Культура поведения, культура речи, речевой этикет
консультация по развитию речи ( группа) на тему
А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... » Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем норм поведения, основанных на принципе: уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие так же вели себя с тобой. В статье представлена консультация на тему культуры общения, которая может быть использована для педагогов или родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура поведения, культура речи, речевой этикет
Учитель-логопед МБДОУ ДС № 43 Божева Т.М.
А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».
Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. Выполнение каждым членом общества действующих в нем норм поведения, основанных на принципе: уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы другие так же вели себя с тобой.
Есть люди, иронически относящиеся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает. Они утверждают, что образованному человеку, разбирающемуся в политике, искусстве, хорошему специалисту, умеющему ценить людей, совсем необязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он первым руку или ждет, когда ему ее подадут.
И все же правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, практически обоснованы. Уже в древней литературе описываются обычаи и правила, которым следовали люди тех далеких времен. Например, в скандинавской «Эдде» подробно рассказывается об обычаях застолий. А в 1716 году в Гамбурге была даже издана книга с обстоятельным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными, и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».
Человек всегда стремился к красоте и порядку, и поэтому в народе сложились свои неписаные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие народные традиции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что простой народ тянулся к так называемому «хорошему тону».
Правила вежливости запрещают шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.
Уже в 1883 году академик И.П. Павлов писал, что «высшая нервная деятельность управляет всей деятельностью организма». Медицинские исследования показали, что возбуждение и торможение в коре головного мозга могут вызывать различные болезни.
Врачи утверждают, что всякий шум, которого мы даже не замечаем, вызывает волну возбуждения в нашем мозге и всем теле. Стечением времени эти раздражения оставляют след в организме, содействуя таким заболеваниям, как невроз, неврастения, язвенная болезнь, гипертония и т.д.
«Перелом кости нисколько не серьезнее, чем травмированная нервная система», – пишет кандидат медицинский наук X. Янес и сравнивает грубость, жестокое оскорбительное слово и другие формы непочтительного отношения к человеку с ржавчиной, которая разъедает его нервную систему.
Поэтому в основу правил поведения заложены следующие требования: взаимное уважение друг к другу, младших к старшим, уважение к женщине как к матери и продолжательнице рода. Отсюда многие правила поведения предусматривают, что мужчина, как физически более сильный, помогает женщине, проявляет к ней уважение: он первым здоровается, предлагает женщине сесть, ждет, пока она протянет руку.
И, наконец, все общепринятые правила поведения в той или иной степени связаны с понятием прекрасного, а вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на естественность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.
Мы знаем, что в понятие общей культуры непременно входят культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе. В качестве примера приведем сценку в магазине. Продавщица овощного отдела кричит: «Не такой лук, не такой лук! Ну и не берите!». Покупательнице можно было бы «взорваться», но она вдруг сказала: «Раз вы так рассердились, видимо, я в чем-то виновата. Извините меня». И вдруг что-то случилось с продавщицей, со всеми, кто стоял в очереди. Продавщица больше не кричала. И покупатели словно впервые увидели друг друга. Что же произошло? В чем дело? Да просто покупательница проявила подлинную культуру – и результат не замедлил сказаться.
Конечно, в жизни большого города столько суеты и такая информационная перегрузка, что человек в толпе старается никого не замечать и отключиться, то есть, чтобы сохранить психику от перегрузки информацией, он жертвует некоторой долей человечности. Если человек глубоко, на уровне автоматизма, усвоил основные правила поведения в обществе, навыки вежливости, если он всегда доброжелателен к людям, то ничего страшного в этом нет.
Значит, выход для нас, жителей больших городов, – в доведении до автоматизма культуры поведения и речевого этикета.
Важными знаками в окружающей человека среде являются выражения лиц людей. Постарайтесь поймать собственное выражение лица где-нибудь на улице в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательно? И это тоже стоит довести до автоматизма. Рассказывают, что в Японии с раннего детства девочку приучают даже спать с улыбкой, с приятной мимикой...
Вот что об этом пишет В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение – не всегда на высоте, над многим предстоит работать. И дается это трудом, как говорит С.Я. Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Поэтому необходимо работать над собой, совершенствовать себя, быть приятным себе и людям, живущим рядом с вами! Очень важным в данном случае является не только культура поведения, но и культура общения.
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.
Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Очень интересно говорит об этикете в учебнике «Введение в общую филологию» Ю.В. Рождественский. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три группы.
Первая группа – это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани», «Худой мир лучше доброй ссоры».
Вторая группа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением): «Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай», «Слово – серебро, молчание – золото».
Третья группа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька», «Я тебе про Фому, а ты мне про Ерему».
Культура речи – сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое). Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли.
Вершиной речевой культуры признается литературный язык – это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка.
Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие «языкового чутья», языкового вкуса и интереса к языку.
Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяется той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники. Структуру речи, ее характерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми они постоянно общаются. Влияние на язык ребенка может быть и положительное и отрицательное. В данной ситуации речи взрослого должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость выразительность, точность и правильность словесных обозначений.
Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношение режут слух.
Нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив.
Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим», «это самое», «как бы» и пр., не говоря уже о неприличных словах. Убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого».
Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение (например, произносится не «жАлюзи», а «жалюзИ»; «ксерокопировать», а не «ксерить»). Такие же ошибки можно встретить и в словах русского языка («свеклА» вместо «свёкла»; «щАвель» вместо «щавЕль»; «звОнишь», вместо «звонИшь»; «повтОришь», вместо «повторИшь»), не говоря уже о таких грубых искажениях слов, как «калидор» (коридор), «резетка» (розетка), «друшлаг» (дуршлаг), «транвай» (трамвай) и пр.
Отсутствие культуры речи проявляется, так же и в том, что: человек
- неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишнова] говорит [смешного], т. е. произносит слова так, как они пишутся;
- неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо «оплачиваю проезд» или «плачу за проезд»), «описываю о впечатлениях» (вместо «описываю впечатления» или «пишу о впечатлениях»); «одеваю шапку» (вместо «надеваю шапку»; т.к. «надеть» можно что-то (шапку, пальто), а «одеть» кого-то (куклу, ребенка) ;
- неуместно употребляет слова, придает словам неправильный смысл: например, слово «сокрушенно» (печально) употребляет в значении «сокрушительно» (уничтожающе, разрушительно), слову «причудливый» (вычурный, замысловатый) придает значение «чудесный» (необычайный); слову «напрочь» (совсем, окончательно) – значение «навзничь» (опрокинувшись на спину, вверх лицом);
- неправильно употребляет грамматические формы: «красивая тюль» (правильно «красивый тюль», т.к. слово «тюль» м.р.), «ходит в бигудях» (правильно «ходит в бигуди» т.к. это несклоняемое существительное), это же правило касается слова «пальто» (т.к. приходилось слышать и «в польтах»); часто употребляют глагол «ложит» вместо «кладет»; «едь» или даже «ехай», вместо «поезжай»; «вылазь», вместо «вылезай» и пр.
Чтобы избежать таких речевых ошибок, нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. (*Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.А.Аванесова; *Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка; *Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь – справочник; *Словарь сочетаемости слов русского языка/ Под ред. П.Н. Денисова, В.В.Морков-кина; *Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь – справочник; *С.И.Ожегов. Словарь русского языка. и др.)
Но не только лексический запас и грамматическая структура языка определяют характер разговора. Важны так же тон и интонация. Человек, владеющий речевым этикетом не может позволить себе говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с людьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед другими и т. д.
Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля.
Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.
Нельзя так же забывать о звуковой культуре речи, которая может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым. Поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, правильное произношение звуков родного языка родителями дошкольников в данном случае чрезвычайно важно.
Итак, можно с уверенностью констатировать: только в благоприятной речевой среде можно формировать и развивать речевую культуру подрастающего поколения. Роль родителей в данном случае не менее важна, чем роль педагогов детского сада, т.к. родительский авторитет в этом возрасте очень высок. И от того, какую речь ребенок будет слышать, зависит уровень его коммуникативно-этической культуры. Поэтому нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранять из речи неправильные словоупотребления, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.
Используемая литература:
- Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К. Лотарев. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977
- З.Курцева. Нормативность как главный показатель культуры речи. // Дошкольное воспитание 9, 2003
- Л.Томакина. Культура поведения, культура речи, речевой этикет. // Дошкольное воспитание 8, 2003
- В.Яшина. Речевая среда и дети. // Дошкольное воспитание 8, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"
Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....
Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...
Тема самообразования «Культура поведения, культура речи. Речевой этикет»
Тема самообразования «Культура поведения, культура речи. Речевой этикет»...
«Воспитание культуры поведения посредством знакомства с этикетом»
Этикет- порядок поведения, в котором проявляются любовь и уважение к окружающим людям. Он был выработан обществом для успешного и приятного общения людей. Соблюдение этикета проявляется в то...
консультация для родителей "Культура поведения, культура речи, речевой этикет"
А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли -...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета»
социальное развитие...
Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Всемирный День спасибо».
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится п...