ОПЫТ РАБОТЫ «Журналистика и диалогическая речь»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Христова Марина Михайловна

  Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_detskaya_zhurnalistika.doc126.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

ОПЫТ  РАБОТЫ

Воспитателя МДОУ

 «ДЕТСКИЙ САД №32 ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ»

ХРИСТОВОЙ МАРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

высшая категория

2010 год.

                                                     «Журналистика и диалогическая речь»

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы речевого развития  детей

               дошкольного возраста.

1.1.Актуальность работы по развитию речи детей дошкольного возраста

1.2.Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте на развитие

      диалогической речи ребенка.

Глава 2. Реализация проекта «Журналистика и диалогическая речь»

2.1. Направление, цели и задачи работы с детьми по вопросу  речевого

       развития детей.

2.2. Содержание проекта и система мероприятий по его реализации

2.3. Содержание системы занятий

2.4 Выполнение проекта на практике

2.5. Итоги реализуемого проекта.

Вывод.

Список используемой литературы.

Приложение.

      Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

       С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей  дошкольного возраста  разработала  инновационный образовательный проект “ Детская журналистика и диалогическая речь детей дошкольного возраста ”. Для реализации данного проекта встала необходимость в пополнение и изменения предметно-развивающейся среды в групповом помещении, создания новых игровых центров .

 По характеру вносимых изменений данная инновация комбинаторная – используются новые сочетания известных элементов. По источнику возникновения инновационный проект носит внутренний характер.

      Для успешной реализации данного инновационного образовательного проекта я постаралась создать все условия.  

      Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие в моей работе, которые могут помочь решить  проблему речевого развития дошкольника.

      Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения, она начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов. И к семи годам должна быть практически сформирована. Овладение диалогической речью требует  большой подготовки  ребенка,  и начинать развивать речь необходимо с раннего возраста, в котором преобладает развитие сенсорных способностей детей.

     Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.

       Актуальность данной работы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.

       Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

    * речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

    * язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;

    * ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

         Исследования и взгляды ученых на природу языковых способностей я учитывала при реализации проекта.

        Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.

        Анализ, проведенный ранее с выпускниками показал ,что дети овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается , при общении имеет форму монолога. Каждый ребенок  старается донести только свои мысли, в общении не слышит партнера.

Результаты  диагностики во второй младшей группе по разделу «Развитие речи» за 2010-2011учебный год показали: высокий уровень-48%,средний -51%,низкий -1%.

 

       Основополагающим направлением  педагогического проекта является помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

      В ходе разработки проекта, учитывая возрастные особенности детей, я поставила цели и задачи предстоящей работы.

Цель :

   * формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Задачи:

    * развитие  диалогической речи;

    * развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

    * расширение и активизация словарного запаса;

    * закрепление навыков ведения диалога;

    * способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

    * развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

    * формировать начальные представления о профессиональных журналистских качеств и навыков.

Основные принципы реализации проекта:

    * систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ),

    *  взаимосвязь с разными видами деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитие речи, математики, свободной, игровой деятельностью детей и д.р),

    * сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

      Таким образом, инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью моей  педагогической деятельности и  помогает раскрыть творческий потенциал .

Содержание проекта и система мероприятий по его реализации

      Занятия построила в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить их единство с  программой воспитания и обучения в детском саду.

      Поставленные задачи решаю в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения, используя схему ведения диалога(Приложение 2)

       Разработанная мною  система занятий, позволяет не только развивать диалогическую речь дошкольников, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи. На каждом этапе занятия ставлю конкретные задачи.

       Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

       Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяю развитию этих процессов. Детям предлагаю игры “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Звукооператор”, “Журналист – профессия творческая” и т.д.

       Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.

       На занятиях использую наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

               Содержание системы занятий

       Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.

      Занятия представляют собой развивающие и ролевые игры ( “Интервью литературного героя”, «Как грибы президента выбирали» “Опиши портрет журналиста”, “Звукооператор” и др.), работу с газетами и журналами и строю  индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.

      Также в практической части предлагаю организацию экскурсий (в местную типографию), встреч с интересными людьми , необходимых по теме.

     Занятия помогают детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о журналистике, понимать ее назначение в жизни людей. Детей знакомлю с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.

     Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

     У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

     Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений (Приложении 3).

     Занятия включают в себя различные познавательные темы (профессии, ТВ, город и т.д.), развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов.

      Помимо групповых занятий, провожу и индивидуальную работу с детьми: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).Дети учатся вычленять понятия “интервью”, “речь”, “репортаж”, “диалог”, “корреспонденция”, “диктор”, “пресс-центр”.                           Ожидаемый результат от занятий - подготовка грамотных потребителей СМИ, умеющих в случае необходимости использовать СМИ в качестве корреспондентов. (Приложение 4; 5,5.1,5.2)

                                  Выполнение проекта на практике

       Одним из средств реализации проекта стали  коммуникативные игры по теме “Детская журналистика”.

       Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же врача), провожу беседы с детьми на эту тему, предлагаю дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и т.д.(Приложении 6) В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем, таких, как “Больница”, “Спорт” и т.д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии врача, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

      В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи в работе использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Разработанные опорные карты-схемы,  используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

     В ходе занятия, с использованием карточек с изображениями на них картинками –символами, вместе с детьми оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов. (Приложение 7, 7.1,7.2,7.3,7.4,7.5,7.6)

     Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть предварительной работы ложится на плечи воспитателя.

     Но в процессе развития диалога важен не только речевой, но и психический аспект. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки и проведения игры мы изготавливаем атрибуты к играм. (Приложение 8)

     Таким образом, в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность.

      Благодаря игре “в журналистов” личность ребенка приобретает очень важное новообразование:

    * в игре развивается мотивационно- потребностная сфера;

    * преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;

    * развивается произвольность поведения;

    * развиваются умственные действия.

     Успех реализации опыта, на мой взгляд, имеет прямую зависимость от моей подготовки, как теоретической, так и практической, а также от заинтересованности родителей. Особое внимание уделяю работе с родителями, предлагаю им разыгрывать подобные ситуации дома, выполнять конкретные поручения по формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого  составила план работы с родителями ,с целью :

   1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта “Юные журналисты”.

   2. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

   3. Организовать мини-консультации и изготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Журналисты” (“Игры на развитие речи”, “Обсудите интервью с детьми”).

   4. Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений “Викторина”, “КВН” и т.д.

   5. Выпустить газету для родителей .

     Для повышения эффективности проводимых в рамках проекта мероприятий педагогу следует наладить обратную связь, получение информации о ходе процесса и его результатах. Таким образом, при реализации данного опыта необходима тесная связь с родителями для закрепления знаний, изменения мотивационных установок.

     К концу учебного года предполагаю что у детей разовьются   необходимые формы общения со сверстниками,  умения вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие, случай по схемам. У ребят должна развиться громкая, яркая, выразительная речь, которая позволит им стать хорошими собеседниками.

.

Итоги реализуемого проекта

      Одним из этапов проекта является проведение итоговых диагностических занятий, позволяющих выявить уровень речевого развития дошкольников. Диагностирование является неотъемлемой частью образовательного процесса любого дошкольного учреждения. (Приложение 9)

      Результаты диагностики, проведенные в 2009-2010году свидетельствуют о том, что уровень речевой и коммуникативной компетентности повысился. Если раньше у большинства детей (59,9%) был низкий и средний уровень речевой и коммуникативной компетентности, то теперь можно смело сказать, что у многих детей он повысился(низкий и средний-41,2%). В ответах детей стали звучать такие фразы, как “Беру интервью”, “Внимание! Идет запись!”, “Мы в эфире…” и т.д.

     В результате реализуемого проекта дети не только приобретают знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и  используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.

    У детей наблюдается

    * сознательное овладение речевыми и вербальными средствами общения;

    * развитие творческих способностей и организация способностей;

    * развитости способности чувствовать, понимать себя и другого человека;

    * наличие более сформированных навыков самостоятельной деятельности;

    * повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, большей сформированности терпимости к мнению собеседника.

    Анализ итогов работы с детьми по данному направлению позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическая речь и детская журналистика

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики логопедии, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фо...

Презентация: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности средствами детской журналистики"

Цель работы: Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития диалогической речи путём развития театрализованной деятельности и использования детской журналистики...

Развитие диалогической речи, посредством детской журналистики

Развитие диалогической речи, посредством детской журналистики...

Детская журналистика как средство развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения....

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...

Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»

laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...

Проект «Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...