Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Гарнатка Анастасия Александровна

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работпсихологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказок

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»  

Автор занятия: Гарнатка А.А , Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14 «Умка» г.Мегион Ханты-Мансийского АО.

Вид занятия:

Познавательное

Тип занятия:

Комбинированное.

Задачи

1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
2. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка».
4. Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок» с помощью пальчикого театра.
5. Разгадывание загадок.
6. Настольная игра «Сложи сказку», словесно – дидактическая игра «Кто в теремочке живёт?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

Демонстрационный материал

1. Волшебный клубочек.
2.Театральная ширма
3. Выставка рисунков по сказке «Репка».
5.  Маски – шапочки для детей.

Ход занятия:

Ведущий (звучит музыка «В гостях у сказки»)

Рано – рано поутру,
Когда все крепко спали
Прямо под моим окном
Две синички щебетали
И они нам рассказали,
Чтобы все ребята знали:

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Из сказок мы понимаем, как поступать нельзя и почему. Сказка учит добру и честности, защищает обиженных, наказывает злых и жестоких. В сказке всегда добро побеждает зло.

(За театральной ширмой сидит бабушка Забавушка и плачет,в русско-народном костюме,ведущий читает надпись «ДОМ БАБУШКИ ЗАБАВУШКИ»)

Бабушка – Забавушка (выходит из за ширмы)

-Слышу, слышу про меня разговор ведёте.Горе у меня,горе… Была у меня книга, заветная, волшебная. Сказки там были .Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли мою  книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство - государство. Где живёт  Баба-Яга. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись!

Ведущий:  Ребята надо бабушке помочь, вы не боитесь трудностей? (ответы детей)

Бабушка – Забавушка :

-Ребята у меня есть помощник волшебный клубочек, он нам и дорогу укажет и от беды сбережет. (бабушка кидает его вперед ,звучит аудиозапись «Шум ручья»)

Ведущий:

- Смотрите, впереди - речка! Как же нам ее перейти?
Бабушка – Забавушка :

-Эх, опять прокази Бабы-Яги, это она мост заколдовала, нужно нам загадки отгадать, ребята а вы хорошо вы знаете сказочных героев? (ответы детей)

Викторина «Народные сказки»  (Загадки разложить  в  виде моста)

1. Эта старушка живёт в лесной избушке одна-одинёшенька. Иногда её дразнят «костяная нога». Кто она? (Баба-Яга)

2. Как называется необычный домик, где живёт Баба-Яга? (Избушка на курьих ножках)

3. Как называется «самолёт» Бабы-Яги? (Ступа)

4. Этот герой не может умереть, пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть? (Кощей Бессмертный)

5. Он обитает в лесу и даже считается лесным начальником. Говорят, что зимой он спит, а весной просыпается. А встретится ему в тёмном лесу прохожий, он его пугать начинает: ух, ух, ух! (Леший)

6. Он – хозяин рек, озёр, прудов. У него зелёные волосы, а на руках между пальцев перепонки, как у лягушки. (Водяной)

7. Эти девушки живут в воде. Они очень красивые, только вместо ног у них рыбьи хвосты. (Русалки)

8. Трёхглавое чудовище, изрыгающее пламя, с которым борется в сказке добрый молодец. (Змей-Горыныч)

9. Как звали волшебную рыбу, которая могла выполнить любое желание? (Щука)

10. Кто поймал волшебную щуку? (Емеля)

Бабушка – Забавушка:

-Молодцы ребята,но нам нужно отправляться дальше (кидает клубочек к театральной ширме)

-Кажется наш клубочек хочет нам что показать. (2 ребёнка  в  масках лисы и зайца находятся за ширмой, показывают сценку из сказки «Заюшкина избушка»)

Ведущий : Как от нашей деревушки

Тропка мёрзнет вдоль опушки,

Вьюгою взъерошена,

Снегом запорошена,

Целый день метель метёт,

Сказки добрые плетёт.

Заплелась метель в косу –

Сказка будет про Лису.

(Из-за ширмы с одной стороны  появляется Лиса и начинает катать снежный ком)

Лиса: Я мечтаю об одном –

Вылепить красивый дом,

Чтоб он был как камень прочен,

Чтоб светло в нём было ночью,

Чтоб сверкал как самоцвет!

Ведь нигде такого нет!

(Из-за ширмыс  другой стороны   навстречу Лисе выходит Заяц и кланяется.)

Заяц: Здравствуй, добрая соседка!

Жаль, что видимся мы редко.

Что же лепишь ты – быка,

Ёлку иль снеговика?

Лиса (хвастливо) : Докатаю этот ком

И себе построю дом –

Под луной сияющий,

Звёзды отражающий!

Не чета твоей избушке.

Уноси отсюда ушки!

Заяц (восхищённо) : Ты творишь здесь чудеса!

До свидания, Лиса!

Бабушка – Забавушка:

-Ребята а вы помните как называется эта сказка? (ответы детей) Давайте вспомним окончание сказки    (ответы детей)

Ведущий : Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы зайчик не плакал.

Дети: Зайчик и лиса подружились; Построить лисичке новый дом; Выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала; Объяснить лисичке, что друзья так не поступают.

Ведущий : Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород».

Взаимомассаж "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"

Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)

Ровненькие гpядки (попеpек спины) .

Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)

Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки).

А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")

Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания).

А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания, как будто ямки заравниваешь) .

Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очеpеди) И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")

Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).

Заровняет в то же время (опять поглаживания)

И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки) .

(Официальный сайт «Академия детства», автор В. Степанов.)(пока дети рассаживаются на свои места, появляется  мячик обклеиный лепестками с заданиями),но для того чтобы нам его поднять нужно пальчики размять

Ведущий : Ребята посмотрите что же случилось с Колобком ,он песни пел, мешал  Бабе-Яге, запутать её хотел . а она его превратила в цветок , но для того чтобы нам его поднять нужно пальчики размять

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть… »

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики,

Будем сказки называть (хлопаем в ладоши).

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок,

Три медведя, Волк и лиса, есть Снегурочка – краса

Волк и семеро козлят (загибаем пальчики на каждое название сказки).

Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши).

 

Ведущий: Ну теперь можно и за Колобка взяться, давайте его расколдовывать

(ведущий даёт детям отрывать лепесток и читает фразу из сказки,дети отгадывают кому принадлежат слова)

Дидактическая игра «Угадай кто сказал»

• Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. (Петушок, «Кот, петух и лиса».)

• Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано. (Корова, «Хаврошечка».)

• Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко, «Морозко»)

• Не пей, братец, козлёночком станешь. (Алёнушка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

• Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл. (Баба-Яга, «Баба-Яга»)

• Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (Коза и Волк, «Волк и семеро козлят»)

• Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок.Неси бабушке, неси дедушке. (Маша, «Маша и медведь»)

Ведущий: Молодцы! Умнички!

Бабушка – Забавушка  (хвалит детей и кидает клубочек последний раз) 

-Куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут.

(Сидит Баба-Яга и держит в руках сундучок )

Бабая-Яга:

-А я вас ребята давно жду, знаю зачем в гости пожаловали, да ещё и бабулю собой привели.(дети просят вернуть книгу)

Баба-Яга:

-А не всё так просто, скучно мне одной у меня для вас есть задание ,вот справитесь верну вашу книгу ,всё равно она бесполезная читать то я не умею…Смотрите какой загадочный сундучок. Вам интересно, что в нем? (подходят к сундучку и рассматривают) Какие-то карточки. Давайте рассмотрим их и потрогаем ручками на ощупь.

Игра «Угадай на ощупь»

- Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, лягушка или ёжик.

Баба –Яга: Молодцы! На те держите свою АНЦИКЛОПЕДИЮ…А у меня и без вас дел много (улетает на метле)

Бабушка-Забавушка: Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли мне книгу вернуть. За это я вам ее дарю. Ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите! (дети прощаются, бабушка уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.

В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....

Театр на фланелеграфе ( подборка игр, конспектов, инсценировок по мотивам русских народных сказок)

: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; знакомить с новым видом инсценировки знакомой сказки; побуждать детей к самостоятельному инсценированию с использованием полумасок; развиват...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Интегрированная НОД в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Путешествие по волшебной стране сказок"

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...

Конспект театрализованного занятия для детей второй младшей группе «Утенок» по мотивам русских народных сказок «Поляна сказок»

Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки через театрализованную деятельность....