Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данные занятия проводились в конце года (весной), поэтому по своей структуре все они на повторение и закрепление пройденного в течение года материала. Наше учреждение с этого учебного года работает по программе «От рождения до школы», поэтому данные занятия проводились согласно планированию, составленному по рабочей программе старшей группы, составленной по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Содержание занятий соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение полученных знаний; подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Данные занятия проводились в конце года (весной), поэтому по своей структуре все они на повторение и закрепление пройденного в течение года материала. Наше учреждение с этого учебного года работает по программе «От рождения до школы», поэтому данные занятия проводились согласно планированию, составленному по рабочей программе старшей группы, составленной по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Содержание занятий соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение полученных знаний; подведение итогов.
Первый этап – организационный момент. На этом этапе я старалась вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом («Кто будет в гостях?», загадки).
На следующем этапе были использованы знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей. Для подготовки артикуляционного аппарата был проведен комплекс артикуляционной гимнастики. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровые ситуации, в том числе и сказочные персонажи. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.
Третий этап – повторение и практическое применение знаний. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Широко использовалась наглядность, художественное слово. Перед работой я провела комплекс пальчиковой гимнастики, что способствует развитию мелкой моторики рук.
Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Также я провела моральное поощрение.
Я старалась, чтобы все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала такие методы и приемы как:
Игровые: сюрприз, создание игровой ситуации, воображаемая ситуация в развернутом виде.
Словесные: разговор, беседа, вопросы, использование художественного слова, напоминание, пояснение, обучение правильной артикуляции, педагогическая оценка.
Практические: выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик, моделирование.
Наглядные: демонстрация пособий, иллюстрационный и наглядный материал.
На данном этапе работы выделялись приоритетные задачи, а именно:
Развитие речи
Основные цели и задачи:
- Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Предлагать для рассматривания иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, репродукции картин.
- Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для рассматривания предмете.
- Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для заинтересовавшихся детей.
- Продолжать рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
- Продолжать развивать речь как средство общения. В играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости.
Формирование словаря
Основные цели и задачи:
- Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
- Обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями...
- Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным и противоположным значением.
- Помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи
Основные цели и задачи:
- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
- Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
- Продолжать развивать фонематический слух.
- Учить определять место звука в слове.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Основные цели и задачи:
- Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
- Знакомить с разными способами образования слов.
- Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.
- Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
Основные цели и задачи:
- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.
- Учить рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
- Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Тема « Рассказывание по картине "Ежи"»
Программное содержание:
- Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных;
- Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
- Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
- Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.
Материал: картина «Ежи».
Ход занятия:
В начале занятия – сюрпризный момент. Стук в дверь, воспитателю передают посылку.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что это такое? Нам почтальон принес посылку.
Интересно, что в ней. Тут что-то написано…
(Читает): «откроется эта посылка тому, кто отгадает загадки».
Воспитатель загадывает загадку:
« Под соснами, под елками
лежит клубок с иголками».
Про кого эта загадка?
Дети: «Ежик»
Воспитатель:
- А как вы догадались, что это ежик?
(Дети отвечают: Дима Р. рассказал о том, как они видели ёжика на даче у бабушки. Как он свернулся в клубок. Как сердито фыркал, когда его трогали).
Воспитатель:
- Что же в посылке? (игрушечный ёжик)
Скажите, а чем ёж отличается от других зверей?
Дети: Колючий, небольшой, сворачивается в клубок.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами много беседовали о диких животных. Вы знаете, что ежи сворачиваются в клубок, как они сердито фыркают, что кушают. А сейчас подумайте о том, что вам еще хотелось бы узнать о ежах? Задавайте мне вопросы.
Арина Н.:
- Я хочу знать, как ежи делают себе норки?
Соня Н.:
- Я хочу знать, какими ежата родятся?
Захар:
- Я бы хотел узнать, чем они еще питаются в лесу?
Вова Г.:
- Как ежиха за ежатами ухаживает?
Воспитатель:
- Как много вопросов вы сумели задать.
Очень хорошо! Прозвучал вопрос, чем питаются ежи в лесу, Кто сможет ответить на этот вопрос?
Лиза К.
- Ежи питаются грибами, они еще питаются ягодами.
Маша К.
- Они едят мышей (змей)
Воспитатель:
- МОЛОДЦЫ, ребята, вы много смогли рассказать о том, чем питаются ежи. Они «ВСЕЯДНЫЕ» животные. Это значит, ежи едят и растительную (трава, ягоды, грибы) пищу, и животную (мышей, змей, насекомых).
А теперь вспомним вопрос Вовы: «Как ежиха ухаживает за ежатами?»
Я предлагаю посмотреть картину. Она поможет ответить на этот вопрос. (Выставляется картина «Ежи»)
Дети начинают ее рассматривать.
Воспитатель:
(задает вопросы, требуя отвечать полным предложением)
- Кого вы видите на картине?
- Сколько ежей здесь изображено?
- Как их можно назвать одним выражением (семья ежей, семейство ежей) - - Что делает ежиха? Чем заняты ежата?
Дима Д.:
- Один пьет воду из ручья
Максим Т.:
- Другой ежонок смотрит на лягушку у ручья, наверное, хочет ее поймать.
Ксюша:
- Два ёжика делят червячка.
Мартин:
- А один ежонок заглядывает на жучка, он к жуку бежит – наверное, хочет его поймать.
Настя:
- Ежиха увидела в траве жуков.
Воспитатель:
- Как вы думаете, для чего она отыскала жуков?
Соня Я.:
- Она их съест, наверное.
Воспитатель:
- Да. А, может быть, жуков съедят ежата. Так чем же питаются ежи в лесу?
Ребята отвечают: (Жуками, червяками, ягодами, грибами…).
Воспитатель:
- Ребятки, как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Маша М.:
- Лето.
Воспитатель:
- Почему ты так решила?
Маша М.:
- Потому что на поляне много земляники, а земляника поспевает в конце июня. Мы с бабушкой и мамой тоже собирали в деревне.
Воспитатель:
- Ребята, давайте придумаем название этой картине.
Даша Т.:
- Ежики пошли за добычей.
Матвей:
-Лесная полянка.
Даниил:
-Семья ежей.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас давайте поиграем.
Физкультминутка
«Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет,
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо!
Солнышко смеется
А под солнышком нам
Весело живется!!!
Воспитатель:
- А теперь, друзья , попробуем обобщить все, о чем мы узнали и составим небольшой рассказ об этой веселой семейке.
- Кто хочет попробовать начать рассказывать?
(Ника очень хочет ответить).
Воспитатель начинает рассказ: «Однажды теплым летним днём ежиха привела своих ежат на земляничную полянку за добычей…»
Ника продолжила: « Один ежонок поймал червяка. Другой решил попить водички из ручья. А третий смотрит на лягушку. Ежиха отыскала в траве жуков. Сейчас вся семья пообедает, а потом они пойдут домой отдыхать».
(Дети стали активно поднимать руку, желают тоже рассказать то, что они придумали).
Даю возможность ребятам рассказать, дополнить уже сказанное. Прошу в своих рассказах использовать слова, которые мы говорили о ежах.
Подвожу итог занятия. Хвалю детей. Спрашиваю ребят, чей рассказ им больше понравился? Прошу аргументировать: чем? Что понравилось больше всего? Интересный ли получился рассказ? Дети говорят свою оценку.
Воспитатель:
- Ребята, вы все молодцы! Хорошо потрудились, особенно (называю всех деток, которые активно участвовали).
На этом наше занятие закончено. А этот веселый ежик останется в нашей группе, и будет петь вам песенки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...