Роль художественной литературы в развитии диалогической речи дошкольников
материал по развитию речи на тему

Чернявская Наталия Николаевна

Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением художественной литературы, просмотром спектаклей (игровых, кукольных), просмотром мультфильмов. 

Художественная литература в технологии выполняет особую роль.  Привлечение внимания детей к репликам литературных и кино- персонажей осуществляется не только непосредственно после чтения или просмотра спектакля. В индивидуальных беседах с детьми, спустя какое-то время, полезно вспомнить прочитанные и просмотренные произведения, и диалоги 

В технологии используются различные виды кукольного театраВ создании и пополнении театральных уголков группы принимали активное участие и родители наших воспитанников. В ДОУ № 46 проводился конкурс - выставка семейного сотворчества "Сказка за сказкой", где были представленные разнообразные сказки, выполненные своим руками.  Дети с удовольствием принимают участие в инсценировках, настольных театрах,  драмматизации. Для организации восприятия диалогов можно использовать не только спектакли, но и показ небольших этюдов с заданными диалогическими единствами. Этюды позволяют включить нужные для демонстрации виды реплик и обыгрывание правил ведения диалога: их соблюдение или нарушение. Для этого можно использовать любые куклы из театров и образные игрушки. 

 Также для более тесного сотрудничества родителей и педагогов в  данном проекте, в рамках ДОУ был проведен конкурс семейного сотворчества «Книжки - малышки». Родители и их дети смогли проявить свое творчество, фантазию в создании книг своими руками разнообразной тематики. На общем родительском собрании «Волшебный мир книги» вниманию родителей и гостей ДОУ была представлена выставка семейного сотворчества «Волшебные книжки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением художественной литературы, просмотром спектаклей (игровых, кукольных), просмотром мультфильмов.

Последовательность использования подобранных игр подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

Определяется одна из основных задач  обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик, образцов выполнения правил диалога. Это первый этап технологии.

Источники восприятия: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы.

Используя художественные средства, фокусировать внимание детей на диалоги героев: после чтения литературных текстов, показа кукольных спектаклей, мультфильмов в беседах с детьми при помощи вопросов, сообщений, побуждений обращать их внимание:

на функции инициативных реплик: «О чем хотел узнать волк у Красной Шапочки? Как он об этом спросил?»; «Зайчонок Листопадничек мечтал летать как птицы. Он поделился с мамой своей мечтой. Что он сказал?»; «Мороз считал, что мужичок именно ему поклонился. Вспомните, как он об этом говорил?»;

— и функции реплик-реакций: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте зайчонка?»; «А Ветер был согласен ли с Морозом? Как он выразил свое несогласие? Вежливо ли он это сказал?».

Художественная литература в технологии выполняет особую роль. Рекомендуются такие произведения как: «Говорливый медведь» Л. Устинова, «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус (в сокращении), «Фея» Ш. Перро, «Приключения Мишки Ушастика» Ч.Я. Янчарского, «Морозко» словацкая сказка, «Обида» Э. Мошковской, «Сова» В. Бианки, «Вежливый кролик» мексиканская сказка, «Друг детства» В. Драгунский, «Кузька» Александровой, «Лиса и тетерев» И.С. Крылова, «Совет» Р. Сефа, «Телефон» К. Чуковского, «Умей обождать» К.Д. Ушинского, «Маленький водолазик» Д. Цончева, Русские сказки «Умей обождать», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Моя семья» Д. Габе и т.п.

Эти же произведения можно использовать для показа детям средствами кукольного театра. Демонстрировали мультфильмы: «Паровозик из Ромашково», «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», мультфильмы по произведениям Г. Остера «Про слоненка и его друзей» и другие.

Привлечение внимания детей к репликам литературных и кино- персонажей осуществляется не только непосредственно после чтения или просмотра спектакля. В индивидуальных беседах с детьми, спустя какое-то время, полезно вспомнить прочитанные и просмотренные произведения, и диалоги: «Ты помнишь, что мама-лиса сказала дочке? Почему она так сказала?»; «О чем сообщила Лиса Тетереву? А что он ответил?» и т.п.

В технологии используются различные виды кукольного театра.

Для организации восприятия диалогов можно использовать не только спектакли, но и показ небольших этюдов с заданными диалогическими единствами. Этюды позволяют включить нужные для демонстрации виды реплик и обыгрывание правил ведения диалога: их соблюдение или нарушение. Для этого можно использовать любые куклы из театров и образные игрушки.

Этюды содействуют обогащению одиночных и совместных режиссерских игр, игр-инсценировок, что создает условия для плавного перехода ко второму (репродуктивному) этапу усвоения того или иного диалогического единства. Переход к новому этапу не исключал работы с детьми по организации их восприятия образцов диалогической речи. Сенсорный этап сопровождал все последующие этапы, поскольку было важно постоянно обогащать и дополнять опыт детей новыми диалогическими конструкциями, новым содержанием общения и примерами поведения в диалоге.

На втором (репродуктивном) этапе применяются игры и игровые упражнения, в которых дети воспроизводят заученные литературные диалогические тексты. К приемам воспроизведения литературных текстов относится: чтение стихотворений по ролям, разыгрывание этюдов по готовым текстам, подвижные и словесные игры с диалогами. Это помогает детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонацию, приучает выполнять правила очередности, поддержания и развития темы разговора и т.п.

Реплики из диалогического единства вопрос-ответ дети повторяют в процессе чтения по ролям потешек «Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?», стихотворений Е.Благининой «Черемуха», В.Орлова «Ты скажи мне, реченька…», «Отчего ты черен кот?» и др.

Усвоению реплик из диалогического единства побуждение – реакция на побуждение содействует чтение детьми по ролям потешки «Ну-ка, зайка, поскачи», стихотворений Б. Брехта «Зимний разговор через форточку», С. Маршака «Кузнец», и др.

Из потешки о зайце дети заимствуют форму добродушного реагирования на побуждения.

— Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

— Отчего не поскакать? Поскачу!

— Лапкой, зайка, постучи-постучи!

— Отчего не постучать? Постучу!

А в стихотворении о комарах дошкольники воспроизводили вежливые формулы побуждений:

— Комары, комары!

Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Реплики диалогического единства сообщение-реакция на сообщение дети воспроизводят в процессе чтения по ролям стихотворений: А. Барто «Я знаю, что можно придумать…», С. Маршака «Перчатки», А. Берлова «Лягушонок», Н. Сладкова «Разговор лисы и зайца» и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, построенные в форме монолога, но преобразованные в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» делится на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение.

Разыгрывая это стихотворение, дети по очереди «обмениваются» друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему. Аналогично можно «превратить» в диалогический текст и другие, подходящие для этого, стихотворения.

Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений:

Вопрос – ответ

Сообщение – реакция на сообщение

Побуждение – реакция на побуждение

– Ты пирог съел?

– Нет не я!

– А вкусный был?

– Очень.

– Уж как сладки гусиные лапки!

– А ты едал?

– Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

– Егор-Егор, укажи свой двор!

– А вот мой двор, голубой забор.

– Где ты брат Иван?

– В горнице.

– А что делаешь?

– Помогаю Петру.

– А Петр что делает?

– Да на печи лежит.

– Я медведя поймал!

– Так веди сюда.

– Не идет.

– Так сам иди.

– Да он меня не пускает.

– Тит, поди молотить.

– Брюхо болит.

– Тит, поди кисель есть.

– Где моя большая ложка?

Для привлечения родителей к данному проекту, в рамках ДОУ был проведен конкурс семейного сотворчества «Книжки - малышки». Родители и их дети смогли проявить свое творчество, фантазию в создании книг своими руками разнообразной тематики. На общем родительском собрании «Волшебный мир книги» вниманию родителей и гостей ДОУ была представлена выставка семейного сотворчества «Волшебные книжки».

Детей упражняют в освоении диалога и в играх с готовыми текстами: в подвижных «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски», «А мы просо сеяли» и т.п.; и дидактических «Почта», «Маковое зернышко», «Колпачок» и др. Назначение данных игровых приемов  в обогащении реального и игрового опыта детей в ведении диалога.

Третий (конструктивный) этап также строится с опорой на литературные тексты, но в играх и игровых упражнениях предполагается свободное использование канвы литературных диалогов, употребление наряду с репродуктивной речью – продуктивной. Это делает реплики детей более самостоятельными, и задает определенную динамику в усвоении диалога детьми. Для этого используются: пересказ по ролям литературных произведений, разыгрывание отрывков увиденных фильмов (игровых, мультфильмов, диафильмов), спектаклей, игр-инсценировок по мотивам знакомых произведений, режиссерские игры, игры с телефоном и т.п.

На этом этапе включаются также дидактические игры без готовых текстов для диалога, но предполагающих их использование. Задания этого этапа в речевом плане сложнее для детей, чем задания предыдущего этапа, поскольку требуют самостоятельной речемыслительной деятельности, направленной на отбор соответствующего содержания реплик, их лексико-грамматического оформления. В функции воспитателей входит прямое и косвенное руководство развитием игрового творчества детей в импровизации диалогов.

При организации пересказа по ролям с детьми, имеющими недостаточно высокий уровень развития речи, можно прибегать к приему «отраженной речи», когда реплики персонажей сначала проговаривает взрослый, а дети повторяют за ним. Это помогает преодолевать их комплексы и повышать речевую активность. При пересказе произведений по ролям и в играх-инсценировках детям предлагается меняться ролями, чтобы дети могли упражняться в использовании как инициативных, так и ответных реплик партнера.

Прозаическое построение диалогов в спектаклях дает возможность детям не механически воспроизводить заученный текст, а импровизировать со словом, свободно передавать смысл и функцию реплики. Поэтому для театральных игр лучше использовать сказки и рассказы, в которых сюжет передается в основном через диалоги, а авторского текста в них мало. Это такие произведения как «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева, «Бабушка Удава» Г. Остера, «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янычарского и т.п.

Первые три этапа повторяются при усвоении детьми содержания каждого из блоков: диалогического единства «вопрос – ответ», «побуждения – реакции на побуждение» и «сообщения – реакции на сообщение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...

Консультация для родителей."Роль речевых упражнений в развитии диалогической речи дошкольника"

В данной консультации предложены упражнения способствующие развитию диалогической речи ребёнка.Упражнения очень интересные и доступные их может использовать любой родитель для развития своего ребёка....

Статья на тему "Роль художественной литературы в развитии и воспитании дошкольников"

Роль книги трудно переоценить. Книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир....

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

Презентация на тему "Роль художественной литературы в развитии связной речи детей"...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.        Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения ...

Роль детской художественной литературы в развитии культуры речи дошкольников

Познавая действительность средствами искусства, дети не только расширяют круг знаний, но и по новому переживают события собственной жизни, более осмысленно относятся к окружающему миру. В частности, х...