РМО развитие речи "Сундучок бабушки Рассказушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
РМО для педагогов, развитие речи "Сундучок бабушки Рассказушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РМО развитие речи | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида
Образовательная область «Коммуникация»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Сундучок бабушки Рассказушки».
Подготовила воспитатель:
Горшенина Н.В.
г. Одинцово
2015
Образовательные задачи
Закреплять умение образовывать прилагательные из существительных. Продолжать учить классифицировать по заданному основанию. Упражнять в подборе антонимов, рифм.
Развивающие задачи
Развивать интонационную выразительность речи. Активизировать творческую речевую деятельность. Развивать память, мышление, образное восприятие.
Воспитательные задачи
Создавать положительную эмоциональную атмосферу на занятии. Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов. Учить детей взаимодействовать друг с другом и конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации.
Форма проведения – сказочное путешествие.
Материал и оборудование: сундучок со «сказочными» плоскостными предметами (Буратино, цветик-семицветик, красная шапочка, сапоги, короб с пирожками, домики трех поросят, скалка, золотое яйцо, разбитое корыто, хрустальная туфелька), цветик-семицветик, домик, стол, стульчики – по количеству детей; деревенский коврик, рушник, картинки с изображением лиц, настроений, знаков препинания «!» и «?», два мольберта, надписи «Просто» и «Сказка», палочки с нитками, книга «Сказки».
Персонажи: бабушка Рассказушка, Котишка – Плутишка.
Оформление зала и подготовка к занятию. У центральной стены стоит «сказочный» домик, рядом с ним – столик, стульчики, коврик. Стол украшен рушником, под столом находится сундук с изображениями предметов из сказок, книга «Сказок». Слева от домика стоят мольберты, на одном из мольбертов прикреплена елочка с указателями «Просто» и «Сказка». На полу разложены разноцветные лепестки.
Ход образовательной деятельности.
Звучит веселая русская народная мелодия, дети входят в зал. Навстречу им выходит бабушка Рассказушка.
Бабушка: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! Я – бабушка Рассказушка, повсюду хожу, сказки с собою ношу! Их в сундучок волшебный собираю: какие – в народе услышу, какие – сама сочиняю! Сундучок мой волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, не расскажет. (Аккуратно ставит сундучок на пол.)
Ребята, а вы сказки любите? (ответы детей.) А много ли вы сказок знаете? Давайте проверим. Я буду из своего заветного сундучка волшебные картинки доставать, а вы мне сказку называть – говорить, из какой сказки эта картинка. Рассаживайтесь на стульчики поудобнее да будьте внимательны.
Дети садятся на стулья, а бабушка Рассказушка начинает доставать из сундучка картинки. Дети называют сказку, из которой та или иная картинка.
(Буратино, цветик-семицветик, красная шапочка, сапоги, короб с пирожками, домики трех поросят, скалка, золотое яйцо, разбитое корыто, хрустальная туфелька)
Бабушка: Да, внучата мои милые, на какой предмет ни посмотришь – сразу сказку вспомнишь! Быстро вы ответили, много сказок знаете. А теперь попробуйте, отгадайте, о ком из сказочных персонажей идет речь:
- деревянный мальчик с длинным носом (Буратино);
- девочка с голубыми волосами (Мальвина);
- мужчина в полном расцвете сил, живет на крыше (Карлсон);
- костяная нога, нос в потолок, в ступе летает (Баба-Яга);
- круглый румяный персонаж, сделанный из теста и испечённый в печке (Колобок);
- волшебница, может исполнить любое желание. У неё в подчинении все морские обитатели (Золотая рыбка);
Бабушка: Молодцы, ребятки, быстро отгадали мои загадки. А вот теперь вам другое задание. Ох и сложное! Еще никто правильно не ответил. Как одним словом сказать:
- если сказка написана автором? (авторская)
- если сказку в народе сложили? (народная)
- если сказку придумали на Руси? В Молдавии? В Китае? Японии? На Востоке? За рубежом?
(Русская, молдавская, китайская, японская, восточная, зарубежная.)
Бабушка: Я, ребятишки, совсем уже старенькая стала, забываю – с каких слов обычно сказки-то начинаются?
Дети: «Жили-были», «Жил-был», «Жила-была», «В некотором царстве, некотором государстве», «Давным-давно», «Много лет тому назад», «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…»
Бабушка: А какими словами сказки обычно заканчиваются, вы тоже знаете?
Дети: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец», «И стали они жить-поживать да добра наживать», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «С тех пор жили они долго и счастливо».
Бабушка: Я вижу, ребята вы толковые, грамотные, много знаете, наверное, уже сами читаете? (Ответы детей) А помогите мне, старушке, добраться до своей избушки. Вот указатель на пути. Не могу прочесть, что на нем написано?
Дети: «Просто» и «Сказка».
Бабушка: Если «Просто» написано, то какая дорога будет и до какой избушки она доведет?
Дети: Дорога простая и доведет до простой избушки.
Бабушка: А если «Сказка» написано, то какая дорога будет и до какой избушки она доведет?
Дети: Сказочная дорога доведет до сказочной избушки.
Бабушка: Молодцы, ребятки, как много вы знаете!
Думаю, по сказочной дороге в сказочный домик идти будет гораздо интереснее. А вы как думаете, ребята? (Ответы детей.)
Бабушка: Отправляемся в дорогу! Заодно поможем тем, кто нуждается в нашей помощи.
Под веселую музыку дети идут по дороге за бабушкой, наклоняясь и приседая, как будто пробираются под ветками сказочных деревьев.
Бабушка: Путь нелегкий, сильный ветер подул. А вот и полянка. Сильный ветер повредил все цветочки на моей любимой волшебной полянке. Пусть каждый соберет по лепестку цветика-семицветика.
«Составь цветик - семицветик»
Бабушка: Ребята пошли к моему домику (идут под музыку). Вот мы и пришли. Садитесь дети отдохните с дороги, а я молочка налью да кота своего, Плутишку напою.
Бабушка ищет кота. Зовет его, уходит. Появляется Котишка - Плутишка.
Плутишка: Привет, девчонки и мальчишки! Я кот, меня зовут Плутишка! Я настоящий кот, говорящий! В амбар бабушкин залез, мышей погонял, молока напился, сальцем закусил, сметанкой зализал. А теперь с вами поиграть хочу!
Игра «Кот и мыши»
Котишка-Плутишка спит, дети бегают и произносят следующие слова:
Мыши, мыши, выходите:
Поиграйте, порезвитесь!
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей!
Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота!
Кот просыпается, дети замирают на месте. Тех, кто шевелится, кот выводит из игры, усаживает на стулья. Играют 3 раза.
Плутишка: (обращает внимание на бабушкин сундук). Интересно, что бабуля новенького принесла?
(Копается в сундучке, выкладывает все предметы на стол, сдвигает нечаянно сундук на край стола и роняет его. Сундук падает и захлопывается. Кот всячески пытается его открыть.)
Ребята, силой здесь не справиться. Помогите открыть сундучок ласковыми словами да волшебными заклинаниями.
Дети по очереди просят сундучок открыться, говорят ласковые слова, волшебные заклинания из разных сказок.
(Сундучок, миленький, хорошенький, красивенький… «Сим-сим откройся», «Крибле-крабле- бумс!», «Крекс, пекс, фекс!»)
Сундучок не открывается.
Плутишка: Ничего не получается! Ох и попадет мне от бабули!
Заходит бабушка Рассказушка.
Бабушка: А, вот ты где, Плутишка! С ребятами играешь? Молодец! Садись, я тебе и ребятам сказку новую расскажу, такую интересную, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал. Сейчас я только сундучок открою…
Плутишка: Бабуля, погоди сказку сказывать. Я знаю, что ты у нас говорунья отменная, такая, что не каждому тебя переговорить под силу. Давай посоревнуемся с ребятами, кто кого переговорит.
Бабушка: Давай!
Проводятся речевые игры с элементами соревнования.
«Скороговорки»
Бабушка достает карточки из-под коврика, ребенок по желанию выбирает себе любую карточку, переворачивает ее и проговаривает скороговорку с соответствующей интонацией: весело, грустно, удивленно, вопросительно, восклицая, как лиса, медведь, волк или ежик.
- Три сороки тороторки тороторили на горке.
- Тары бары растабары у Варвары куры стары.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
«Имена»
Дети выбирают любое имя и проговаривают фразу по образцу:
- Дядя Паша все попашет, перепашет, выпашет.
- Тётя Люба всех полюбит, перелюбит, вылюбит.
- Тётя Лена всех поленит, переленит, выленит.
«Скажи наоборот»
Дети подбирают антонимы к словам, которые называют бабушка и Котишка-Плутишка.
«правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать», «легкий» - «тяжелый», «близко» - «далеко», «твердый» - «мягкий, «открытый» - «закрытый», «мокрый» - «сухой».
Игра «Добавлялки»
Ок-ок-ок – стоит в поле…(Теремок).
Ок-ок-ок – покатился …(Колобок).
Цо-цо-цо – снесла курочка…(Яйцо).
Ят-ят-ят – волк не съел…(Козлят).
Ёк-ёк-ёк – не садись на …(Пенёк).
Бабушка: Ну а теперь-то я вам точно сказочку расскажу! Где же сундучок?
Плутишка: Погоди, бабуля, давай лучше песню тво любимую споем. Смотри, они какие красивые! Не зря, видать, наряжались.
Бабушка: Отчего не спеть, споем!
Дети, Кот и бабушка исполняют песню.
Ах, весна!
1.Мы сняли шубки, валенки
Мороз уж не ворчит
За садом на проталинке
Весну зовут грачи
Припев:
Ах, весна, ах, весна,
Что наделала она:
На дворе скворец поет,
Всех на улицу зовет!
2.И радостно, и весело
Вдогонку ветерку
Бумажные кораблики
Плывут по ручейку.
Припев: тот же.
Бабушка: Котик неси мне сундучок со сказками, я же все-таки бабушка Рассказушка, должна малым деткам сказки сказывать.
Кот выносит палку с веревками.
Плутишка: Бабуля, какие сказки?! Какие сказки, когда дел полным-полно! Вот, веревки смотать надо.
Бабушка: Так ребята помогут, мы быстро с их помощью управимся!
Игра «Кто быстрее»
Дети на скорость наматывают нитки на палочки.
Бабушка находит под столом сундучок.
Бабушка: Так я и знала, Плутишка, что ты от меня что-то скрываешь! Что с сундучком натворил?
Плутишка: Заигрался, уронил, я больше так не буду…
Бабушка: Открывать пробовали? А ласково просили? И волшебные заклинания говорили? Ничего не помогло? Да, видно, сильно ты его уронил. Теперь только новая сказка открыть сундучок сможет.
Плутишка: А где ее взять?
Бабушка: Сами сочиним!
Плутишка: Ой я сейчас быстренько сочиню про доктора Айболита!
Бабушка: Не пойдет, такая сказка уже есть.
Плутишка: Ну тогда про Бармалея!
Бабушка: И такая уже есть.
Плутишка: О! Про репку!
Бабушка: И про репку уже давно придумали. Я же говорю, что новая сказка нужна, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал, чтобы сундучку понравилась. Вот тебе, котик, какие сказки больше нравятся?
Плутишка: Те, где я учавствую, например «Кот в сапогах», «Кот, петух и лиса».
Бабушка: Вот-вот, думай…Ребята, о чем нам сказку-то сочинить и как ее назвать?
Дети предлагают сочинить сказку про сундучок и назвать ее «Сундучок», «Волшебный сундучок» или «Бабушкин сундучок».
Зввучит легкая музыка, дети сочиняют сказку, наклеивают картинки, читают сказкуполностью. Кот обнаруживает, что сундучок открылся. Бабушка заглядывает в сундучок и достает из него подарки – новые детские книжки. Дети рассматривают книжки, благодарят бабушку, рпощаются с ней. Котишка провожает детей.
Список используемой литературы:
- Арушанова А.Г. Речь и речеевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
- Арушанова А.Г. Речь и речеевое общение детей: Методологическое пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
- Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., спр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Гербова В.В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Москва-Синтез, 2009-2010.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., ТереховаА.Н. Организация полноценнойречевой деятельности в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Ельцова О.М. Риторика для дошкольников: Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к бабушке Рассказушке.
Конспектнепосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста....
Открытый показ НОД по речевому развитию во второй младшей группе на тему : "В гости к Бабушке-Рассказушке"
Открытый показ НОД по речевому развитию...
Конспект по развитию речи «В гостях у бабушки-рассказушки» (1 младшая группа).
Конспект по развитию речи«В гостях у бабушки-рассказушки»(1 младшая группа)....
Комплексное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке Рассказушке»
Цель: воспитывать у детей доброжелательное отношение к домашним животным, вызвать у детей чувство заботы к животным; закрепить у детей знания о домашних животных: внешний вид, как голос подает, чем пи...
Конспект занятия по развитию речи в средней/младшей группе «Книга Бабушки-Рассказушки».
Цели: С помощью различных приемов выявить знания детей о знакомых сказках и литературных произведениях, их главных героях. Образовательные- Учить узнавать русские народные и авторские сказки;- Вы...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «В гости к нам пришла Бабушка Рассказушка»
Основные задачи открытого занятия:1. Воспитательные:- воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе, доброжелательно и чутко относиться друг к другу;- воспитывать любовь к народн...
Конспект по развитию речи "Сказки Бабушки Рассказушки"
Увлекательный квест по сказкам бабушки Рассказушки...