик»).
Мыли свои ушки (показать «умывание»),
Мыли свои лапки (правой рукой потереть левую),
Наряжались зайчики (покрутить кистями рук внизу),
Надевали тапки (потопать правой и левой ногой).
Подвижная игра «Хитрый лис»
Зайцы прыгали, резвились на лесной полянке.
(Дети имитируют прыжки зайцев)
Вдруг откуда ни возьмись,
Появился хитрый лис.
Зайцы, быстро прячьтесь в лес,
А не то, он вас всех съест! (убегают в разные стороны)
Кого лис догнал, тот становится водящим лисом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо исполняли роли лисы и зайцев.
Природа замерла, нахмурилась сурово,
Поблекнувшей листвой покрылась земля,
И холодом зимы повеял север снова
В раздетые леса, на тёмные поля. (И.Суриков)
Воспитатель: О каком месяце идёт речь? (О ноябре)
- Ноябрь – это предзимье, месяц «листогной». Природа засыпает, готовится к зиме. Ощущается приближение зимы. Погода неустойчивая: потепления сменяются резкими похолоданиями тихие дни – ветреными. Сегодня идёт дождь, а завтра – снег с дождём. Снег то покроет землю, то снова растает. Уже нет золотой рощи; вся её красота внизу, на земле, истлевает. В ноябре растения погружаются в зимний сон, замирают, движение соков в них прекращается. К концу месяца земля уже промёрзла. Пруды и речки покрылись молодым ледком. Многие рыбы ушли на дно, чтобы там спать. К концу ноября может выпасть снег, который уже не растает до самой весны. 21 ноября – Михайлов день: «Мужик с телегой прощается, в сани забирается». Звери, обитающие в наших краях, готовятся к наступлению холодной и голодной зимы.
- Пережить эти тяжёлые времена можно по-разному. Одни животные впадают в спячку. Что это за животные? (медведь, ёжик, барсук, суслик). Другие меняют летнюю шерсть на более тёплую, но и белеют. Как вы думаете, что это за животные? (Заяц – беляк, горностай и ласка).
Воспитатель: Зайцы, лисицы, волки, рыси, кабаны, олени, косули запасов не делают. Вся их надежда – на быстрые лапы, тёплую шкуру, выносливость и осторожность. - Скажите, а какие животные делают запасы на зиму? (Белки, кроты, мыши, хомяки, барсуки, ежи и др.)
Воспитатель: Ну, а пока где-то далеко в лесу животные готовятся к зиме, мы с вами тоже подготовимся, сыграв в интересную игру.
Осенняя природа щедра и богата своими подарками, которые она дарит человеку. Какие же это дары? (овощи, фрукты, ягоды, грибы)
Игра: «Что мы сделаем с плодами»
Воспитатель показывает карточку с изображением плодов, ягод (Грибы, рябина, шиповник, боярышник, малина, огурец, яблоки и др.), а дети должны рассказать, какой зимний припас можно из этого сделать.
Например, грибы – солить, мариновать, сушить;
Яблоки – варенье, повидло, компот, сушить;
Воспитатель: выходя на природу, помните, что она ваш друг, которого нужно любить и охранять.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать словами (Это я! или Это не я!). Понятно всем? Начинаем:
- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я!).
- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? ( Это не я!).
- Кто желает помогать и лесных зверят спасать? ( Это я!).
- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? ( Это не я!).
- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? ( Это я!).
- Кто конфеты обожает, фантики везде кидает? ( Это не я!)
III Заключительная часть:
- О каком времени года мы сегодня говорили? (Осень).
- Перечислите, пожалуйста, месяцы, которые входят в осеннее время года? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Какие изменения происходят в природе с приходом осени? (Падают листья, холодает, день становится короче, птицы улетают на юг, животные делают запасы, меняют мех на более теплый, некоторые уходят в спячку и т.д.)
- А в каком месяце обычно выпадает первый снег – покров? (Октябрь).
- Какой месяц в народе называют «хмурень», за его дождливую погоду? (Сентябрь). - А как вы объясните выражение «Осень золото роняет»? Что это за золото такое мы повсюду встречаем на улице? (Осеннее «золото» - это желтые листья, что падают с деревьев).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Помните, что у природы нет плохой погоды, а человек – это часть природы и относиться к ней он должен бережно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по развитию речи «Золотая осень»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-313465-1383475997.jpg)
Конспект занятия по развитию речи: "Золотая осень".
Цели:1.Познакомить детей с характерными признаками осени.2.Учить дифференцировать красный и желтый цвет.3.Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный вдох.4.Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-941664-1635842719.jpg)
Конспект по речевому развитию «Петушок ‒золотой гребешок» в первой младшей группе
Конспект по речевому развитию в первой младшей группе соответствует программному содержанию современной образоватальной программе "Теремок" для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-768055-1458659471.jpg)
Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"
Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/17/picture-1420207-1663424124.jpg)
Конспект по познавательному развитию "Дары золотой осени" в средней группе
Конспект по познаавательному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1214872-1581874958.jpg)
Конспект ООД по развитию речи "Золотой луг"
Знакомство воспитанников с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-1434726-1668000341.jpg)
конспект нод по развитию речи " Золотая осень"
Занятие по развитию речи в логопедической старшей группе...