проект Сказка - сюжетные картинки
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Никитина Ольга Анатольевна

В процессе  путешествия  по сказкам в проекте «В гостях у сказки» в игровой форме развитие мышления и речи осуществлялось в неразрывной связи. Дети познакомились с авторскими сказками русских и зарубежных писателей, а также с русскими сказками и сказками народов мира.  «Проживая сказку», дети научились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Практика показала, что дети связно рассказывают лишь о том, что им хорошо понятно. Обучаясь рассказыванию по серии сюжетных картинок, пересказу сказок и просто разговору дети одновременно обогатили  свой словарь, совершенствовали грамматические и фонетические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_-_syuzhetnye_kartinki.docx78.15 КБ

Предварительный просмотр:

                             ДОУ «РОДНИЧОК» СЗАО Г. МОСКВЫ

                   

                                      ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

                                           «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

                                                     

                                                     

                                                             Подготовила воспитатель средней группы:

                                                                 

                                                                   Никитина Ольга Анатольевна                    

                                                          2014 г.

Введение.

Учеными доказано, что чтение сказок и общение необходимо для развития мышления ребенка. Обычно взрослые из-за своей загруженности только читают ребенку сказку, показывают иллюстрации в книге, смотрят вместе мультфильмы, но не беседуют с ним о прочитанном или увиденном. При этом взрослые часто не задумываются о том, что возможности сказки безграничны.  Ребенок-дошкольник в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что ты видел?,«Расскажи сказку, мультфильм», «Скажи, что здесь изображено», - сразу возникают трудности. Ребенок часто не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять основных героев, основное действие, место действия или происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становиться эпизодической – неполной, несогласованной. Это ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Речь – яркий показатель развития ребенка. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.  В речи детей существует множество проблем, поэтому педагогическое воздействие при развитии  речи дошкольников – очень сложное дело.

                                        Педагогический  проект «В гостях у сказки».

Вид проекта: Познавательно – творческий. 

Педагогический  проект «В гостях у сказки» реализовывался с детьми нашей группы  (возраст 4-5 лет) в течении года. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком детей, поможет нам многому их научить. Применение сказки открывает нам большие возможности для развития речи детей и их общения.

В  проекте «В гостях у сказки»  мы решили развивать разговорную речь детей через игровую деятельность, при которой сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного и игрового общения. Речь сопровождает все виды деятельности ребенка, а сказка хороша и для чтения и для пересказа, в ролевой игре детей и в театрализации, для обучения математическим представлениям и по окружающему миру, в конструировании и в изодеятельности. Всю систему организаций занятий мы продумываем, как путешествие по сказкам и естественное продолжение игровой деятельности детей. Обучение превращается в увлекательную игру, как только дети вместе с героями сказок окажутся в волшебном мире сказки. 

«Изюминка» нашего проекта – формирование связной речи, через обучение детей в игровой форме рассказыванию сказок по сюжетной серии картинок обычных и озвученных.

Наряду с этим мы планируем: чтение и слушание сказок, разные виды работы с картиной и по серии сюжетных картинок (сказки), творческие игровые задания, игру в сказку, разнообразные  игры  по сказкам, инсценировку, игру-драматизацию, художественное творчество, конструирование.

Мы хотим опробовать у себя в проекте обучающую детскую программу на планшетном компьютере «Сказки-рассказки». Это серия сюжетных картинок с музыкальным фоном по русским народным сказкам и сказкам народов мира, озвученные профессиональными актерами. В условиях игры на тему сказки ребенку интересней знакомиться и рассказывать сказку, легче войти в роль, создать образ, ведь в сказках как известно добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи.

Направленность проекта: 

Взаимосвязь и интеграция таких дисциплин, как:

- Коммуникация и чтение художественной литературы.

- Социализация

- Художественное творчество

- Музыка

В данном проекте развитие речи – ведущая деятельность, остальные вспомогательные, способствующие достижению целей проекта. Задачи разных направлений образовательных областей дополняют и взаимно обогащают друг друга. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается  различного рода наглядным и игровым материалом.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволят  нам предлагать «сказочные занятия» по развитию связной речи детям с разным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Мы рассчитываем, что благодаря этому, дети познакомятся с народными сказками, со сказками русских и зарубежных писателей. Рассказывание детьми сказок по серии сюжетных картинок не только расширит и углубит детские представления о сказках, но и воздействует на их эмоции, вызовет интерес к рассказыванию, побудит говорить даже молчаливых и застенчивых. Учитывая это, мы будем уделять особое внимание индивидуальной работе с каждым ребенком, игровым формам обучения как на занятиях, так и вне их.

Цели проекта: 

1) Овладение детьми 4-5 лет родным языком, как средством и способом общения, применяя авторские и народные   сказки.

2) Обучение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, знакомые  сказки. 

3) Учить детей самостоятельно пересказывать, составлять рассказ и  передавать сюжет, заложенный в серии сюжетных картин.

4) Раскрытие познавательных и творческих способностей детей. Развитие диалогической  и монологической  речи  посредством сказки.

Задачи проекта:

 Образовательные задачи:

- Побуждать и поддерживать интерес к народной и авторской сказке чтением, рассказыванием и игровыми заданиями по сказкам. 

- Учить детей пересказывать литературные произведения сначала совместно с воспитателем, а затем самостоятельно.

-  Учить детей таким навыкам и умениям, как: слушать, отвечать на вопросы, оценивать поступки героев, понимать идею сказки, отгадывать, сравнивать, делать выводы, вспоминать, замечать средства художественной выразительности. 

-  Учить детей пересказывать и инсценировать литературные произведения; побуждать к творческому использованию литературного материала.

- Учить детей рассказывать сказки по серии сюжетных картинок, показ красоты образного языка сказок, через употребления ими слов в речи.

-  В разных видах деятельности приобщать детей  к сказке.

-  Использовать в процессе театрализованную деятельность  по сказке.

Развивающие задачи:

- Развитие связной речи, расширение кругозора детей. Повышение речевой активности, развитие моторики тела и мелкой моторики.

- Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, творческого воображения.

- Развитие коммуникативных навыков детей в совместной и в свободно-самостоятельной деятельности.

- Развитие учебных навыков: умения слушать, отвечать на вопросы, задавать вопросы.

- Развитие творчески свободной личности ребенка.

Этапы проекта: 

I этап – Подготовительный.  Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – Основной.  Реализация основных видов деятельности. Апробация проекта «Сказки-рассказки».

III этап – Итоговый.  Сбор и обработка методических и практических материалов. Обобщение материалов проекта.  Презентация проекта.

                                            I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

                          Возрастные особенности детей средней группы.  

Для реализации проекта нами прежде всего учитывались возрастные особенности детей 4-5 лет. У детей среднего дошкольного возраста возросшие познавательные интересы, они задают множество разнообразных вопросов, стремясь получить как можно больше сведений обо всём на свете. Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок. Возросшие возможности позволяют детям проигрывать самые разнообразные роли, быть более инициативными, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В этом возрасте  характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Также увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Это возраст интенсивного формирования речи у детей и благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. 

                                      Предметно – развивающая среда.

В группе создается яркая, красочная и сказочная предметно-развивающая среда. Она содействует знакомству детей  с темой, возбуждает интерес к  народным сказкам и литературным (авторским) сказкам,  соответствует возрасту детей. Дети  имеют свободный доступ к игрушкам, книгам, играм и предметам данной тематики:

- Книжные  выставки, посвященные  русской и авторской сказке;

-  Иллюстрированный  материал по сказкам (демонстрационный и раздаточный);

- Выставка героев сказок (фигурки сказочных героев разных сказок);

- Театральный уголок – настольный театр, театр би-ба-бо, костюмы и  ширма;

- Уголок развивающих игр по сказкам (настольно-печатные, кубики, дидактические, логические, шнуровка, пазлы, лото, макеты, мозаика и др. )

- Разные игрушки (герои сказок и мультфильмов): мягкие, озвученные, пластмассовые, резиновые, куклы в сказочных нарядах, деревянные и др.

- Конструкторы для девочек и мальчиков. (Кукольный домик,  «Лего» и др.).

- Дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, елочки, мячи, бусы, посуда и др.)

- Изо – уголок: Раскраски по сказкам, лекала, штампы и трафареты сказочных героев.

                  Организация  воспитательно – педагогического процесса.

Весь наш воспитательно-педагогический процесс направлен на развитие познавательных способностей детей, яркого проживания образов героев сказок, творческую  индивидуальность  каждого  ребенка и  совершенствование  связной  речи. На занятиях используется детская художественная литература, применяются дидактические и развивающие настольные игры, игры-забавы, инсценировки, стихи. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

        -  Коммуникация и чтение художественной литературы.

- Театрализованная деятельность.

-  Игровая деятельность.

-  Художественное творчество.

                                         Планирование  и  организация  деятельности.

Мероприятие

Цели

Участники

  «Круглый стол»

Обсуждение темы, целей и задач педагогического проекта.

Воспитатели, ст. воспитатель

Оформление предметно-развивающей среды.

Организация центров активности для самостоятельной деятельн. детей.

Воспитатели

Оформление родительского уголка

Просвещение родителей:

Наглядный материал, консультации и рекомендации.

Воспитатели

Акция «Подари книгу или игру по сказкам» по возрасту детей

Пополнить библиотеки  группы. (книжная, игротека)

Воспитатели и родители

Подбор педагог. пособий и   литературы, картотеки для занятий.

Создать условия для демонстрации сказок.

Воспитатели и родители

Акция «Слушаем и смотрим   любимые сказки»

Пополнение видеотеки и аудиосказок  группы.

Воспитатели, дети, родители.

Родительское тематическое собрание «В гостях у сказки»

Создание условий для реализации проекта, выступления по теме.

Воспитатели и родители

Акция «Песенки героев сказок»

Создание фонотеки «Песенки героев»

Воспитатели и родители

Оборудование

Магнитола, доска, видеоплеер, проектор, ноутбук,колонки, планшет.

Воспитатели, родители

                                         

                                            II ЭТАП. ОСНОВНОЙ.

  1. Коммуникация и чтение художественной литературы.

                             Характерные особенности занятий.

1. Чтение художественного произведения.

2. Беседы. Ответы на вопросы по содержанию. Рассматривание иллюстраций. 

3. Рассказывание по образцу «Расскажите, как я».

4. Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам (сюжеты сказок).

5. Коллективный или совместный рассказ. Индивидуальные и хоровые ответы.

6. Различные виды театра, инсценировки, игры-драматизации.

С красочным и причудливым миром русской народной  сказки ребенок встречается с самого раннего детства. А вот с авторской сказкой дети в группе знакомились впервые и проявили большой интерес к ней. Это сказки русских писателей: В. Сутеева,  И. В. Одоевского, Л.Н. Толстого,  В.В. Бианки,  К.И. Чуковского и др.

 Также и зарубежные сказки: Братьев Гримм, Андерсена, сказки народов мира и др. Сказки выбирались нами с учетом рекомендаций программы воспитания и обучения, а также воспитательно – образовательными задачами и возрастом детей.

Рассматривая иллюстрации в книгах, мы выясняли, знают ли дети изображения животных и сказочных героев. Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Мы отбирали известные иллюстрации таких мастеров книжной графики, как Ю.А. Васнецов, В.В. Лебедев, В.Г. Сутеев, Е.И. Чарушин, Е.М. Рачев. Обращали внимание на особенности внешнего вида героев и фоновую картинку иллюстрации - где они находятся, что их окружает.  Старались показывать детям крупные изображения героев сказок. Мы развивали потребности детей рассматривать иллюстрированные книги, вместе и индивидуально. 

Перед прочтением сказок проводили пропедевтическую работу, цель которой– организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это – рассказ об авторе, отгадывание загадок о персонажах произведения, объяснение детям незнакомых слов, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте с демонстрацией соответствующих картинок.

Чтение детям народных и авторских сказок было ежедневным и последовательным.   Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит детей своими удивительными приключениями, превращениями и героями. Сказки вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Сказка учит детей думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Занятия по сказкам строились нами по следующему алгоритму: смотрим, слушаем, рассказываем и проживаем сказку.

Тексты сказок читали детям дважды, в медленном темпе. В сказке детей увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. При повторном частичном чтении использовали прием завершения детьми отдельных предложений. Сравнивали русские и зарубежные сказки при помощи  вопросов по содержанию.

Сказки детям не только читали, а рассказывали, интонацией выделяя основные слова.

Рассказывая детям сказку, легче передать моральную направленность произведения, остроту ситуаций, свое отношение к развертывающимся событиям. По мере рассказывания  сказки мы заметили, как у детей нарастает интерес к персонажам сказки и их жизни. Оживление, смех, тревога свидетельствует об эмоциональной отзывчивости к сюжету сказки. 

Проводили беседы, в ходе которых, у детей выявлялась степень усвоения ими содержания сказки. Разбор содержания сказок проводили в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Обращали внимание детей на то что, в сказках используются  такие качества личности, как ум, доброта, смекалка.

Педагогические приемы: показ наглядных материалов, образец чтения, показ иллюстраций, вопросы детям, объяснения.

Обучение словесному описанию. В обучении детей рассказам по восприятию в средней группе, усложняются объекты, предлагаемые для описания. Для развития речи и обучению повествованию дети учились в совместных с нами инсценировках с игрушками по мотивам сказок.

Нами использовался раздаточный материал: предметные картинки, игрушки и литературные герои. Мы каждому ребенку предлагали описать свой предмет или картинку, также предлагали детям описывать по памяти. Приобретенные детьми навыки рассматривания облегчали  обучению рассказывания.

При  пересказе сказок обучали детей связному последовательному пересказу текста (по картине, по плану). В качестве предварительной работы мы использовали чтение, пересказ детьми хорошо знакомых литературных произведений, рассматривание и словесное описание.

Пересказ дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации, обращения и перечисления. Работа по активации словаря, обогащение образными выражениями  речи детей по каждой сказке.

  Структура занятия:

  • Вводная часть.
  • Первичное чтение (не говорим о пересказе).
  • Беседа с целью уточнения  содержания, привлечение к языку произведения.
  • 2 чтение с установкой на пересказ. Пауза перед ответами  детей.
  • Пересказ текста.(один или несколько детей)
  • Оценка работы детей.

 

Виды пересказа: выборочный (по частям), по ролям,  инсценировка.

Педагогические приемы: указания, упражнения, подсказ слова или  фразы. объяснения, указания, упражнения, подсказ слова или  фразы, проговаривание реплик, игра-драматизация.

                                                                  

Обучение детей рассматривать картину у детей 4-5 лет только формируется. Картины отбирались нами простыми по композиции и доступными по содержанию, с реалистичным изображением.  Мы использовали разные виды работы с картиной.

- Рассматривание картины.

- Беседы по картине.

- Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

- Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

- Творческое рассказывание по серии сюжетных картинок (сказки).

Восприятию картин  мы учили детей постепенно подводя их к пониманию того, что на ней изображено. Использовали для эмоционального настроя детей такие известные картины художников со сказочным сюжетом, как: И. Билибин «Иван-царевич и жар-птица», «Кощей - бессмертный»; А.Васнецов «Три богатыря», «Аленушка»; Врубель «Царевна-лебедь», «Снегурочка». Давая  для ознакомления и рассматривания картины (картинки) направляли внимание детей  на определение главного, установлению связей между изображенными предметами (персонажами). Рассматривая картину (предметную или сюжетную) дети сначала видели и фиксировали предметный мир, изображенный на картине, сообщали о действиях персонажей. Взаимосвязь между предметами, причинно-следственные зависимости ускользали от их внимания.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картине (картинке) – как предметной, так и сюжетной, знакомой и малознакомой. Ответы детей напрямую зависели от их умения рассматривать изображение, понимания содержания картины и сюжета, от характера наших вопросов, от цели умственной  задачи.

Диалог по картинке способствует:

- Закреплению  навыков  ведения индивидуальной и групповой беседы.

- Развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления.

- Развитию  понимания смысла  и содержания картин.

- Способствует речевому и социально-эмоциональному развитию ребенка.

- Развитию диалогической речи - формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию.  

Обучение детей  рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Образец – ведущий прием обучения. Занятия  мы  начинали:  а) С помощью наших вопросов дети вспоминали содержание картины, затем давали свой образец рассказа.                      

б) Сразу предлагали свой образец рассказа, затем предлагали самостоятельное рассказывание.

В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, мы давали свой рассказ. Начиная рассказывать самостоятельно, дети воспроизводили поначалу рассказ лишь наполовину, допускали неточности. Использовали индивидуальное  и  коллективное рассказывание. 

Требования к рассказу – образцу: Должен отражать конкретное содержание; излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно; быть интересным, коротким, законченным.

Требования к рассказыванию детьми: Точная передача сюжета, интонационно выразительно повторять песенки персонажей, запомнившиеся  слова и выражения из текста, использовать сказочную лексику. 

Педагогические приемы: вопросы, исправление ответов детей, напоминание, повторный рассказ, указания, объяснение, подсказка, оценка детских рассказов, сюрпризные моменты.  

Составляли  рассказы  по сюжетным картинкам (по сказкам) одним или с несколькими детьми. С детьми рассматривается и описывается каждая картина из серии. Использовали указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. Дети в практической деятельности знакомились с формами словоизменения и согласования слов в предложении. 

Ведущим приемом обучения становится план.

Структура  плана:

 * как все начиналось (начало);      

 * что случилось потом (середина);

 * чем все закончилось (конец)

Применение игровых заданий по сказкам – это всестороннее развитие психики детей. Главное было для нас, чтобы игровые занятия доставляли детям радость. Иллюстрированные сказки помогают вспомнить детям фрагменты сказок, весь сюжет сказок, найти правильный ответ на игровое задание. Все игровые задания мы давали детям в порядке возрастания сложности и связаные с сюжетом конкретной сказки. Мы терпеливо объясняли  и разъясняли детям смысл занятий, помогали им если были затруднения. После выполненных игровых занятий предлагали детям самостоятельно пересказать сказку. Дети к концу года охотно пересказывали части сказки или всю сказку.

Нашим детям очень понравилось рассказывать сказки при помощи планшетного компьютера по детскому проекту «Сказки-рассказки». «Сказки-рассказки» представлены в форме серии последовательных сюжетных картинок по разным сказкам, озвученные профессиональными актерами, с музыкальным сопровождением. Дети с увлечением принимали активное участие в рассматривании картинок сказок, в действии перелистывания листов, в рассказывании сказок, со звуком, и  без звука. Краткие образные характеристики и красочные сюжетные картинки помогали детям запомнить тот или иной персонаж,  сформировать доброе отношение к нему, рассказать сказку. Учили детей рассказывать короткие, хорошо знакомые им сказки по серии сюжетных картинок. Пересказывали дети  самостоятельно, но по необходимости при помощи наводящих вопросов. Некоторые сказки давались детям для пересказа легко «Теремок», «Три медведя», «Бычок, смоляной бочок», «Маша и медведь», «Госпожа Метелица», а некоторые трудно, несмотря на то, что это были знакомые сказки «Лиса и кот», «Каша из топора», «Под грибом», «Три поросенка».

Педагогические приемы: сюрпризные моменты, игровые приемы, образец интонационного чтения, от лица сказочного героя, вопросы детям, объяснения, повторы и проговаривание реплик  персонажей.

       2.Театрализованная деятельность.

Занимаясь с детьми театром, мы делали жизнь детей интересной и содержательной, наполняли ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

Сказки развивают эмоциональную сферу детей, заставляют их сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность:

-  развивает личность ребенка,

- прививает устойчивый интерес к литературе, театру,

- совершенствует артистические навыки детей в воплощении образа,

- побуждает  к созданию новых образов.

Главное в нашей работе - это понимание детьми смысла, содержания  и сюжета сказки. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли использовать в повседневной жизни.

Кукольный театр - это самый доступный вид «режиссерской» игры. Мы использовали три вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол Би-Ба-Бо. В группе имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.

Мы предлагали детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки, кукол Би-Ба-Бо, сюжетные картинки и т.д.

Для игры-инсценировки использовали такие сказки, которые много раз читали детям и поэтому хорошо известные детям.   Мы брали для импровизации сказки с небольшим объемом, с хорошо выраженной последовательностью действий, с доступным словарем, короткими фразами. Игры - инсценировки, проводили в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) по сказкам, или же в виде свободного пересказа текста детьми, как средство сюжетно - ролевой игры.

Дословный пересказ текста сказки мы выполняли вместе с детьми, но  при этом брали на себя роль ведущего, а детям поручали другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносили мы сами, а дети его повторяли. Инсценировка сказок в свободном пересказе  детьми  и реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра.

Игру–драматизацию мы использовали для развития детского творчества, как методическое средство, активизирующее речь детей. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сказке имеет свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры.

Процесс усвоения и восприятия является творческой деятельностью и детям дается возможность встать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, а также проявить свои чувства и активность. Это помогает детям более глубоко погружаться в содержание сказки, в образы главных героев. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Дети получали возможность общаться друг с другом, с нами воспитателями, правильно строить отношения с окружающими, регулировать свое эмоциональное состояние, улаживать конфликты, сотрудничать.

В коллективной  творческой  деятельности дети становятся  более  открытыми и  свободными в общении.

Литературная основа является образцом грамотной, правильной, красивой речи детей. Работая над речевым исполнением роли ребенка, мы учили детей правильно произносить слова, в умеренном темпе, достаточно громко, развивая тем самым четкую дикцию.

Много внимания уделяли интонационной выразительности. Дети учились рационально использовать паузы, логические ударения, изменять силу голоса, регулировать речевое дыхание в соответствии со смыслом текста. Воспроизводя речь своего персонажа, маленькие исполнители учились строить монологическую и диалогическую речь.

В театрализации сказок для нас было важным, когда дети сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, использовали мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Речь детей  звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

Таким образом, мы формировали звуковую культуру речи ребенка, приобщали его к грамматически правильной, связанной речи. Все это оказывает всестороннее влияние на личность ребенка.

Театрализованные игры пользуются у детей нашей группы неизменной любовью. Мы отмечаем огромную роль театрализованных игр в развитии речи детей. Участвуя в театрализованных играх, наши дети знакомились с миром сказки через  картинки, образы, звуки.

Учитывая возраст детей, мы старались опираться на разнообразный   наглядный материал по сказкам. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей детей. В игре - дети оживляли кукол,  давали им настроение, характер. Играя с куклами, дети открывали свои затаенные чувства не только словесно,  но и выражением лица, жестикуляцией.  Работа с куклой позволяла нам совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений детей.

                                              3.Игры со сказками.

В своей работе мы использовали  разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры-драматизации, музыкально-коммуникативные, игры-забавы и др. 

А также использовали непосредственно игры по сюжетам сказок: Игры с движением и словами по сказкам («Медведь и пчелы», «Теремок»), игры - ловишки с литературными героями («Волк и козлята», «Кот и мыши»), игры с пением («Репка», «Теремок»), игры – разминки («Кто чем занят?», «Встречаем гостей» «, игры – ситуации («Поможем Федоре», «Угадай героя сказки»), игры с музыкальным сопровождением («Поросята», «, хороводные игры с пением («Кого мы виели?», игру-инсценировку («Маша и медведь», «Под грибом», «Петушок и бобовое зернышко»), пальчиковые игры («Поиграем вместе», «Игра на пальцах»), сценки «Кошки и котята», «Зайка и лиса»), этюды-пантомимы («Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем».

Задачи: 

1.Обогащение словаря, совершенствование речевых навыков дидактическими, словесными, творческими и развивающими играми.

2.Развитие координации речи с движением, чувства ритма, мелкой моторики, активного внимания, мысленной активности и  индивидуальных  способностей.

3.Формирование потребности в доброжелательном общении с окружающими.              

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. «Что кому?», «Разрезные картинки», «Идем в гости», «Вершки-корешки», «Опиши, я отгадаю», «Сказочное лото», «Составь композицию», «Все как в сказке», «Жили-были дед и баба», «Кто как передвигается?». Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.  Мы контролировали, чтобы в игре  выполнялись поставленные задачи, использовали в игре правильную интонацию, песни и сюжеты сказок. В начале игры мы заинтересовывали детей, потом объясняли, а затем было выполнение необходимых действий детьми. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукоподражание, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.  Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.

Организовывая сюжетно-дидактическую игру, необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребёнком, продумать подбор игрушек так, чтобы ребёнку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности провоцировать ребёнка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения. Так, например, в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу раздеваться» можно побудить детей к произношению названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить).

Побуждая детей к игровой деятельности, можно использовать чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы, песенки и стишки, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, обладают огромным развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря. При укладывании куклы спать, поем: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…», во время причёсывания куклы Кати читаем потешку: «Расти, коса, до пояса» и т.д

Словесные игры от начала до конца игры полностью проводили мы сами, но пробовали быть водящими и сами дети. Игры проводили в разных вариантах. В младших и средних группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. С помощью игры дети накапливают знания о свойствах предметов, и обобщают свои знания об окружающем мире. «Загадки про сказки», «Доскажи словечко», «Федорино горе», «Лесной колобок – колючий бок».

           Систематически проводится работа по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка» и т.д., игры и упражнения в сухом пробковом бассейне, различные мозаики, дидактические кубы, игрушки-шнуровки, разнообразные конструкторы и пр., так как считаем, что уровень речевого развития детей нашей группы находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исходя из того, что дошкольный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи  в процессе игр и совместной деятельности с ребёнком осуществляется поэтапно отработка произношения звуков (согласно методике): проговаривание изолированного звука (во время игры «Дочки-матери» предлагается убаюкать куклу: «а-а-а», «м-м-м», послушать на прогулке и повторить песенку ветра: «у-у-у», вовремя мытья рук услышать и спеть песенку водички: «с-с-с» и т.д.); произнесение несложных звукосочетаний «му-у», «пи-пи-пи», «ав-ав», «ме-е» в дидактической игре «Кто как кричит?», повторить песенку молоточка: «тук-тук» в процессе строительных игр и т.п.); отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой, в словах с открытым слогом, односложных; закрепление произношения звука во фразовой речи.

Так как в формировании правильного произношения звуков важную роль играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата, не следует забывать и об артикуляционной гимнастике. Например, во время проведения подвижной игры «Лошадки» предлагается детям показать, как лошадка цокает копытцами, остановить лошадку, сказав при этом:  «Тпру-у» и т.д.

Дети в группе часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шёпотом, поэтому с целью развития голосового аппарата применяются игровые упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью, например «Тихо-громко», «Узнай и назови, кто позвал тебя», «Эхо», «Мама и детки» и др.

Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха во время игры в центре песка и воды предлагаем подуть на кораблики, чтобы они поплыли быстрее; во время проведения дидактической игры «Напоим мишку чаем» вместе с ребятами остужаем слишком горячий чай и т.п.
Организуя сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, используем разнообразные приёмы, направленные на развитие активной речи детей, например, приём речевого подражания «Как лает собачка? Скажи: «Не лай!», «Катя не хочет, есть кашу? Попроси её «Катя, ешь!»; приём внезапного исчезновения объекта (ребёнка ставят перед необходимостью произнести нужное слово или предложение «Ляля ушла!»); разговор об игрушке в её отсутствие, беседа о событиях недавнего прошлого и т.п.

 В группе  созданы условия для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки по артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература,  разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем, игры для развития мелкой моторики рук.          

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение ; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном ( от 3-6,7 лет) – игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Сюжетно – ролевые игры. Вне занятий для детей созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус», «Ателье», «Сказочное королевство» и др. Эти игры способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстником, и нами взрослыми, а действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений.

Подвижные  игры.  Играли с детьми в подвижные игры по сюжетам сказкам, приобщая  тем самым к более глубокому пониманию содержанию сказок. Учили  детей  выполнять правила игры, учить веселые стихи, песни, применять при игре задорные считалки.

Поддерживали двигательную активность детей, эмоциональность, ловкость, выносливость, волевые качества. Воспитывали в детях желание совместно играть и проявлять к сверстникам чувство вежливости, культуру общения. Создавали условия  для активного взаимодействия детей в процессе игры, развитие  их интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных качеств, формирование личности в целом.  У ребят повысилась активность, они стали чаще обращаться друг к другу, больше общаться, хвалили друг друга. «Кот и мыши», «Веселые превращения», «Сказочные герои», «У медведя во бору», «Комары и лягушки», «Домики поросят», «Пастухи и охотники», «Беги к своей сказке», «Лиса и заяц», «Красная шапочка», «Краски» и др.

                         

                                   4.  Художественное творчество.

Ознакомление с изобразительным творчеством проводили на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и в самостоятельной деятельности. Проводили интегрированные занятия повышающие продуктивную деятельность детей и развитие речи. Во время занятий и вне показывали детям произведения изобразительного искусства с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстрации, картины, книжки, игрушки. Кроме рисунков персонажей, обращалось внимание детей на изображение природы,  ее красоту. Рассказывали детям о  художниках, знакомили с их картинами. Нами были подобраны иллюстрации разных художников. Сначала с помощью вопросов, а затем самостоятельно дети рассказывали, как художники изобразили характер каждого героя сказки.

Художественные картины помогают  детям лучше увидеть красоту окружающего и сказочного мира, воспитывают эстетическое восприятие к живописи, наблюдательность и воображение и что самое важное, являются средством развития связной речи.  Использовали известные картины художников со сказочным сюжетом, как: И. Билибин «Иван-царевич и жар-птица», «Кощей - бессмертный»; А.Васнецов «Три богатыря», «Аленушка»; Врубель «Царевна-лебедь», «Снегурочка».

В итоге мы добивались того, чтобы дети научились сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно составлять небольшой связный рассказ по созданной работе. (рисунок, коллаж, поделка, постройка)  

Дети с удовольствием  дежурят на занятиях: раскладывают материал для занятий, шаблоны, листы бумаги, детали аппликации, клеенки, доски для лепки, убирают со столов после занятий, моют кисточки, ставят на место краски, пластилин, карандаши.

Основные задачи на занятиях:

Речевое развитие:

-  Развитие лексического строя речи (обогащение, активация, закрепление  словаря)

- Формирование грамматического строя речи (умения пользоваться разными частями речи в соответствии с их признаками, строить простые и сложные предложения, распространять предложения)

- Развитие связной речи (умение составлять рассказ по предметной и сюжетной картинкам).

Творческое развитие:

- Формировать интерес к изобразительной деятельности.

- Развивать у детей мелкую и общую моторику, зрительно-двигательную координацию, память, внимание, воображение, пространственное мышление, чувство света, формы, композиции, способность создавать сюжетную композицию, анализировать предмет, сравнивать предметы между собой и объединять их по сходству.

- Совершенствовать технические навыки.

- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность в выборе способов изображения, эстетическое отношение к действительности.

                                    Характерные особенности занятий.

1)Предварительная работа

(чтение сказки, игровые задания, рассматривание картинок)

2)Вводная часть.

(сформировать интерес к предстоящей деятельности, беседа, рассказ)

3)Основная часть.

(показ задания, стимулирование на самостоятельный выбор материалов, цветовой палитры, помощь, создание ребенком своей творческой работы)

4)Заключительная часть.

(анализ работ, беседа по вопросам)

Рисование. 

Цели: обучение формообразующим движениям (изображение разных линий, закрашивание, штриховка, создание фона разными изобразительными материалами), обучение рисовать по представлению, показы способов изображения (примакивание,  изображение овальной формы,  

Учили детей рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, сопровождая показ вопросами, которые направляли восприятие детей на существенные детали. Помогали  детям в процессе рассматривания принимать активное участие.

Развивали воображение, фантазию, цветоощущение, творчество. Давали  детям начальные понятия: о композиции изображения, цвете, линиях, штриховке. Использовали различные изобразительные средства и  материалы. Сочетали рисование с аппликацией. Рисовали по прочитанным сказкам. Учили   передавать  характерные признаки  персонажей сказок и  среды, сюжет из сказки. Рисовали  под тихую музыку.

С детьми осваивали технические навыки: правильно держать карандаш, кисть в правой руке (кроме леворуких) не сжимая их сильно пальцами, придерживать лист бумаги левой рукой, рисование линий с разным  нажимом. Обращали внимание на осанку детей и хороший обзор.

Педагогические приемы: Рассматривание иллюстраций или предметов, беседа, показ способов рисования, помощь в процессе работы вместе с рукой ребенка, анализ работ.

Аппликация  и  лепка. 

Развивали сенсорные способности детей, мелкую моторику  рук,  ручные умения, чувство формы и чувство цвета. Учили  передавать в предметной лепке характерные особенности  предметов, птиц, животных лепкой из  пластилина.

В лепке -  упражняли в скатывании разных форм между ладонями, использовали прием кругового налепа, вдавливания шара пальцами внутрь для получения полой формы,  использовали стеку для передачи выразительности, обучали лепке по представлению, добивались выразительной передачи формы и характерных деталей. В лепке с детьми  создавались сюжетные композиции из сказок, целью которых было развивать у детей сюжетно-игровой замысел.

В аппликации - детям давались готовые формы и заготовки, лекала героев сказок, геометрические фигуры и фоновые листы. Активно использовали вырезание ножницами: получение круга, приемом, обрезание углов у квадрата; вырезание по прямой, разрезание полосок. Применяли разные виды аппликации: предметную, сюжетную, обрывную, с элементами рисования, коллаж.

Сначала показывали последовательность наклеивания, чтобы дети учились видеть изображение предмета, картинки в целом. Учили раскладывать и наклеивать по образцу, дополнять деталями и дорисовывать некоторые части. Использовали разнофактурную бумагу, незавершенные композиции, природный и бросовый материал.

Педагогические приемы: объяснение, показ последовательности, беседа, сюрпризные моменты, постановка учебной и игровой задач, оценка работ воспитателем и  детьми.

                                        5.  Досуговая  деятельность.

Активное участие в развлечениях обогатило детей  новыми  впечатлениями, дало  возможность приобрести  новые  знания  и  умения, закрепить  ранее  полученные  знания. Применяли  аудиокассеты  и  диски со сказками. Учили детей слушать сказочные спектакли и музыку, развивали у детей умение узнавать сказку по фрагментам. Просмотры мультфильмов по сказкам и беседы по ним в форме игры «Вспомни, расскажи, покажи».

Тематический досуг «В гостях у сказки» - Особая атмосфера, эмоциональный  отклик, живая  реакция  детей и музыка  вызывали соответствующие эстетические переживания. Развитие творческой интерпретации музыки и художественного слова различными средствами помогло более глубоко детям увидеть и  прочувствовать характер героев, среду их обитания. Детьми «оживлялись» образы героев разных сказок:  ритмопластикой, озвучивались герои сказок пением, игрой на  инструментах (танец, движения, имитации, настроение музыки, образ героя с музыкальным образом).

Вечер загадок «Угадай, кто это?»  – Учили детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл сказок. Что  способствовало умственному развитию детей, логическому мышлению при отгадывании загадок, расширению кругозора. Это подготавливает  детей к  восприятию  классической  литературы.      

                                          III ЭТАП. ИТОГОВЫЙ.

Атмосфера в группе в период проведения проекта «В гостях у сказки» была живой, яркой и увлекательной.  От поставленных речевых задач и творческого подхода зависела форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная. Все занятия направлены на социальное и речевое развитие детей и нами широко используется взаимосвязь и интеграция разных видов деятельности детей. Для нас было важным, чтобы все достижения детей  выражались в их активной речи.

По итоговым занятиям в своем проекте «В гостях у сказки» мы пришли к следующим результатам:

1. Применение сказки помогло решить многие программные задачи: от ознакомления с художественной литературой и формирования  связной речи до физического совершенствования.

2. Чтобы восприятие художественного произведения детьми было полным, мы в своей работе сочетали чтение с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. 

3. Детям нравится играть со сказочными героями, слушать сказки и песенки, смотреть мультфильмы по сказкам. Обучение превращалось для детей в увлекательное путешествие и интересную игру по сказкам, когда они помогали персонажам справиться с трудностями.  Они с большим интересом слушали простое и  понятное содержание сказок,  узнавали знакомых героев и знакомились с новыми.

4. Важным по значимости для развития речи и эффективного общения условием, стала речевая практика детей. Для того чтобы речевые навыки у детей вырабатывались, мы создавали определенные условия: обучающие задания строятся на коммуникативной и игровой мотивациях. Все занятия  содержат поисковую активность ребенка в сфере языка и речи. При этом у детей совершенствуется  речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность).

5.Сюжетные картинки по сказкам, речевые и игровые задания, вопросы, литературные и художественные вставки - помогали детям в осмыслении сюжета, в соотнесении главной мысли повествования со своим личным опытом. Рассказывание детьми сказок по серии сюжетных картинок углубили детские представления о сказках,  воздействовали на их эмоции.

6.Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. При помощи  игровой деятельности нам удалось научить всех ребят реализовывать свои возможности, верить в свои силы. Дети приобрели  организационные умения, научились сотрудничать друг с другом, разрешать конфликты. Качественно изменился уровень общения детей между собой: они стали вежливее, помогают друг другу, радуются за сверстника.

7. Для повышения эффективности занятий мы использовали речевой материал и тексты сказок (русские, народные, авторские). Тщательная и детальная работа с литературными источниками способствовала развитию у детей памяти, внимания, воображения, мышления.

8.На всех этапах игра-драматизация требовала двигательной активности ребят, они стали более оживленными. В процессе работы со сказкой, с декорациями, с музыкой дети постепенно стали понимать красоту языка сказок, научились осознанно воспринимать содержание сказки. Речь становилась более богатой  в эмоциональном отношении – она звучала то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находились персонажи сказок.  

8.Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности помогли нам средствами изобразительной деятельности развить все стороны  речи детей на основе использования творческого подхода и разнообразных техник. Яркие впечатления дети реализовали  в игре, рисунках, прикладном творчестве и музыкальной деятельности.  

9.Опробированный нами проект «Сказки-рассказки» на планшетном компьютере в целом нам и детям понравился. Работа с планшетом и программой «Сказки-рассказки» с озвученными сюжетными картинками по нашим наблюдениям дает детям возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной  значимости, повысить самооценку. Такая творческая деятельность воспитывает у дошкольников любознательность, чуткость к слову.

Плюсы этого проекта: можно слушать сказку,  рассматривать картинки, переворачивать страницы, рассказывать самим по серии картинок, петь вместе с героями их песенки. Минусы: небольшой формат дисплея, не классический стиль сюжета некоторых  сказок.  

10.Использование наглядного и дидактического материала (сюжетные картинки, плакаты, иллюстрации, художественные сюжетные картины), помогли детям лучше понять содержание сказок и  дало положительные результаты в работе.  Понимание детьми особенностей восприятия картин имело существенное значение для рассказывания и пересказа сказки.

11.В содержание некоторых занятий включали физкультминутки, пальчиковую гимнастику, различные игры на координацию речи с движением, народные игры, подобранные в соответствии с тематикой.

12. Театрализованные игры подарили ребятам много положительных эмоций. позволили не только усовершенствовать разные стороны речи детей, научили их сотрудничать, но и очень заинтересовали их в данном виде игры. Театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. 

Подводя итоги нашей работы мы делаем следующие выводы:

В процессе  путешествия  по сказкам в проекте «В гостях у сказки» в игровой форме развитие мышления и речи осуществлялось в неразрывной связи. Дети познакомились с авторскими сказками русских и зарубежных писателей, а также с русскими сказками и сказками народов мира.  «Проживая сказку», дети научились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Практика показала, что дети связно рассказывают лишь о том, что им хорошо понятно. Обучаясь рассказыванию по серии сюжетных картинок, пересказу сказок и просто разговору дети одновременно обогатили  свой словарь, совершенствовали грамматические и фонетические навыки.

В итоге, существенный вклад в развитие мотивационно – эмоциональной сферы  детей внесли такие виды детской деятельности, как игровая и художественно-речевая. Художественно-речевая деятельность – воздействовала посредством искусства во всем его многообразии и богатстве (музыка, литература, театр, живопись и т.д.) на умственное и эстетическое развитие детей. Это помогло развить мышление и воображение детей, обогатить их эмоции.

Игровая деятельность  –  способствовала  совершенствованию двигательных и  игровых действий, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

Большое и разностороннее влияние сказки на детей позволило использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство и дети чувствовали себя раскованно и свободно в нашем путешествии по сказкам. Много времени уделялось индивидуальной работе по развитию речи.

Кроме того, хочется отметить, что речевая активность детей, ее объем и характер стали для нас главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. У детей заметно улучшилась дикция, их словарь обогатился новыми словами, оборотами. По мере выполнения целей и задач проекта мы добились, что разговорная речь детей постепенно становилась образной, а это в нашем проекте являлось важной составной частью воспитания у детей-дошкольников  культуры  речи  в широком смысле   слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Фрукты. Сочинение сказки по сюжетным картинкам

Программное содержание:Закреплять название фруктов, умение их узнавать. Согласовыватьназвание фруктов с числительными.Учить сочинять сказки по сюжетным картинкам, связно отвечать на  вопрос...

конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

НОД по речевому развитию в разновозрастной группе на тему: «Сочиняем сказку по сюжетным картинкам»

Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествова...

Дидактическая игра по сказкам "Рассказывание сказки с выкладыванием сюжетных картинок в определенной последовательности".

Цель: развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог; формировать любовь к художественной литературе....