Картотека для развития речевых навыков
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Сопова Оксана Владимировна

Методический материал для преодоления минимальных дизартрических проявлений у детей с нарушением речи. в карточках содержатся физминутки для развития у детей общих движений, мелкой моторики, речевого дыхания и артикуляционной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_dlya_razvitiya_rech._navykov.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1   (для развития речевых навыков)

  1. Развитие общих движений:

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз).

Это, мама, не каприз!

Вправо – влево, вправо - влево (повороты головы направо – налево)

Посмотри как королева!

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И незнайками побыть (пожимание плечами):

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать (вращение плечами вперед – назад)

Нужно плечики размять.

Вперед – назад, вперед - назад (плечи вперед , плечи назад)

И все дела пойдут на лад!

  1. Развитие мелкой моторики:

Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноименные пальцы постукивают друг друга на ударные слоги.

Мы катались

Указательные.

На качелях

Средние.

Нас кружили

Безымянные.

Карусели

Мизинцы.

Мы устали! Мы устали!

Большие пальцы обнимаются.

  1. Развитие речевого дыхания:

            Упражнение «Надуем шарик – сдуем шарик»

Вдох: расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик; пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза.  

  1. Развитие речевой моторики:

А) Самомассаж языка:

Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю всё проворней.

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

А теперь уж не зубами —

Я пошлёпаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) — и, не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10—15 раз.

Б) Артикуляционные  упражнения:

«Улыбка» - «Хоботок» -  «Бегемотик» - «Хомячок»

Карточка №2   (для развития речевых навыков)

  1. Развитие общих движений:

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку —        засыпают.)

  1. Развитие речевого дыхания. Упражнение  «Шарик»

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!...

Поднять руки вверх – вдох,  медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

  1. Развитие речевой моторики:

А) Самомассаж языка и лица:

Руки растираем

 и  разогреваем,

(потирание ладоней)  

(хлопки)

И лицо теплом своим разогреваем

(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли  

(граблеобразные движения от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

(растирание ушных раковин по краю вверх и вниз)

Их вперед сгибаем  

(нагибание ушных раковин кпереди)

Тянем вниз за мочки  

(оттягивание вниз за мочки)

А потом уходим пальцами на щечки  

(пальцы перебегают на щеки)

Щечки разминаем, чтобы надувались

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались

(большой и указательный пальцы разминают сначала верхнюю а затем нижнюю губу)

Как утята к утке клювики потянем

(вытягивание обеих губ вперед)  

Разомнем их мягко, не задев ногтями

(большие и указательные пальцы разминают обе губы)

Уголками губ мы щечки поднимаем

( средние пальцы рук находятся в уголках рта и поднимают  то правый, то левый уголок рта)

А потом от носа мы к губам стекаем

(спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)  

Губки пожуем мы, шарики надуем

  (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек и похлопывание по ним так,  чтобы губы удерживали воздух)  

И губами вправо- влево потанцуем

(указательные пальцы

укладываются на губы параллельно друг другу, например правый на верхнюю губу, а левый на нижнюю и двигаются навстречу/врозь друг другу)  

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

(язык под верхней губой и поколачивание по верхней губе)

Под другой губой лежит, кулачок другой   стучит

(язык под нижней губой, поколачивание по нижней губе)

Тянем подбородок и его щипаем

(разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)  

А потом по шейке ручками стекаем

(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит  между большим и остальными пальцами)  

Б) Артикуляционные  упражнения: «Улыбка» - «Хоботок» -  «Бегемотик» - «Лопаточка» - «Хомячок» - «Мостик» - «Чашечка»  - «Котенок любит молоко»

Карточка №3   (для развития речевых навыков)

  1. Развитие общих движений «Огород»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

 (действия по тексту)

В лунках маленьких не густо,

Рассадили мы капусту.

(«сажают»)

Лето всё она толстела,

(показывают руками круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь.

(руки в стороны, а затем вверх)

А теперь ей тесно белой,

(руки разведены в стороны)

Говорит – посторонись!                  

                                 Е. Стюарт

(отталкивающие движения руками)

  1. Развитие речевого дыхания. Упражнение «Согреем ручки»  

Рот открыть, губы вытянуть вперёд, произносить на выдохе звук X (х-х-х), как бы согревая ладошки.

  1. Развитие речевой моторики:

А) Самомассаж лица «Озорные мишки»

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам. 

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30.  Делать по 1разу.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.


Б) Артикуляционные  упражнения: «Улыбка» - «Хоботок» -  «Бегемотик» - «Лопаточка» - «Хомячок» - «Мостик» - «Чашечка»  - «Котенок любит молоко» - «Качели» - «Иголочка» -  «Часики».

Карточка №4  (для развития речевых навыков)

  1. Развитие общих движений  «Гриша шел»

   Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Гриша шел — шел – шел,

Белый гриб нашел.

Раз-грибок,

Два - грибок,

Три - грибок,

Положил их в кузовок.

(Шагаем на месте.)

(Хлопки в ладоши.)

(Наклоны вперед.)

(Наклоны вперед.)

(Наклоны вперед.)

(Шагаем на месте.)

2.Развитие мелкой моторики

Поехали, поехали.

За грибами,

За орехами.

По кочкам,

По ямкам,

По гладенькой дорожке.

(Крутить перед собой руками, имитируя вращение колес)

(На кулак левой руки – «ножку» гриба, положите ладонь правой руки, приподнимите ее немного, чтобы образовался купол – «шляпка»)

(Показать два кулака – это «орехи»)

(Переплести пальцы рук и выгнуть кисти в виде горки)

(Не разъединяя пальцев рук, прогнуть кисти вниз в виде ямки)

(Не разъединяя пальцев рук, установить руки горизонтально перед грудью, а затем разъединить пальцы и развести руки в стороны)

        

 3.Развитие речевого дыхания. Упражнение «Согреем ручки»  

Рот открыть, губы вытянуть вперёд, произносить на выдохе звук X (х-х-х), как бы согревая ладошки.

4. Развитие речевой моторики:

А) Самомассаж лица  «Осень»

Точечный массаж (точки, отвечающие за речевое развитие).

Осень в гости к нам пришла,

Краски яркие взяла.

Стала желтою трава,

Разноцветною – листва.

(поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к вискам, от крыльев носа к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха)

Осень в гости к нам пришла,

Сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят…

Осень любит листопад!

(спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям)

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

(вибрация – пунктирование лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям).

- Осень уже поздняя.

На улице холодно.

Наши ушки замерзли.

Давай их погреем.

(Правой рукой   беремся за мочку левого уха,  левой  – за мочку правого.  Массируем спиралевидно  одновременно  обе мочки.)

Б) Артикуляционные  упражнения: «Улыбка» - «Хоботок» -  «Бегемотик» - «Лопаточка» - «Хомячок» - «Мостик» - «Чашечка»  - «Котенок любит молоко» - «Качели» - «Иголочка» -  «Часики», «Вкусный мед», «Орешек», «Пулемет», «Болтушка».

Литература

  1. Физкультминутки для дошкольников

www.fizkult-ura.ru/node/120 

  1. Сиротюк А.Л.  Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие, - М.: АРКТИ, 2008. - 60 с. (Развитие и воспитание)
  2. Нищева  Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. Детство-  Пресс, 2009, - 16с., ил.
  3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005,-32с., ил. (Серия «Готовимся к школе»)
  4. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим  недоразвитием речи. Авторы-составители:   Михеева И. А. Чешева С. В.Издательство: КАРО, 2009, - 256с. (Популярная логопедия)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО".

"Чем дальше в будущее смотрим,Тем больше пршлым дорожимИ в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим"!...

«Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »Ф.И.О. авторов: Наумова О.ПТип проекта:   ИсследовательскийПроблема:  У дете...

Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».

Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....

Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»

Индивидуальное занятие «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»...

Картотека по развитию двигательных навыков, речевой активности и математических представлений.

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) - общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Обычно по тому как р...