Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Всемирный День спасибо».
методическая разработка (старшая группа)

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_spasibo.docx578.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  «Детский ад №441 «Кузнечик»

Педагогический проект

 по формированию культуры поведения

и основ речевого этикета

у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Всемирный День спасибо».

Авторы: Николаева Ю.В.,

Сачек Т.Е.

 

Нижний Новгород

Январь 2023

Актуальность: Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Цель: Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.

Задачи:

1. Формирование этического поведения.

2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.

3. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.

4. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.

5. Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.

6. Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы №8, воспитатели, психолог, родители.

Предполагаемый результат.

1. У детей сформированы чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.

2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.

3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.

4. Повышение  уровня культуры детей и уровень педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания культуры поведения детей.

Работа с родителями: Консультации «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста», «Влияние праздника на формирование личности». Индивидуальные рекомендации. Создание фотоальбома «Семейные праздники», «День рождения в семье»

план работы по проекту

 «Всемирный День спасибо»

 

 

Сроки

Содержание работы

Методы и приёмы

Утренний прием детей

Беседа «Что такое вежливость?»

 

 Беседа «Будь всегда вежливым»

Беседа «Что значит «СПАСИБО»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо»,

Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек».

Загадки о вежливости.

Разбор ситуаций по картинкам.

 

Завтрак

ООД. Ознакомление с окружающим миром.

ООД. Рисование «Подарок для друга»

Ситуативный разговор о поведении за столом.

Презентация «Вежливые люди»

Занятия с психологом «Вежливость»

Рассматривание альбома «Подарки своими руками»

 

Напоминание

Просмотр, обсуждение

 

Дидактические игры:

- «Хорошие и плохие поступки»,

- «Как поступают друзья»

Разбор проблемных ситуаций.

Повторения, уточнения

 Используемая литература:

  1. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2012  
  2. Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева « Новые правила поведения для воспитанных детей» М.:Слово; Эксмо, 2006
  3. В. Г. Алямовская «Беседы о поведении ребенка за столом» М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Аудиоэнциклопедия «Как себя вести» Детское издательство «Елена»

Беседа «Будь всегда вежливым»

         Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям,  воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям. Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.        

         Подготовка к беседе: Предварительно дать задание детям понаблюдать за поведением окружающих. В течение года включать в план чтение художественных произведений В. Осеевой "Три сына", "Волшебное слово". Подобрать соответствующие рисунки, фотографии, приготовить дидактическую игру "Так и не так".

        Содержание.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.

-Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?

Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.

Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.

Воспитатель подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.

  -        Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?  

  • Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
  • А прощаясь?
  • Сказать не только "до свидания", но и "всего доброго".
  • Надо здороваться с взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем "здравствуйте".

Дети повторяют правила.

Пользуйся словами вежливого обращения, - говорит воспитатель.

  • "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры", "Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
  • Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п. .
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.
  • Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.

Беседа:  «Правила поведения за столом».

Программное содержание. Учить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы товарищам. Закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить детей с правильным пользованием вилкой.

Предварительная работа. В течение определенного времени детей знакомили с правилами культурного поведения за столом, учили правильно пользоваться ложкой, салфеткой, обращали внимание, что тарелку не следует наклонять.

Материал: приборы для обеда.

Методические приемы. Предложить детям вспомнить правила поведения за столом, спросит:

1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться).

2. Как правильно сидеть за столом во время еды? (слегка наклониться над тарелкой, не класть локти на стол, ноги держать под столом, не мешая товарищу) .

3. Какую услугу можно оказать товарищу? (можно подать соль, салфетку, хлеб) .

4. Как правильно есть, и пить? (есть, и пить спокойно и бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом, пищу брать понемногу).

5. Как надо вести себя за столом, чтобы не крошить, не проливать?

Дети, Настя и Дима покажут нам, как пользоваться приборами. Знакомить детей с правилом пользования вилкой.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

 

         Культуру поведения нужно воспитывать у детей уже с дошкольного возраста.  Взрослые могут своим положительным примером воспитать культурного ребёнка.  Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляет их.

 Можно выделить следующие компоненты культуры поведения дошкольников: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

 Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.  Формировать у ребёнка культуру деятельности это значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам и книгам.  В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности это естественная тяга к интересным, содержательным увлечениям, а также умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.  Для реализации достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание её цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

 Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и быту.

 

         Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

 Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивании слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо партнёру.

 Культурно-гигиенические навыки это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

 Родители должны постоянно помнить, привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

 Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект, так как поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом и  к тем, кто приготовил пищу.

 

 С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды это нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

 Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Беседы для детей старшего дошкольного возраста «Вежливость»

Комплекс бесед для детей старшего дошкольного возраста «Вежливость»

Цель: Повысить  уровень коммуникативной компетентности детей. Воспитывать уважение к сверстникам, старшим. Побуждать к осознанию своих поступков, поведения.
Задачи:
1. Формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова.
2. Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях.
3. Учить детей видеть недостатки в своём поведении и их исправлять.
4. Воспитывать уважение к окружающим людям.

Беседа №1 «Что такое вежливость?»
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Вежливость - это не только употребление слов извините, пожалуйста, спасибо. Хотя эти слова и важны, вежливость означает гораздо больше. Можете ли вы представить человека, который говорит все эти слова и все равно считается грубияном? Конечно, потому что главное заключается в том, как он произносит эти слова и как он себя ведет. Поступки человека ясно говорят о том, вежлив он или груб. Вежливость показывает ваше уважение к другим людям вне зависимости от того, нравятся они вам или нет. Каждый человек достоин вежливого к нему отношения. Когда вы грубите или в какой-то другой форме проявляете свою невежливость, то тем самым демонстрируете свое неуважение. И тогда нечего удивляться, если человек обижается! Так что, хотя это совсем просто - сказать извините, пожалуйста, спасибо, - это способ показать другим людям, что вы их уважаете, и это делает все отношения более прочными. В старину «Вежа» означало «знаток», – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоит. На Руси в школах детей обязательно наряду с грамотой и молитвами учили вежливости.
Запомните Вежливость показывает, насколько вы уважаете людей. Для того чтобы быть воспитанным человеком, недостаточно просто произносить вежливые слова. Необходимо проявлять свою воспитанность в поступках.

Беседа №2 «Правила поведения в общественном месте»
При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.
Первыми обычно здороваются младшие со старшими, а если возраст примерно одинаковый, то мужчины с женщинами, а мальчики с девочками. Руку для рукопожатия должны подавать первыми старшие по возрасту и женщины (девочки).
Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся — человек мог задуматься о чём-то своём.
Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.
Будь вежливым со старшими, внимательным к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям;
бережно относись к государственному и общественному имуществу;
удерживай товарищей от недостойных поступков.
В общественных местах – на улицах, бульварах, во дворах, в парках, театрах, кинотеатрах, домах культуры, клубах, на стадионах, катках, спортплощадках, в городском и других видах транспорта строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования городским и другими видами транспорта.

Вопросы к беседе №1.

1. Что такое вежливость?

2. Каких людей называют вежливыми?

3. Что означает слово «Вежа»?

Вопросы к беседе №2.

1. Кто должен первым здороваться при встрече?

2. Как нужно вести себя на улице?

3. Кому нужно уступать место в транспорте?

Вопросы к беседе №3.

Загадки о вежливости.

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

           

Полезно с детьми повторить правила поведения в транспорте:

  • ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЙТИ В АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИ ВЫХОДЯЩИМ.
  • ПРОПУСТИ ВПЕРЕД ИНВАЛИДОВ. ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГИ ИМ.
  • В ВАГОНЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ У ДВЕРЕЙ, А ПРОЙДИ ВПЕРЕД, ОСВОБОЖДАЯ МЕСТО ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ. СТОЯТЬ И ПРОХОДИТЬ

НАДО ТАК, ЧТОБЫ ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БЕСПОКОИТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ, НЕ ЗАДЕВАТЬ ИХ СВОЕЙ СУМКОЙ, НЕ НАСТУПАТЬ НА НОГИ.

  • СТАРАЙСЯ САДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА УБЕДИЛСЯ, ЧТО РЯДОМ НЕ СТОЯТ ПОЖИЛЫЕ ИЛИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ЖЕНЩИНЫ.
  • НЕ ЗАНИМАЙ СИДЕНЬЕ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ОНО РАСЧИТАННО НА ДВОИХ.
  • НЕ СТАВЬ НА СИДЕНЬЯ СУМКИ И ПАКЕТЫ, ЕШИ КТО-ТО СТОИТ РЯДОМ И ДРУГИХ СВОБОДНЫХ МЕСТ НЕТ, ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ ВЕЩИ НА КОЛЕНИ ИЛИ НА ПОЛ ОКОЛО СЕБЯ.
  • УСТУПАЯ КОМУ-НИБУДЬ МЕСТО, МОЖНО СКАЗАТЬ: "САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА". МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭТО МОЛЧА.
  • ОБРАЩАТЬСЯ К СТОЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ НА АБОНЕМЕНТЫ ИЛИ АБОНЕМЕНТ НА КОМПОСТЕР СЛЕДУЕТ ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО: "ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕДАЙТЕ /прокомпостируйте/..." НЕ ЗАБУДЬ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ.
  • НЕ ВХОДИ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ С МОРОЖЕННЫМ, ПИРОЖКАМИ, ПИРОЖНЫМ И т.д., ЧТОБЫ НЕ ИСПАЧКАТЬ ОДЕЖДУ СВОЮ И ПАССАЖИРОВ. В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НЕ СОРИ И НЕ СТРЯХИВАЙ СНЕГ ИЛИ ДОЖДЕВЫЕ КАПЛИ С ОДЕЖДЫ.
  • ЧИХАЯ И КАШЛЯЯ, ПОЛЬЗУЙСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
  • НЕ ПРИВОДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ВНЕШНОСТЬ. НЕ ЧИСТИ НОГТИ, НЕ КОВЫРЯЙ В ЗУБАХ, УШАХ ИЛИ НОСУ.
  • НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙ В ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ ДРУГОГО ПАССАЖИРА, ЧТОБЫ НЕ БЕСПОКОИТЬ ЕГО.
  • НЕ РАЗГЛЯДЫВАЙ ПАССАЖИРОВ.
  • НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЙСЯ ГРОМКО СО СВОИМИ СПУТНИКАМИ. НЕ СМЕЙСЯ ГРОМКО.
  • НЕ ПРИСЛУШИВАЙСЯ К РАЗГОВОРАМ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ.
  • К ВЫХОДУ ГОТОВСЯ ЗАРАНЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОБИРАТЬСЯ ПОТОМ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ ПАССАЖИРОВ.
  • НАПРАВЛЯЯСЬ К ВЫХОДУ, СПРАШИВАЙ СТОЯЩИХ ВПЕРЕДИ, НЕ ВЫХОДЯТ ЛИ ОНИ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕДУТ ДАЛЬШЕ, ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО ПОПРОСИ ПРОПУСТИТЬ ТЕБЯ.
  • МУЖЧИНЫ И МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ ИЗ ТРАНСПОРТА ПЕРВЫМИ И ПОМОГАЮТ СПУСТИТЬСЯ СВОИМ СПУТНИЦАМ.

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_b3ec6ee7f6ab.jpegУже у младших дошкольников в различных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и воспитания несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого отношения с близкими для ребенка взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, которыми все пользуются.

Понятие “культура поведения дошкольника” можно определить как общность полезных для общества устойчивых форм ежедневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. 

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него привычку содержать в порядке место, где она работает, учится, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности – это естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение ценить время. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.

Нравственное воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста и осуществлять постоянно и систематически. Оно должно быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др.. Воспитать человека, говорили ученые, это значит воспитать у него перспективные пути.

Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Хотя осознания ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения.

Только за поведением человека можно совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости.

 

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей

Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета?

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_f0be293358ab.jpeg

Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.

Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!

Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе.Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_918d6d3204ab.jpg

Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения.

Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещаеттеатры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести.

Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно придти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_82be75beddab.jpegОсобый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.

Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.

Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.

 

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_5b11709f62ab.jpg

Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий. 

Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.

 

Этикет, как элемент культуры поведения детей

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_eabc768a67ab.bmp

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:

  • Позитивный настрой (обращение по именам, похвала);
  • Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки);
  • Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).

Способы педагогического воздействия на детей:

  • Приучение (по образцу поведения);
  • Упражнение (повтор определенных действий);
  • Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка);
  • Поощрение (похвала);
  • Наказание (используется крайне редко — осуждение негативного поступка);
  • Пример для подражания (наглядный пример);
  • Примеры из литературы (поступки героев);
  • Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации);
  • Беседа (возможность высказать свое мнение).

Умения и навыки детей дошкольного возраста:

  • Бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам, природе;
  • Подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду);
  • Планирование времени и доведение начатого до конца;
  • Приведение в порядок рабочего места после занятий (убирать игрушки после игры);
  • Мытье рук после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и т. д.);
  • Организация дел по интересам (воспитание привычки «быть занятым»).

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет основу культуры поведения детей.

Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

  • Вежливость (искренность, доброжелательность, уважение к окружающим);
  • Деликатность (не давать повода ощущать собственное превосходство своими действиями);
  • Предупредительность (внимание, помощь окружающим);
  • Скромность;
  • Общительность (готовность уступить игрушку товарищу, доброжелательность).

Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения

От воспитания у детей культуры и навыков личной и общественной гигиены зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Поэтому необходимо:

  • Самостоятельно мыть руки (с мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.;
  • Насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;
  • Следить, чтобы все вещи содержались в чистоте;
  • Быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения:

  • Правильно сидеть во время еды;
  • Аккуратно есть;
  • Тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • Уметь правильно накрыть на стол.

Как научить:

  • Прямое обучение;
  • Показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.);
  • Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.

 

УДАЧИ ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, В ЭТОМ НЕЛЁГКОМ ТРУДЕ - ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА. ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КНИГУ 

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_f210138f8eab.jpg

Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости

НА ДОСУГЕ МОЖЕТЕ ПООТГАДЫВАТЬ ВОТ ТАКИЕ ВЕЖЛИВЫЕ ЗАГАДКИ:

 

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_74942e1d2bab.jpg

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»

(Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…

(Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»

(Поздравляем!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_0115f44c72ab.jpeg

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …

(представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»

(познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

 

http://www.detsad72.ru/images/deyat/img_c475f787b4ab.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

Конспект НОД по ФГОС Социально-коммуникативная деятельность для детей старшего дошкольного возраста Тема: «9 мая - День Победы».

Сценарий тематического занятия, посвящённого празднику 9 мая, для детей старшего возраста (5-6 лет) по теме: «9 амя - день Победы».Данный материал интересный, легко воспринимается восприят...

Презентация, в рамках патриотического воспитания, для детей старшего дошкольного возраста. Тема: 12 июня. День независимости России.

Цель:- познакомить с главными символами страны: герб, флаг, гимн.- расширять знания детей о государственной символике России, их историческом происхождении.Задачи:- сформировать у детей чёткое пр...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”»

Целью занятия является ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных ...