Конспект ООД по развитию речи "Золотой луг"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Знакомство воспитанников с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по развитию речи на тему "М.Пришвин "Золотой луг" | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
-Познакомить воспитанников с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»;
-Расширить и уточнить знания детей об одуванчике;
- Довести до воспитанников содержание и художественную форму рассказа в единстве;
- Закрепить понимание специфики жанра рассказа;
- Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;
-Закрепить умения подбирать определения и сравнения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- Развивать у воспитанников слуховое внимание, умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
- Воспитывать чувство красоты окружающего мира.
Оборудование:
Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из пряжи для дыхательного упражнения, музыкальное произведение Э. Грига " Утро".
\
Ход занятия:
(Воспитатель собирает детей на ковре) Ребята я сегодня принесла вам волшебную коробочку, отгадайте что в ней. Проводится игра " Да - нет".(в коробочке одуванчик).
- В какое время года цветет одуванчик? Ранней весной из под снега?Это первоцвет?
- В каком месяце цветет одуванчик?
Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? А значит сейчас что цветут?
«Сегодня я расскажу вам много нового и интересного, вас ждёт впереди маленькое открытие, а также вы познакомитесь с новым автором и его произведением. -
Сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово»
-Придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? Конечно, одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким.
С чем вы можете сравнить одуванчик? Одуванчик похож на парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко
-Подберите определения к слову «цветы». Верно, цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.
-Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.
-Цветы растут в комнате, значит это…
-Цветы растут в саду, значит это…
-Цветы растут на лугу, значит это…
А как можно сказать про луг на котором растут цветы? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний., золотой. -Все верно ребята.
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.
Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят сладкий одуванчиковый нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
-А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке. Больше всего он любил детей и природу.писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой:
«одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам»,
«лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать»,
«гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев».
Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их:
в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.
Теперь ребята мы садимся тихонько на стульчики. (Дети садятся).Взгляните на его портрет. Это Михаил Михайлович Пришвин. Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение «Золотой луг». Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о каких цветах написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин
Загадка
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
-Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написан рассказ? Верно, об одуванчиках. (Показываю фотографии одуванчиков.)
-Располагайтесь поудобнее и послушайте рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг» (чтение рассказа).
-Ребята, а вы заметили, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни? Давайте подумаем и выясним, что они могут обозначать?
-Промысел, как вы думаете, что это слово может обозначать? (Ответы детей)
-Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?
-Слово «в пяту», как вы думаете, что оно может обозначать? (Ответы детей.)
-Слово «в пяту» обозначает идти друг за другом, сзади. В рассказе это слово встретилось нам в предложении: «Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел он впереди, я в пяту.»
Разбираем слова дальше. Слово «фукну» встречается нам в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.» Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»? (Ответы детей.)
Слово «фукну» означает дунуть. Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? А давайте тоже фукнем
-Что такое забава? Слово «забава» означает игра, развлечение. Как вы понимаете выражение «постоянная забава»?
-С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.) В рассказе об этом говорится так: «Тогда я пошёл, отыскал одуванчик и, оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.»
-Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их. (одеваю перчатку демонстрирую) .
Теперь давайте отдохнем
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).
Если ветер быстрый-быстрый
На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,
Всё вокруг зашелестит (говорят «ш-ш-ш-ш»).
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).
Воспитатель еще раз читает рассказ
-А сейчас вспомните содержание рассказа и ответьте мне на вопросы:
-- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?
- Почему вы думаете что это рассказ? (В нем нет волшебства. Там всё, как в жизни)
-Почему рассказ называется «Золотой луг»? (Потому что весь луг был жёлтый.)
-Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём росло много одуванчиков.)
-Куда обычно ходили братья? (На промысел.)
-Ребята, а что значит «в пяту»? Что имел в виду автор? (Значит шёл за братом, след в след.)
-Какая забава была у мальчиков? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу.)
-Какое слово изобрели ребята? (Фукну, фукнет.)
-Что значит «созревают одуванчики»? (Когда жёлтые лепестки сменяют белые пушинки.)
-Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы.)
-А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.)
-Куда утром пошёл один из братьев? (На рыбалку.)
-Что он заметил? (Луг был не золотой, а зелёный.)
-Какое наблюдение провёл мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)
-На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)
-С чем сравнивает Михаил Пришвин лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладонях.)
-Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются.)
-Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали.)
-А сейчас мы должны вспомнить имя мальчика, про которого говорится в рассказе. Как зовут автора этого рассказа? Правильно, Михаил. А когда он был маленьким, его звали Миша. Вы будете говорить: «Не я с братом, а Миша с братом. Не я пошёл удить рыбу, а он пошёл удить рыбу.»
(вывешиваю мнемо - схему). Ребята зачем нам нужна эта схема?
-(Пересказываю сама рассказ с опорой на схему).
-Пересказ детей с опорой на схему (3 детей можно по цепочке)
Молодцы ребята.
Звучит музыка, воспитатель говорит и вместе с детьми выполняет движения.
Попробуйте представить чудесный весенний день. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. (дети садятся на корточки руки и голову опускают).Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. (поднимают голову, расправляют корпус, руки отводят в стороны, расцвел цветок.)
Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. (голову слегка откидывают, медленно поворачиваются за солнцем, глаза полузакрыты, улыбаются.)
Давайте не будем срывать цветы а будем любоваться их красотой, как это делал писатель Михаил Пришвин.
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да) -Вспомните, с каким произведением какого автора вы сегодня познакомились? -Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.
Ребята а какое у вас сейчас настроение?
А как вы думаете с помощью музыки можно создать хорошее настроение? Я хочу что бы вы послушали музыкальное произведение Э Грига" Утро". Оно рассказывает о рождении цветка.
Звучит музыка, воспитатель говорит и вместе с детьми выполняет движения.
Попробуйте представить чудесный весенний день. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. (дети садятся на корточки руки и голову опускают).Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. (поднимают голову, расправляют корпус, руки отводят в стороны, расцвел цветок.)
Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. (голову слегка откидывают, медленно поворачиваются за солнцем, глаза полузакрыты, улыбаются.)
Давайте не будем срывать цветы а будем любоваться их красотой, как это делал писатель Михаил Пришвин.
Михаил Пришвин «Золотой луг!
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...