Формирование звукопроизношения у детей ОВЗ посредством биоэнергопластики.
статья по развитию речи ( группа) по теме

Зотова Елена Александровна

 

В дошкольный период происходит становление и формирование речи. Формирование речи у детей – дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_bioenergoplastika.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звукопроизношения у детей
ОВЗ посредством биоэнергопластики.

«Чем больше уверенности в движении
детской руки, тем ярче речь ребенка.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский.

В дошкольный период происходит становление и формирование речи. Формирование речи у детей – дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, у  которых не сформирована  устная речь. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное звукопроизношение. Известно, что речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Анатомически в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью – эта двигательная проекционная зона. Значительная площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Данные многих исследователей говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию мелкой моторики.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов, а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, я разработала специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение, придумала героев перчаточного театра. При проведении артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики, учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Ход работы по внедрению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 3 этапа. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

На первом (подготовительном) этапе проводятся мероприятия, на которых ребёнок знакомится  с органами артикуляции, выполняет упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используя сказки о Язычке, фигурки на фланелеграффе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается. Такие артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой выполняются в течение двух месяцев, за этот период ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На втором (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Педагог так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки. К артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата.

На заключительном этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Такая гимнастика выполняется в течение всего года. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. В конце года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало. С помощью теневого театра рассказываются разные истории – путешествия, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики.

Литература:

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. – Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050
  3. Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. – М.: Арктур, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс формирования звукопроизношения у детей.

Роль семьи в развитие речи детей. Этапы последовательного формирования и становления звуков у ребенка дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

«Использование картинок-символов в работ по формированию звукопроизношения у детей, имеющих нарушения ОДА»

Многие дети, имея особенности поведения, без особого интереса и желания посещают логопедические занятия. Известно, что дефекты речи препятствуют успешному обучению детей в школе по русскому языку, чте...

Экспериментальное исследование формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

1.Констатирующий эксперимент.2.Формирующий эксперимент.3. Контрольный эксперимент и его анализ....

особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

особенности формирования  звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...

Формирование звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игр и упражнений

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным сред...

Прзентация "БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В презентации раскрывается термин Биоэнергопластика, что это за метод,  этапы образовательной деятельности с использованием артикуляционной гимнастики и метода биоэнергопластики....