«Воспитание культуры поведения посредством знакомства с этикетом»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedenya_posredstvom_znakomstva_s_etiketom.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание
культуры поведения
посредством знакомства с этикетом»
старший воспитатель Скочилова Н. Т.
Тема: «Воспитание культуры поведения посредством знакомства с этикетом, правилами этикета»
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека- источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Первые формы социального контакта- улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимым условием полноценной жизни человека. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).
Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направлено образование, реализующее личностно-ориентированный подход.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Руководить нравственным воспитанием, это значит создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце (В.А.Сухомлинский).
Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями (Я.Корчак).
Воспитывая ласкай, а не таскай (народная пословица).
Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера (Смайдо).
Оформить памятки на каждого педагога.
Посеять в детских душах доброту, это значит:
- Ласково и только по имени называть детей.
- Учить с детьми стихи о доброте.
- Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
- Не унижать ребенка.
- После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
- Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
- Использовать пословицы о доброте.
- Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
- Рассказывать родителям о добрых поступках детей.
- Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- Оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей, посещать их.
- Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.).
- Составлять с детьми сказки о доброте.
- Проводить экскурсии в лес.
- Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».
Как предотвратить, преодолеть озлобленность детей?
- Верить в человека, ибо воспитательное воздействие строится так: чем больше педагог критикует ребенка, говоря, что он превратился в отпетого типа, тем больше его привлекает к плохим компаниям.
- Не утверждать, не показывать на вид неполноценность, а опираться на то новое, положительное, что появилось в ребенке, так как дети имеют повышенную восприимчивость, веру в истинность.
- Найти сильные стороны у каждого ребенка.
- Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
- Не выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
- Не читать длинных нотаций.
- Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.
Этикет- порядок поведения, в котором проявляются любовь и
уважение к окружающим людям. Он был выработан обществом для успешного и приятного общения людей. Французское слово «этикет» появилось в России в XVIII в., когда началось формирование российского этикета. Он создавался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами поведения. За двести с лишним лет этикет претерпел много изменений, но суть его осталась прежней- проявление уважения к людям.
Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим. В общественных местах, на работе, в семье, в общении с друзьями, знакомыми или незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни.
- Темы распределены по группам:
- Младшая группа- Речевой этикет;
- Средняя группа- Столовый этикет;
- Старшая группа- Гостевой и подарочный этикет;
- Подготовительная группа- Этикет в общественных местах и этикет телефонного разговора.
По этим темам был собран теоретический и некоторый практический
материал, проведены открытые занятия для родителей, проводится анкетирование родителей всех групп, проведен опрос мнения детей средней и старшей группы психологом д/сада (анализ ответов детей).
- Этапы работы по теме:
I этап сбор теоретического материала;
I I этап сбор и систематизация практического материала для работы с детьми.
Итог: оформление творческой папки по теме, использование собранного материала для работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...
НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...
Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...
НОД по этикету для детей подготовительной группы «Знакомство с хорошими манерами».
Образовательные задачи: - Продолжать формировать навыки использования в речи вежливых слов;-Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих;Корекционно-развивающие задачи:- Способствовать разви...
ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета....
Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников (2015 / 2016 учебный год)
В настоящее время роль этикета в обществе, как части поведенческой культуры, неизмерно возрастает, поскольку этикет создает условия благоприятные для делового и личностного общения людей. Поэтому важн...