Опыт работы по развитию диалогической речи дошкольников.
статья по развитию речи на тему

Материал выступления раскрывает значение использования различных технологий при развитии диалогической речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию диалогической речи дошкольников через использование различных инновационных технологий

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.
               Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно - образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны, поэтому данное направление воспитательно - образовательного процесса становится очень важным.


       Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалоговой речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространённого в методике представления о диалоге как вопросно – ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалоговой речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогической реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога. Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольника является игра, то потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере. Учитывая многие подходы к определению содержания процесса развития диалогической речи у дошкольников, я сделала попытку заполнить пробелы в методике развития диалогической речи, используя в работе разнообразный игровой материал. Основываясь на технологии О. Бизковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

В 2013 году я набрала среднюю группу. Предварительные наблюдения показали, что речевое развитие детей остается проблемным. В частности, затруднительна для детей коммуникативная сторона речи. Значит, возникла необходимость углубленно работать в этом направлении.

Исходя из проблем, обозначенных выше своей целью в апробировании технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» является научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Прежде чем приступить к работе по развитию диалогической речи был проведен анализ предметно – развивающей среды. После этого, приступила к планированию работы по развитию у детей диалогической речи: условно ее можно представить в виде трех блоков:

       Первый блок – это усвоение диалогового единства «вопрос – ответ»;

Второй блок – посвящен диалогическому единству «сообщение – реакция на сообщение»;

Третий блок – включает обучение в диалогическом единстве «побуждение – реакция на побуждение».

При планировании содержания работы я предусматривала их постепенное усложнение. Вначале наиболее простые задачи, чтобы на их основе решить более сложные (например: усваивая разнообразие вопросов по содержанию, дети вначале учатся задавать вопросы познавательного характера, а позже вопросы социально – личностного содержания).

Следующим этапом в моей работе было проектирование работы по развитию диалогической стороны речи. Работу начинала от простого к сложному.

На предварительном этапе работы использовала разнообразные методы:

1.Разговор воспитателя с детьми

Это наиболее распространённая, общедоступная и универсальная форма речевого общения в повседневной жизни. Ребенку же она присуща еще в большей мере. В течение дня я разговаривала с каждым ребенком, используя для этого время прихода в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не избегала разговоров и во время еды. Я обращалась к детям с общими вопросами вкусно ли, не остыло ли блюдо и.т.д. приучала их к негромкому содержательному разговору. Тематика и содержание разговоров определялась задачами воспитания, и зависели от возрастных особенностей детей. В средней группе круг разговоров был связан с тем, что окружает детей с игрушками, транспортом, улицей, семьей, тематика разговоров постепенно расширялась за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, кино, телевидения.

2. Чтение художественных произведений

Дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалог с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

3. Для формирования навыков разговорной речи использовала метод словесных поручений. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, показать новому ребенку игрушки, передать что – либо родителям и.т.д. при этом давала образец словесной просьбы, иногда предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи: «если не трудно», «вы не смогли бы…», «будьте так добры…»  и.т.д. На первый взгляд кажется все это просто использование вежливой формы общения, но у детей на этом этапе возникали определенные трудности, так как данные формы не используются дома родителями, да и в детском саду не все формы употребляются. Поначалу дети забывали их использовать данные формы общения, просьбе взрослому. Я постоянно напоминала и использовала личный пример вежливого обращения. В конечном итоге дети не только использовали известные формы, но и придумывали свои.

Для умения слушать чужую речь полезны также игры.

На первом этапе отбирала более простые и доступные детям формы и средства в организации образовательно процесса: подвижные игры, игровые упражнения, коротенькие фольклорные миниатюры, стихотворения.

Игры включала не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. В нашей группе есть дети активные – лидеры, но есть очень скромные и стеснительные, не уверенные. На таких детей обращаю особое внимание и постоянно создаю ситуацию успеха, мотивирую на положительный результат их деятельности; если ранее эти дети выбирали себе второстепенные роли, то теперь их можно увидеть и в главных, ведущих ролях.

Подвижные игры я выстраивала, как игру – драматизацию по готовому сюжету я включала разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как: «Гуси - лебеди», «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и другие.

1.В подвижных играх возрастает необходимость слушать и слышать голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид партнера и угадать какие изменения произошли в его внешнем облике).

2. Установка на ответ, необходимость слушать внимательно речь партнера, готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник» после слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три…».

3. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения, типа:

- Гуси, гуси!

-Га, га, га!

-Есть хотите?

-Да, да, да! и.т.д.

Наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности позволили сделать вывод, что дети наиболее раскованы и эмоциональны, но стоило только на них обратить внимание, естественность в игре исчезала. Данные наблюдения позволили мне проектировать дальнейшую работу по развитию диалогической речи не только в различных формах организации процесса, но и режимных моментах, совместной деятельности педагога с детьми. В результате чего дети не стали обращать внимание на присутствие взрослого, и речевая активность их не снижалась.

Большое положительной влияние на развитие диалогического общения детей оказывают дидактические игры, или игры с правилами, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия друг с другом.

Такие настольные, дидактические игры как: лото, домино, разрезные картинки все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: Вишня – это фрукт? Телевизор – это мебель? Кукуруза – это овощ?

Особое значение для развития диалогического общения имеют словесные дидактические игры. В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указывать высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника. Многим детям было сложно соблюдать очередность в диалоге, дети выкрикивали, не давали возможность подумать и порассуждать другим детям. Но в процессе работы над диалогом дети научились сдерживать свои эмоции, нетерпение, давая высказаться другим.

Большую радость доставляет детям такие традиционные словесные дидактические игры как, «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?», «Бывает – не бывает»

Особую роль в работе с детьми над диалогической речью отводится инсценированию произведений. Интересными для обыгрывания являются коротенькие фольклорные миниатюры:

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

-Очень.

- Я медведя поймал!

-Так веди сюда.

- Не идет.

-Так сам иди.

- Так он меня не пускает.

Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу сценки по мотивам этих миниатюр.

Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешки или стихотворение дети усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение – реакция на побуждение.

- Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

В этом шутливом диалоге, дети учатся добродушно реагировать на побуждение. В других стихотворных текстах заимствуются вежливые формы побуждений:

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

Передача таких произведений, как «Кисонька - мурысонька», «Волк и лиса», «Сапожник», «Еж» и другие по ролям позволяют детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Большое внимание я уделяю выразительности речи и движению детей. Отрабатываю дикцию, интонацию, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером.

Когда такие умения как: задавать вопросы адресно, не отвечать вопросом на вопрос, придерживаться темы разговора, говорить по очереди, пользоваться средствами речевого этикета отработаны и усвоены детьми в полном объеме, можно переходить ко второму и третьему этапу работы.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого я использовала игры, в которых дети опираются не только на заученные реплики, но и самостоятельно построенными. Каждое диалогическое единство отрабатывала отдельно. Для этого в начале подбирала произведения с преобладанием какой – либо одной диалогической пары, позже брала произведения, где разные диалоги переплетаются. Я использовала народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г.Остера; «Божья коровка» К. Ушинского; русская народная сказка «Спор животных».

На данном этапе я начала обучать детей вести диалог по телефону. Вначале включала игры с телефоном в речевые фронтальные занятия в качестве отдельной части, а закрепляла умения разговаривать по телефону в играх с небольшими подгруппами. Для этого разыгрывала различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга (в гости, на день рождения, и.т.п.); вызов врача на дом; заказ такси по телефону и.т.д. цель проведения таких игр - научить вести диалог по телефону, соблюдая существующие правила телефонного этикета. Малоактивным детям было проще вести диалог по телефону, чем с собеседником и поэтому они более активно принимали на себя эти роли.

В данный момент мы находимся на третьем этапе, в ходе которого я подбираю игры, которые побуждают детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры импровизации, творческие виды игр: театральные и режиссерские игры с придуманным сюжетом. Режиссерские игры – наиболее сложный этап в развитии диалогической речи, так как режиссерская игра предполагает умение фантазировать, рассуждать, развивать и объединять сюжеты, отражать реальные и сказочные события, поэтому мы только учимся ее строить.

Особую роль на данном этапе я отвожу словесным играм, которые помогают правильно направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик, умение задавать вопросы и отвечать на них. Это такие игры как: «Да и нет», «Запрещенное слова», «Вопросы с подсказкой» - участие в подобных играх требует от дошкольников усилия памяти, мысли, активизации знаний детей о предметах, природе.

Умение пользоваться репликами из диалогической пары «сообщение – реакция на сообщение» закрепляются в играх «Кто кого запутает», «Любимые места города», в них дети смогут усвоить реплики, при которых смогут высказывать свою точку зрения, суждение, мнение, а также реагировать на высказывания собеседника доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Кроме того, я широко использую приемы развития диалогической речи на занятиях по рассматриванию и составлению рассказов по картинам.
Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик.
Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями», «Журналисты», «Интервью» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями.


 Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей, так и у взрослых.


Данные технологии позволяют сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.
Предлагаемые инновации  можно использовать в работе по диалогической речи  старших дошкольников, так как, несмотря  на разностороннее изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области педагоги и психологии, методы и приемы развития диалогической речи недостаточно разработаны.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационной технология Бизиковой О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также ...

Роль художественной литературы в развитии диалогической речи дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением...

Создание традиционной игровой среды для реализации технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Важной для реализации игровой технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» является предметно-развивающая игровая среда. Она должна включать многофункциональный набор эл...

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

ОПЫТ РАБОТЫ «Журналистика и диалогическая речь»

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Об...