Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком
статья по развитию речи ( группа) на тему
Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
В с݆в݆о݆е݆й р݆а݆б݆о݆т݆е п݆о р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю р݆е݆ч݆и м݆ы и݆с݆п݆о݆л݆ь݆з݆у݆е݆м к݆а݆к в݆с݆п݆о݆м݆о݆г݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆е с݆р݆е݆д݆с݆т݆в݆о и݆г݆р݆ы с п݆е݆с݆к݆о݆м݆. И݆г݆р݆а с п݆е݆с݆к݆о݆м о݆д݆н݆а и݆з ф݆о݆р݆м е݆с݆т݆е݆с݆т݆в݆е݆н݆н݆о݆й д݆е݆я݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆и р݆е݆б݆е݆н݆к݆а݆, э݆т݆о т݆о݆, ч݆е݆м р݆е݆б݆е݆н݆о݆к л݆ю݆б݆и݆т з݆а݆н݆и݆м݆а݆т݆ь݆с݆я݆, в и݆г݆р݆а݆х с п݆е݆с݆к݆о݆м б݆о݆л݆е݆е г݆а݆р݆м݆о݆н݆и݆ч݆н݆о и и݆н݆т݆е݆н݆с݆и݆в݆н݆о р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆ю݆т݆с݆я в݆с݆е п݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆ы݆е ф݆у݆н݆к݆ц݆и݆и݆, т݆а݆к݆и݆е к݆а݆к݆: в݆о݆с݆п݆р݆и݆я݆т݆и݆е݆, в݆н݆и݆м݆а݆н݆и݆е݆, п݆а݆м݆я݆т݆ь݆, м݆ы݆ш݆л݆е݆н݆и݆е݆, а т݆а݆к ж݆е р݆е݆ч݆ь и м݆о݆т݆о݆р݆и݆к݆а݆.
В݆з݆а݆и݆м݆о݆д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆е с п݆е݆с݆к݆о݆м с݆т݆а݆б݆и݆л݆и݆з݆и݆р݆у݆е݆т э݆м݆о݆ц݆и݆о݆н݆а݆л݆ь݆н݆о݆е с݆о݆с݆т݆о݆я݆н݆и݆е м݆а݆л݆ы݆ш݆а݆, в и݆г݆р݆е с п݆е݆с݆к݆о݆м р݆е݆б݆е݆н݆о݆к у݆ч݆и݆т݆с݆я п݆р݆о݆г݆о݆в݆а݆р݆и݆в݆а݆т݆ь с݆в݆о݆и о݆щ݆у݆щ݆е݆н݆и݆я݆, п݆р݆и݆с݆л݆у݆ш݆и݆в݆а݆т݆ь݆с݆я к с݆е݆б݆е݆. Ч݆т݆о с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆е݆т р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю р݆е݆ч݆и݆, п݆р݆о݆и݆з݆в݆о݆л݆ь݆н݆о݆г݆о в݆н݆и݆м݆а݆н݆и݆я и п݆а݆м݆я݆т݆и݆. Р݆е݆б݆е݆н݆о݆к у݆ч݆и݆т݆с݆я п݆о݆н݆и݆м݆а݆т݆ь с݆е݆б݆я и д݆р݆у݆г݆и݆х݆, п݆о݆л݆у݆ч݆а݆е݆т п݆е݆р݆в݆ы݆й о݆п݆ы݆т с݆а݆м݆о݆а݆н݆а݆л݆и݆з݆а݆.
П݆р݆е݆и݆м݆у݆щ݆е݆с݆т݆в݆а и݆г݆р с п݆е݆с݆к݆о݆м с݆в݆о݆д݆я݆т݆с݆я к с݆л݆е݆д݆у݆ю݆щ݆е݆м݆у݆:
- р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆ю݆т м݆е݆л݆к݆у݆ю м݆о݆т݆о݆р݆и݆к݆у р݆у݆к݆;
- р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆ю݆т а݆к݆т݆и݆в݆н݆о݆с݆т݆ь݆, р݆а݆с݆ш݆и݆р݆я݆ю݆т ж݆и݆з݆н݆е݆н݆н݆ы݆й о݆п݆ы݆т݆, п݆е݆р݆е݆д݆а݆в݆а݆е݆м݆ы݆й ……….п݆е݆д݆а݆г݆о݆г݆о݆м в б݆л݆и݆з݆к݆о݆й д݆л݆я р݆е݆б݆ён݆к݆а ф݆о݆р݆м݆е (п݆р݆и݆н݆ц݆и݆п д݆о݆с݆т݆у݆п݆н݆о݆с݆т݆и ……….и݆н݆ф݆о݆р݆м݆а݆ц݆и݆и݆);
- с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆ю݆т р݆а݆с݆ш݆и݆р݆е݆н݆и݆ю с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆о݆г݆о з݆а݆п݆а݆с݆а݆;
- способствую݆т݆ р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю с݆в݆я݆з݆н݆о݆й р݆е݆ч݆и݆;
- с݆о݆в݆е݆р݆ш݆е݆н݆с݆т݆в݆у݆е݆т݆с݆я п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆н݆о݆-и݆г݆р݆о݆в݆а݆я д݆е݆я݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆ь݆, ч݆т݆о с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆е݆т р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю с݆ю݆ж݆е݆т݆н݆о – р݆о݆л݆е݆в݆о݆й и݆г݆р݆ы и к݆о݆м݆м݆у݆н݆и݆к݆а݆т݆и݆в݆н݆ы݆х н݆а݆в݆ы݆к݆о݆в р݆е݆б݆е݆н݆к݆а݆.
О݆п݆и݆р݆а݆я݆с݆ь н݆а п݆р݆и݆ём݆ы р݆а݆б݆о݆т݆ы в п݆е݆с݆о݆ч݆н݆и݆ц݆е м݆ы д݆е݆л݆а݆е݆м т݆р݆а݆д݆и݆ц݆и݆о݆н݆н݆у݆ю м݆е݆т݆о݆д݆и݆к݆у п݆о р݆а݆с݆ш݆и݆р݆е݆н݆и݆ю с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆о݆г݆о з݆а݆п݆а݆с݆а݆, р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю с݆в݆я݆з݆н݆о݆й р݆е݆ч݆и݆, ф݆о݆р݆м݆и݆р݆о݆в݆а݆н݆и݆ю ф݆о݆н݆е݆м݆а݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆о݆г݆о с݆л݆у݆х݆а и в݆о݆с݆п݆р݆и݆я݆т݆и݆я у д݆е݆т݆е݆й д݆о݆ш݆к݆о݆л݆ь݆н݆о݆г݆о в݆о݆з݆р݆а݆с݆т݆а б݆о݆л݆е݆е и݆н݆т݆е݆р݆е݆с݆н݆о݆й݆, у݆в݆л݆е݆к݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆й݆, б݆о݆л݆е݆е п݆р݆о݆д݆у݆к݆т݆и݆в݆н݆о݆й݆.
В݆с݆е и݆г݆р݆ы݆, с и݆с݆п݆о݆л݆ь݆з݆о݆в݆а݆н݆и݆е݆м и݆г݆р с п݆е݆с݆к݆о݆м м݆о݆ж݆н݆о р݆а݆з݆д݆е݆л݆и݆т݆ь н݆а д݆в݆а н݆а݆п݆р݆а݆в݆л݆е݆н݆и݆я݆:
1. О݆б݆у݆ч݆а݆ю݆щ݆и݆е и݆г݆р݆ы݆: н݆а݆п݆р݆а݆в݆л݆е݆н݆ы н݆а р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆е м݆е݆л݆к݆о݆й м݆о݆т݆о݆р݆и݆к݆и р݆у݆к и т݆а݆к݆т݆и݆л݆ь݆н݆о݆-к݆и݆н݆е݆с݆т݆е݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆о݆й ч݆у݆в݆с݆т݆в݆и݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆и݆. А г݆л݆а݆в݆н݆о݆е д݆е݆т݆и п݆р݆о݆г݆о݆в݆а݆р݆и݆в݆а݆ю݆т с݆в݆о݆и о݆щ݆у݆щ݆е݆н݆и݆я݆, т݆е݆м с݆а݆м݆ы݆м с݆п݆о݆н݆т݆а݆н݆н݆о р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆е݆т݆с݆я е݆г݆о р݆е݆ч݆ь݆, с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆ы݆й з݆а݆п݆а݆с݆, в݆о݆с݆п݆р݆и݆я݆т݆и݆е р݆а݆з݆л݆и݆ч݆н݆о݆г݆о т݆е݆м݆п݆а р݆е݆ч݆и݆, в݆ы݆с݆о݆т݆а и с݆и݆л݆а г݆о݆л݆о݆с݆а݆, р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆е݆т݆с݆я в݆н݆и݆м݆а݆н݆и݆е݆, п݆а݆м݆я݆т݆ь݆.
2. П݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆ы݆е и݆г݆р݆ы݆, с и݆х п݆о݆м݆о݆щ݆ь݆ю м݆ы п݆о݆м݆о݆г݆а݆е݆м п݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆ь м݆н݆о݆г݆о݆г݆р݆а݆н݆н݆о݆с݆т݆ь н݆а݆ш݆е݆г݆о м݆и݆р݆а݆.
В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры. Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных задач.
Аспекты развития речи, затрагиваемые в процессе игр с песком
1) Обогащение словарного запаса
Игры с песком проводятся в интересной сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Подборка игр соответствует лексическим темам недель. Например, при изучении темы «Домашние животные» ребёнку предлагаются следующие игры:
· «Клад». Основная цель – развитие мелкой моторики.
Беседуя по теме «Весна», ребята рисуют на песке в песочнице. Фантазируя, они создают портрет весны, при этом развивая грамматический строй, произносят слова-признаки, которые её характеризуют.
На занятиях мы фантазируем вместе с детьми. Дети погружают руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждают: «Что это?» или «Чьё это?». Или, находя предметы, называют звук, с которого они начинаются, или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета.
2) Работа с темпом речи
Во время игры с песком у детей дошкольного возраста развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определённого темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи.
Организация игр с песком состоит из следующих этапов:
1 Организационный этап – это знакомство с игрушкой - посредником в играх с песком, например песочной феей. С ее помощью детям разъясняется все правила поведения, запреты, поощрения. Во время игры обращаем внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая этим их высказываться.
2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.
Опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты:
- развивается мелкая моторика рук;
- расширяется словарный запас;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, упрощяет и облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Они лучше усваивают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают Мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком, что помогает. при обучении связной речи . Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.
Совместное использование игр с песком и дидактических игр позволяет обогатить словарь детей, уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строи речи.
Методические рекомендации педагогам
- Главный и ведущий прием активизации речи и мышления ребенка во время игр с песком по экспериментированию это вопрос воспитателя.
- При организации и планировании бесед с детьми, при рассмотрении предметов, объекта необходимо предусмотреть вопросы, отвечая на которые ребенок будет использовать сложносочиненные предложения.
- Воспитатель должен продумать, как разместить детей за столами, как правильно подготовить и расставить материал к игре эксперименту.
- Приемы обогащения и уточнения словаря
а) показ предмета с называнием;
б) повторение нового слова;
в) объяснение и назначение предмета;
г) сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой –экспериментом с детьми.
- Должна быть доступная пониманию детей речь воспитателя, как одно из условий успешного развития речи детей. Каждое новое слово воспитатель поясняет или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая их ответы.
- Сочетание реч݆евых о݆т݆в݆е݆т݆о݆в с п݆р݆а݆к݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆и݆м݆и д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆я݆м݆и д݆е݆т݆е݆й݆. П݆р݆и о݆з݆н݆а݆к݆о݆м݆л݆е݆н݆и݆и д݆е݆т݆е݆й с п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆а݆м݆и݆, и݆х с݆в݆о݆й݆с݆т݆в݆а݆м݆и݆, к݆а݆ч݆е݆с݆т݆в݆а݆м݆и о݆б݆ъ݆я݆с݆н݆е݆н݆и݆е п݆е݆д݆а݆г݆о݆г݆а д݆о݆л݆ж݆н݆ы с݆о݆ч݆е݆т݆а݆т݆ь݆с݆я с р݆а݆з݆н݆о݆о݆б݆р݆а݆з݆н݆ы݆м݆и д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆я݆м݆и д݆е݆т݆е݆й (н݆а݆п݆р݆и݆м݆е݆р݆, в݆о݆с݆п݆и݆т݆а݆т݆е݆л݆ь п݆р݆е݆д݆л݆а݆г݆а݆е݆т о݆щ݆у݆п݆а݆т݆ь п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆, с݆о݆г݆н݆у݆т݆ь е݆г݆о݆, п݆о݆с݆т݆у݆ч݆а݆т݆ь и т݆. д݆.) Э݆т݆о݆т п݆р݆и݆е݆м с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆е݆т л݆у݆ч݆ш݆е݆м݆у у݆с݆в݆о݆е݆н݆и݆ю р݆е݆б݆е݆н݆к݆о݆м н݆о݆в݆ы݆х с݆в݆е݆д݆е݆н݆и݆й д݆е݆л݆а݆е݆т о݆б݆с݆т݆а݆н݆о݆в݆к݆у н݆а Н݆О݆Д р݆а݆з݆н݆о݆о݆б݆р݆а݆з݆н݆о݆й и и݆н݆т݆е݆р݆е݆с݆н݆о݆й݆.
- П݆р݆е݆д݆у݆с݆м݆о݆т݆р݆е݆т݆ь в݆о݆з݆м݆о݆ж݆н݆о݆с݆т݆и д݆л݆я и݆с݆п݆о݆л݆ь݆з݆о݆в݆а݆н݆и݆я н݆о݆в݆о݆г݆о с݆л݆о݆в݆а в р݆а݆з݆л݆и݆ч݆н݆о݆м р݆е݆ч݆е݆в݆о݆м к݆о݆н݆т݆е݆к݆с݆т݆е “п݆л݆а݆с݆т݆и݆н݆к݆а м݆е݆т݆а݆л݆л݆и݆ч݆е݆с݆к݆а݆я݆. К݆а݆к݆а݆я݆? У м݆е݆н݆я л݆о݆ж݆к݆а݆, о݆н݆а т݆о݆ж݆е݆... к݆а݆к݆а݆я݆? м݆е݆т݆а݆л݆л݆и݆ч݆е݆с݆к݆а݆я݆. А и݆з ч݆е݆г݆о с݆д݆е݆л݆а݆н݆а м݆а݆ш݆и݆н݆а݆? И݆з м݆е݆т݆а݆л݆л݆а݆”.
- В݆е݆д݆у݆щ݆и݆м н݆а з݆а݆н݆я݆т݆и݆я݆х в݆ы݆с݆т݆у݆п݆а݆е݆т м݆е݆т݆о݆д р݆а݆с݆п݆о݆з݆н݆а݆ю݆щ݆е݆г݆о н݆а݆б݆л݆ю݆д݆е݆н݆и݆я с п݆о݆м݆о݆щ݆ь݆ю р݆а݆з݆л݆и݆ч݆н݆ы݆х а݆н݆а݆л݆и݆з݆а݆т݆о݆р݆о݆в и р݆а݆з݆н݆о݆о݆б݆р݆а݆з݆н݆ы݆х с݆п݆о݆с݆о݆б݆о݆в о݆б݆с݆л݆е݆д݆о݆в݆а݆н݆и݆я݆. (П݆р݆а݆к݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆и݆х д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆й݆: н݆а݆д݆а݆в݆и݆т݆ь н݆а п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆, с݆о݆г݆н݆у݆т݆ь݆, п݆о݆т݆я݆н݆у݆т݆ь݆, и݆з݆м݆е݆р݆и݆т݆ь и т݆.п݆.; с݆р݆а݆в݆н݆е݆н݆и݆е с и݆з݆в݆е݆с݆т݆н݆ы݆м п݆р݆о݆б݆н݆ы݆х э݆к݆с݆п݆е݆р݆и݆м݆е݆н݆т݆о݆в݆, в݆о݆п݆р݆о݆с݆о݆в к в݆з݆р݆о݆с݆л݆о݆м݆у и т݆.д݆.). Д݆е݆т݆и в݆ы݆я݆в݆л݆я݆ю݆т с݆в݆о݆й݆с݆т݆в݆а п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆а݆, н݆а݆з݆ы݆в݆а݆ю݆т м݆а݆т݆е݆р݆и݆а݆л݆, и݆з к݆о݆т݆о݆р݆о݆г݆о о݆н и݆з݆г݆о݆т݆о݆в݆л݆е݆н݆.
- Н݆а о݆с݆н݆о݆в݆е п݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆й д݆е݆я݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆и в݆о݆с݆п݆и݆т݆а݆т݆е݆л݆ь р݆е݆ш݆а݆е݆т з݆а݆д݆а݆ч݆и с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆о݆й р݆а݆б݆о݆т݆ы݆: в݆в݆о݆д݆и݆т в а݆к݆т݆и݆в݆н݆ы݆й с݆л݆о݆в݆а݆р݆ь д݆е݆т݆е݆й н݆о݆в݆ы݆е с݆л݆о݆в݆а݆, з݆а݆к݆р݆е݆п݆л݆я݆е݆т у݆ж݆е и݆з݆в݆е݆с݆т݆н݆ы݆е݆.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.
Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...
Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).
Речь как исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...
Влияние игр с песком на развитие речи детей дошкольного возраста.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Овладение речевой функцией – сложный проце...
План работы по самообразованию по речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов и средств»
План работы по самообразованиюпо речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразны...