Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте
презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_o_bukvah.ppt | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая ценность загадок о буквах Повышение интереса к изучению букв родного языка. Облегчение процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения. Повышение эффективности усвоения и закрепления знаний о различных особенностях букв. Закладывание основ грамотного правописания, формирование лингвистического мышления. Активизация абстрактного мышления. Развитие грамотной устной речи, в т. ч. диалогической.
Разновидности загадок о буквах 1. Описание особенностей, доступных зрительному восприятию: - Загадки о внешнем образе букв. 2. Описание особенностей, скрытых от зрительного восприятия: - Загадки о звуковом значении букв; -Загадки о прочих характерных особенностях букв. 3. Полное описание буквы, включая звуковое значение, прочие особенности и внешний образ. 4. Загадки «наоборот».
Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв ГЛАСНЫЕ Придают согласным твердость: А О У Ы Э Придают согласным мягкость : Я Ё Ю И Е Обозначают два звука: Е – [йэ] Ё – [йо] Ю – [йу] Я – [йа], если стоят в начале слова и после гласных. Если стоят после согласных – смягчают их и обозначают один звук – гласный.
Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв (продолжение) СОГЛАСНЫЕ Парные: - звонкие: Б В Г Д Ж З - глухие: П Ф К Т Ш С Непарные: - звонкие: М Н Л Р Й - глухие: Х Ц Ч Щ Обозначают два звука ( мягкий и твердый): Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Обозначают один звук (твердый): Ж Ш Ц Обозначают один звук ( мягкий ): Й Ч Щ Не обозначают звуков: Ь Ъ
Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв Бывают в предложении маленькими словечками: гласные А, И, О, У, Я; согласные В, К, С. Парные звонкие согласные не звучат в конце слов, вместо них звучат их «соседи» - парные глухие. Ё – в словах всегда ударная. О, Е – не звучат в словах без ударения, вместо них звучат А,И. Й, Э – редко встречаются в словах. Й – очень редко стоит в начале слов. Ы – не стоит в начале слов. Я – стоит в конце алфавита.
Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв (продолжение) «Характеры» букв: И – добрая, любит, чтобы все дружили; К – любит приближать что-то к чему-либо; С – соединяет что-то с чем-либо; Ч, К – любят все уменьшать и называть ласково; и т.п.
Требования к загадкам о буквах 1-я разновидность предполагает: - наличие сходства с какими-либо объектами; - наличие сходства с другими буквами. 2-я разновидность предполагает: - отсутствие лишних слов; - наличие только необходимых теоретических сведений о букве; - сообщение какой-либо одной своеобразной особенности буквы или ее «характера». 3-я разновидность предполагает краткий связный описательный рассказ о букве, включающий все ее особенности.
Требования к загадкам о буквах (продолжение) 4-я разновидность предполагает краткие ответы на вопросы, задаваемые отгадчиком тому, кто загадал букву. Вопросы задаются о вышеуказанных особенностях в заданном порядке. 1-й вопрос: - Эта буква гласная или согласная? Гласная – дружит с твердыми или мягкими согласными? Бывает маленьким словечком? С нее начинается алфавит? Согласная – обозначает один или два звука? Звонкая или глухая? Парная или непарная? Бывает маленьким словечком? Часто встречается в словах?
Примеры загадок о буквах Эта буква гласная, обозначает один гласный звук, дружит с мягкими согласными, в предложении бывает маленьким словечком. У нее добрый характер, она любит, чтобы все дружили и всех соединяет (И) Эта буква согласная, обзначает один твердый звук, непарная (Ц) Эта буква гласная, обозначает два звука, бывает в предложении маленьким словечком (Я)
Заключение Данный способ несколько лет применяется мной на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и дает положительные результаты, в том числе повышая детский интерес к родному языку в целом и облегчая процесс обучения чтению в частности. Данный способ помогает избегать ошибок при чтении. В дальнейшем дети отличаются более развитым мышлением (в т. ч. логическим), письменной грамотностью и более успешно обучаются в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельноть по обучению детей грамоте. "День рождения Буквы"
Знкомство детей с буквой М, с которой начинается главное слово для всех: детей и взрослых "Мама"...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей грамоте на тему: "Знакомство со звуком и буквой К".
Данный конспект представляет собой обучение детей грамоте в занимательной форме, знакомство с новым звуком, буквой....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа
Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....
Открытое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
обобщить представления детей о гласных звуках и буквах...
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада
На занятие по обучению детей грамоте учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами. С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...
Презентация по обучению детей грамоте "Звук и буква Р"
Дети любят яркость и динамичность познавательного материала на экране компьютера или телевизора. Я в своей работе часто использую презентации для лучшего усвоения детьми интересной информации. Небольш...
Театрализованная деятельность как один из способов обучения детей
Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения : учить играя....