Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком
статья по развитию речи ( группа) на тему

Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

В с݆в݆о݆е݆й р݆а݆б݆о݆т݆е п݆о р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю р݆е݆ч݆и м݆ы и݆с݆п݆о݆л݆ь݆з݆у݆е݆м к݆а݆к в݆с݆п݆о݆м݆о݆г݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆е с݆р݆е݆д݆с݆т݆в݆о и݆г݆р݆ы с п݆е݆с݆к݆о݆м݆. И݆г݆р݆а с п݆е݆с݆к݆о݆м о݆д݆н݆а и݆з ф݆о݆р݆м е݆с݆т݆е݆с݆т݆в݆е݆н݆н݆о݆й д݆е݆я݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆и р݆е݆б݆е݆н݆к݆а݆, э݆т݆о т݆о݆, ч݆е݆м р݆е݆б݆е݆н݆о݆к л݆ю݆б݆и݆т з݆а݆н݆и݆м݆а݆т݆ь݆с݆я݆, в и݆г݆р݆а݆х с п݆е݆с݆к݆о݆м б݆о݆л݆е݆е г݆а݆р݆м݆о݆н݆и݆ч݆н݆о и и݆н݆т݆е݆н݆с݆и݆в݆н݆о р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆ю݆т݆с݆я в݆с݆е п݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆ы݆е ф݆у݆н݆к݆ц݆и݆и݆, т݆а݆к݆и݆е к݆а݆к݆: в݆о݆с݆п݆р݆и݆я݆т݆и݆е݆, в݆н݆и݆м݆а݆н݆и݆е݆, п݆а݆м݆я݆т݆ь݆, м݆ы݆ш݆л݆е݆н݆и݆е݆, а т݆а݆к ж݆е р݆е݆ч݆ь и м݆о݆т݆о݆р݆и݆к݆а݆.

В݆з݆а݆и݆м݆о݆д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆е с п݆е݆с݆к݆о݆м с݆т݆а݆б݆и݆л݆и݆з݆и݆р݆у݆е݆т э݆м݆о݆ц݆и݆о݆н݆а݆л݆ь݆н݆о݆е с݆о݆с݆т݆о݆я݆н݆и݆е м݆а݆л݆ы݆ш݆а݆, в и݆г݆р݆е с п݆е݆с݆к݆о݆м р݆е݆б݆е݆н݆о݆к у݆ч݆и݆т݆с݆я п݆р݆о݆г݆о݆в݆а݆р݆и݆в݆а݆т݆ь с݆в݆о݆и о݆щ݆у݆щ݆е݆н݆и݆я݆, п݆р݆и݆с݆л݆у݆ш݆и݆в݆а݆т݆ь݆с݆я к с݆е݆б݆е݆. Ч݆т݆о с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆е݆т р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю р݆е݆ч݆и݆, п݆р݆о݆и݆з݆в݆о݆л݆ь݆н݆о݆г݆о в݆н݆и݆м݆а݆н݆и݆я и п݆а݆м݆я݆т݆и݆. Р݆е݆б݆е݆н݆о݆к у݆ч݆и݆т݆с݆я п݆о݆н݆и݆м݆а݆т݆ь с݆е݆б݆я и д݆р݆у݆г݆и݆х݆, п݆о݆л݆у݆ч݆а݆е݆т п݆е݆р݆в݆ы݆й о݆п݆ы݆т с݆а݆м݆о݆а݆н݆а݆л݆и݆з݆а݆.

П݆р݆е݆и݆м݆у݆щ݆е݆с݆т݆в݆а и݆г݆р с п݆е݆с݆к݆о݆м с݆в݆о݆д݆я݆т݆с݆я к с݆л݆е݆д݆у݆ю݆щ݆е݆м݆у݆:

- р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆ю݆т м݆е݆л݆к݆у݆ю м݆о݆т݆о݆р݆и݆к݆у р݆у݆к݆;

- р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆ю݆т а݆к݆т݆и݆в݆н݆о݆с݆т݆ь݆, р݆а݆с݆ш݆и݆р݆я݆ю݆т ж݆и݆з݆н݆е݆н݆н݆ы݆й о݆п݆ы݆т݆, п݆е݆р݆е݆д݆а݆в݆а݆е݆м݆ы݆й ……….п݆е݆д݆а݆г݆о݆г݆о݆м в б݆л݆и݆з݆к݆о݆й д݆л݆я р݆е݆б݆ён݆к݆а ф݆о݆р݆м݆е (п݆р݆и݆н݆ц݆и݆п д݆о݆с݆т݆у݆п݆н݆о݆с݆т݆и ……….и݆н݆ф݆о݆р݆м݆а݆ц݆и݆и݆);

- с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆ю݆т р݆а݆с݆ш݆и݆р݆е݆н݆и݆ю с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆о݆г݆о з݆а݆п݆а݆с݆а݆;

- способствую݆т݆ р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю с݆в݆я݆з݆н݆о݆й р݆е݆ч݆и݆;

- с݆о݆в݆е݆р݆ш݆е݆н݆с݆т݆в݆у݆е݆т݆с݆я п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆н݆о݆݆г݆р݆о݆в݆а݆я д݆е݆я݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆ь݆, ч݆т݆о с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆е݆т р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю       с݆ю݆ж݆е݆т݆н݆о – р݆о݆л݆е݆в݆о݆й и݆г݆р݆ы и к݆о݆м݆м݆у݆н݆и݆к݆а݆т݆и݆в݆н݆ы݆х н݆а݆в݆ы݆к݆о݆в р݆е݆б݆е݆н݆к݆а݆.

О݆п݆и݆р݆а݆я݆с݆ь н݆а п݆р݆и݆ём݆ы р݆а݆б݆о݆т݆ы в п݆е݆с݆о݆ч݆н݆и݆ц݆е м݆ы д݆е݆л݆а݆е݆м т݆р݆а݆д݆и݆ц݆и݆о݆н݆н݆у݆ю м݆е݆т݆о݆д݆и݆к݆у п݆о р݆а݆с݆ш݆и݆р݆е݆н݆и݆ю с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆о݆г݆о з݆а݆п݆а݆с݆а݆, р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆ю с݆в݆я݆з݆н݆о݆й р݆е݆ч݆и݆, ф݆о݆р݆м݆и݆р݆о݆в݆а݆н݆и݆ю ф݆о݆н݆е݆м݆а݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆о݆г݆о с݆л݆у݆х݆а и в݆о݆с݆п݆р݆и݆я݆т݆и݆я у д݆е݆т݆е݆й  д݆о݆ш݆к݆о݆л݆ь݆н݆о݆г݆о в݆о݆з݆р݆а݆с݆т݆а б݆о݆л݆е݆е и݆н݆т݆е݆р݆е݆с݆н݆о݆й݆, у݆в݆л݆е݆к݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆й݆, б݆о݆л݆е݆е п݆р݆о݆д݆у݆к݆т݆и݆в݆н݆о݆й݆.

В݆с݆е и݆г݆р݆ы݆, с и݆с݆п݆о݆л݆ь݆з݆о݆в݆а݆н݆и݆е݆м и݆г݆р с п݆е݆с݆к݆о݆м м݆о݆ж݆н݆о р݆а݆з݆д݆е݆л݆и݆т݆ь н݆а д݆в݆а н݆а݆п݆р݆а݆в݆л݆е݆н݆и݆я݆:

1. О݆б݆у݆ч݆а݆ю݆щ݆и݆е и݆г݆р݆ы݆: н݆а݆п݆р݆а݆в݆л݆е݆н݆ы н݆а р݆а݆з݆в݆и݆т݆и݆е м݆е݆л݆к݆о݆й м݆о݆т݆о݆р݆и݆к݆и р݆у݆к и т݆а݆к݆т݆и݆л݆ь݆н݆о݆݆и݆н݆е݆с݆т݆е݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆о݆й ч݆у݆в݆с݆т݆в݆и݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆и݆. А г݆л݆а݆в݆н݆о݆е д݆е݆т݆и п݆р݆о݆г݆о݆в݆а݆р݆и݆в݆а݆ю݆т   с݆в݆о݆и о݆щ݆у݆щ݆е݆н݆и݆я݆, т݆е݆м с݆а݆м݆ы݆м с݆п݆о݆н݆т݆а݆н݆н݆о р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆е݆т݆с݆я е݆г݆о р݆е݆ч݆ь݆, с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆ы݆й з݆а݆п݆а݆с݆, в݆о݆с݆п݆р݆и݆я݆т݆и݆е р݆а݆з݆л݆и݆ч݆н݆о݆г݆о т݆е݆м݆п݆а р݆е݆ч݆и݆, в݆ы݆с݆о݆т݆а и с݆и݆л݆а г݆о݆л݆о݆с݆а݆, р݆а݆з݆в݆и݆в݆а݆е݆т݆с݆я в݆н݆и݆м݆а݆н݆и݆е݆, п݆а݆м݆я݆т݆ь݆.

2. П݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆ы݆е и݆г݆р݆ы݆, с и݆х п݆о݆м݆о݆щ݆ь݆ю м݆ы п݆о݆м݆о݆г݆а݆е݆м п݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆ь м݆н݆о݆г݆о݆г݆р݆а݆н݆н݆о݆с݆т݆ь н݆а݆ш݆е݆г݆о м݆и݆р݆а݆.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры. Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных задач.

Аспекты развития речи, затрагиваемые в процессе игр с песком

1) Обогащение словарного запаса

Игры с песком проводятся в интересной сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Подборка игр соответствует лексическим темам недель. Например, при изучении темы «Домашние животные» ребёнку предлагаются следующие игры:

· «Клад». Основная цель – развитие мелкой моторики.

Беседуя по теме «Весна», ребята рисуют на песке в песочнице. Фантазируя, они создают портрет весны, при этом развивая грамматический строй, произносят слова-признаки, которые её характеризуют.

На  занятиях мы фантазируем вместе с детьми. Дети погружают руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждают: «Что это?» или «Чьё это?». Или,  находя предметы,  называют  звук, с которого они начинаются, или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета.

2) Работа с темпом речи

Во время игры с песком у детей дошкольного возраста развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определённого темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи.

Организация игр  с песком состоит из следующих этапов:

1 Организационный этап – это знакомство с игрушкой - посредником в играх с песком, например песочной феей. С ее помощью детям разъясняется все правила поведения, запреты, поощрения. Во время игры обращаем внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая этим их высказываться.

2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.

Опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты:

- развивается мелкая моторика рук;

- расширяется словарный запас;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, упрощяет и облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Они лучше усваивают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают Мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком, что помогает. при обучении связной речи . Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Совместное использование игр с песком и дидактических игр позволяет обогатить словарь детей, уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи, поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление, формируется грамматический строи речи.

Методические рекомендации педагогам

  1. Главный и ведущий прием активизации речи и мышления ребенка во время игр с песком по экспериментированию это вопрос воспитателя.
  2. При организации и планировании бесед с детьми, при рассмотрении предметов, объекта необходимо предусмотреть вопросы, отвечая на которые ребенок будет использовать сложносочиненные предложения.
  3.  Воспитатель должен продумать, как разместить детей за столами, как правильно подготовить и расставить материал к игре эксперименту.
  4. Приемы обогащения и уточнения словаря

а) показ предмета с называнием;

б) повторение нового слова;

в) объяснение и назначение предмета;

г) сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой –экспериментом с детьми.

  1. Должна быть доступная пониманию детей речь воспитателя, как одно из условий успешного  развития речи детей. Каждое новое слово воспитатель поясняет или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая их ответы.
  1. Сочетание реч݆евых о݆т݆в݆е݆т݆о݆в с п݆р݆а݆к݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆и݆м݆и д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆я݆м݆и д݆е݆т݆е݆й݆. П݆р݆и о݆з݆н݆а݆к݆о݆м݆л݆е݆н݆и݆и д݆е݆т݆е݆й с п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆а݆м݆и݆, и݆х с݆в݆о݆й݆с݆т݆в݆а݆м݆и݆, к݆а݆ч݆е݆с݆т݆в݆а݆м݆и о݆б݆ъ݆я݆с݆н݆е݆н݆и݆е п݆е݆д݆а݆г݆о݆г݆а д݆о݆л݆ж݆н݆ы с݆о݆ч݆е݆т݆а݆т݆ь݆с݆я с р݆а݆з݆н݆о݆о݆б݆р݆а݆з݆н݆ы݆м݆и д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆я݆м݆и д݆е݆т݆е݆й (н݆а݆п݆р݆и݆м݆е݆р݆, в݆о݆с݆п݆и݆т݆а݆т݆е݆л݆ь п݆р݆е݆д݆л݆а݆г݆а݆е݆т о݆щ݆у݆п݆а݆т݆ь п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆, с݆о݆г݆н݆у݆т݆ь е݆г݆о݆, п݆о݆с݆т݆у݆ч݆а݆т݆ь и т݆. д݆.) Э݆т݆о݆т п݆р݆и݆е݆м  с݆п݆о݆с݆о݆б݆с݆т݆в݆у݆е݆т л݆у݆ч݆ш݆е݆м݆у у݆с݆в݆о݆е݆н݆и݆ю р݆е݆б݆е݆н݆к݆о݆м н݆о݆в݆ы݆х с݆в݆е݆д݆е݆н݆и݆й д݆е݆л݆а݆е݆т о݆б݆с݆т݆а݆н݆о݆в݆к݆у н݆а Н݆О݆Д р݆а݆з݆н݆о݆о݆б݆р݆а݆з݆н݆о݆й и и݆н݆т݆е݆р݆е݆с݆н݆о݆й݆.
  1. П݆р݆е݆д݆у݆с݆м݆о݆т݆р݆е݆т݆ь в݆о݆з݆м݆о݆ж݆н݆о݆с݆т݆и д݆л݆я и݆с݆п݆о݆л݆ь݆з݆о݆в݆а݆н݆и݆я н݆о݆в݆о݆г݆о с݆л݆о݆в݆а в р݆а݆з݆л݆и݆ч݆н݆о݆м р݆е݆ч݆е݆в݆о݆м к݆о݆н݆т݆е݆к݆с݆т݆е “п݆л݆а݆с݆т݆и݆н݆к݆а м݆е݆т݆а݆л݆л݆и݆ч݆е݆с݆к݆а݆я݆. К݆а݆к݆а݆я݆?  У м݆е݆н݆я л݆о݆ж݆к݆а݆, о݆н݆а т݆о݆ж݆е݆... к݆а݆к݆а݆я݆? м݆е݆т݆а݆л݆л݆и݆ч݆е݆с݆к݆а݆я݆. А и݆з ч݆е݆г݆о с݆д݆е݆л݆а݆н݆а м݆а݆ш݆и݆н݆а݆? И݆з м݆е݆т݆а݆л݆л݆а݆”.
  2. В݆е݆д݆у݆щ݆и݆м н݆а з݆а݆н݆я݆т݆и݆я݆х в݆ы݆с݆т݆у݆п݆а݆е݆т м݆е݆т݆о݆д р݆а݆с݆п݆о݆з݆н݆а݆ю݆щ݆е݆г݆о н݆а݆б݆л݆ю݆д݆е݆н݆и݆я с п݆о݆м݆о݆щ݆ь݆ю р݆а݆з݆л݆и݆ч݆н݆ы݆х а݆н݆а݆л݆и݆з݆а݆т݆о݆р݆о݆в и р݆а݆з݆н݆о݆о݆б݆р݆а݆з݆н݆ы݆х с݆п݆о݆с݆о݆б݆о݆в о݆б݆с݆л݆е݆д݆о݆в݆а݆н݆и݆я݆. (П݆р݆а݆к݆т݆и݆ч݆е݆с݆к݆и݆х д݆е݆й݆с݆т݆в݆и݆й݆: н݆а݆д݆а݆в݆и݆т݆ь н݆а п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆, с݆о݆г݆н݆у݆т݆ь݆, п݆о݆т݆я݆н݆у݆т݆ь݆, и݆з݆м݆е݆р݆и݆т݆ь и т݆.п݆.; с݆р݆а݆в݆н݆е݆н݆и݆е с и݆з݆в݆е݆с݆т݆н݆ы݆м п݆р݆о݆б݆н݆ы݆х э݆к݆с݆п݆е݆р݆и݆м݆е݆н݆т݆о݆в݆, в݆о݆п݆р݆о݆с݆о݆в к в݆з݆р݆о݆с݆л݆о݆м݆у и т݆݆.). Д݆е݆т݆и в݆ы݆я݆в݆л݆я݆ю݆т с݆в݆о݆й݆с݆т݆в݆а п݆р݆е݆д݆м݆е݆т݆а݆, н݆а݆з݆ы݆в݆а݆ю݆т м݆а݆т݆е݆р݆и݆а݆л݆, и݆з к݆о݆т݆о݆р݆о݆г݆о о݆н и݆з݆г݆о݆т݆о݆в݆л݆е݆н݆.
  3. Н݆а о݆с݆н݆о݆в݆е п݆о݆з݆н݆а݆в݆а݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆й д݆е݆я݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆и в݆о݆с݆п݆и݆т݆а݆т݆е݆л݆ь р݆е݆ш݆а݆е݆т з݆а݆д݆а݆ч݆и с݆л݆о݆в݆а݆р݆н݆о݆й р݆а݆б݆о݆т݆ы݆: в݆в݆о݆д݆и݆т в а݆к݆т݆и݆в݆н݆ы݆й с݆л݆о݆в݆а݆р݆ь д݆е݆т݆е݆й н݆о݆в݆ы݆е с݆л݆о݆в݆а݆,  з݆а݆к݆р݆е݆п݆л݆я݆е݆т у݆ж݆е и݆з݆в݆е݆с݆т݆н݆ы݆е݆.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...

Влияние игр с песком на развитие речи детей дошкольного возраста.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Овладение речевой функцией – сложный проце...

План работы по самообразованию по речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов и средств»

План работы по самообразованиюпо речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразны...