Экспериментальное исследование формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
1.Констатирующий эксперимент.
2.Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент и его анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnoe_issledovanie.docx | 73.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к экспериментальной части исследования.
Апробация данной системы проходила на базе Хорошевского детского сада Ржевского района с сентября 2012 по март 2013 года, в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Количество человек: 10 воспитанников (из них 6 мальчиков и 4 девочек).
Список детей подготовительной группы
№ | Имя ребенка | Дата рождения | Диагноз |
1. | Антон Б. | 01.10.2006 | ФФНР |
2. | Илья С. | 28.04.2006 | ФФНР |
3. | Вова К. | 30.09.2006 | ФФНР |
4. | Маша Г. | 19.06.2006 | ФФНР |
5. | Даша Д. | 13.03.2006 | ФФНР |
6. | Соня П. | 12.03.2006 | ФФНР |
7. | Саша И. | 27.03.2006 | ФФНР |
8. | Карина М. | 16.06.2006 | ФФНР |
9. | Альберт М. | 18.08.2006 | ФФНР |
10. | Рома А. | 30.05.2006 | ФФНР |
Характеристика детей:
— внимание – нестабильно, неустойчиво, произвольное внимание слабо сформировано, т.е. детям трудно сконцентрироваться на одном предмете и переключиться на другой по специальному заданию
— детям необходимо потратить больше времени и требуются повторы для запоминания определенного материала, так как объем памяти у детей сужен по сравнению с нормой;
— в протекании мыслительных операций существуют свои особенности: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления детям трудно воспринимать абстрактные отношения и понятия. Скорость протекания мыслительных операций замедленна, поэтому происходит замедленное восприятие учебного материала и заданий.
— нестабильность поведения, частая смена настроения;
— быстро утомляются и для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
— трудности в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих последовательного и поэтапного выполнения;
— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.
Исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из 3-х этапов:
- констатирующего (начало сентября 2012 года);
- формирующего (сентябрь2012 – март 2013 года);
- контрольного (конец марта 2013 года).
Цель экспериментального этапа исследования: провести исследовательскую работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2.1 Констатирующий эксперимент. Анализ результатов исследования звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР
Цель констатирующего этапа: провести диагностическое обследование звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Для обследовании детей применялась «методика речевого обследования» М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой, «Логопедический альбом» О.Б.Иншаковой. Также схема обследования ребенка с ФФНР, которую предложила Л.В.Лопатина:
I. Анкетные данные
II. Анамнез
III. Логопедическое обследование:
1. Психологические особенности ребенка
2. Состояние слуховой функции
3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса.
4. Состояние моторной сферы
5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата
6. Состояние звукопроизношения
7. Состояние дыхательной и голосовой функции
8. Состояние просодических компонентов речи
9. Состояние фонематических функция:
а) способность к фонематическому анализу
б) дифференциация звуков
в) фонематические представления
10. Состояние лексики
11. Состояние грамматического строя речи, особенности связной речи.
В результате проведенного обследования было выявлено:
Из 10 испытуемых детей 2 детей с ФФНР (мономорфная дислалия) и 8 детей с ФФНР (полиморфная дислалия).
I. Мономорфные нарушения речи.
1. Карина М. - ротацизм
2. Антон Б. - параламбдацизм
II. Полиморфные нарушения речи
1. Нарушение свистящих и шипящих групп звуков.
1. Илья С. - межзубный сигматизм свистящих и шипящих
2. Маша Г. - сигматизм шипящих и свистящих
3. Даша Д. - боковой сигматизм шипящих и свистящих
2. Нарушение сонорных и свистящих групп звуков
1. Вова К. - ламбдацизм, межзубный сигматизм
2. Саша И. - ротацизм, парасигматизм свистящих
3. Нарушение сонорных и шипящих групп звуков
1. Альберт М. - сигматизм шипящих, ротацизм
2. Рома А. - ротацизм, парасигматизм шипящих
3. Соня П. - сигматизм шипящих, ламбдацизм
Таблица 1
С | С, | З | З, | Ц | Ш | Ж | Щ | Р | Р, | Л | Л, | Диф-ия свистящих и шипящих | Диф-ия сонорных | Речевое заключение | |
1.Антон Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | ФФНР мономорфная дислалия |
2. Илья С. | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ФФНР полиморфная дислалия |
3. ВоваК. | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ФФНР полиморфная дислалия |
4. Маша Г. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | - | + | ФФНР полиморфная дислалия |
5. Даша Д. | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | - | + | ФФНР полиморфная дислалия |
6. СоняП. | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | ФФНР полиморфная дислалия |
7. Саша И. | - | - | - | - | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | ФФНР полиморфная дислалия |
8.Карина М. | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | ФФНР мономорфная дислалия |
9.АльбертМ. | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | ФФНР полиморфная дислалия |
10. РомаА. | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | + | + | - | - | ФФНР полиморфная дислалия |
Также у детей экспериментальной группы было отмечено:
- замены звуков более простыми по артикуляции;
- вместо двух или несколько артикуляционно близких звуков дети произносят какой-то средний, неотчетливый, например: мягкий звук ш вместо ш и с;
- в речи не употребляют или заменяют, но по специальному заданию - произносят.
Оценка результатов теста:
- балла - ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.
1 балл - ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.
0 баллов - ребенок не выполняет задание.
Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в таблице 1 (Приложение 1).
Итак, в результате исследования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы, мы получили следующие данные:
- С высоким уровнем развития звукопроизношения в группе детей нет.
- Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 4 ребенка: Антон, Альберт, Вова, Карина.
- С низким развитием звукопроизношения в подгруппе 6детей: Илья, Саша, Маша, Соня, Даша, Рома.
Следовательно, в группе преобладают дети со средним и низким уровнем развития звукопроизношения. (Приложение 2).
Приложение 1
Таблица 1 - Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе
№ | Имя ребенка | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание | 4-е задание | 5-е задание | 6-е задание | 7-е задание | Общее кол-во баллов | Уровень развития |
1 | Антон Б. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | Средний уровень |
2 | Илья С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий уровень |
3 | ВоваК. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средный уровень |
4 | Маша Г. | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий уровень |
5 | Даша Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень |
6 | СоняП. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 6 | Низкий уровень |
7 | Саша И. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | Низкий уровень |
8 | Карина М. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | Средний уровень |
9 | АльбертМ. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
10 | РомаА. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 | Низкий уровень |
Приложение 2
Рисунок 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе.
2.2 Формирующий эксперимент. Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Цель формирующего исследования является: проведение коррекционной работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Данный этап исследования проводился в течение шести месяцев.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у детей существуют трудности, когда предлагается им внимательно послушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Другие затруднения - при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ба-па), при самостоятельном подборе слов на заданный звук, при выделении звука, с которого начинается слово.
По мнению Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, система обучения дошкольников с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода.(Приложение 3).
Основными задачами коррекционного обучения являются:
- формирование звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, который предусмотрен программой для первого класса массовой школы.
В основу коррекционного обучения заложено развитие познавательной деятельности через активное наблюдение, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Происходит усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.(Приложение 4).
Таким образом, использование данных рекомендаций с детьми с ФФНР позволит исправить недостатки звукопроизношения, которые были выявлены в ходе нашего обследования.
Для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всего коллектива педагогов и постоянные занятия родителей с детьми.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
2.3 Контрольный эксперимент и его анализ
На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить активизацию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения специально организованной коррекционной работы.
Для реализации цели, дети старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения занятий, были протестированы при помощи той же методики, включающей 7 заданий, предложенной М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой[13]. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 (Приложение 5).
Итак, в результате исследования звукопроизношения детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:
- С высоким уровнем развития звукопроизношения в группе 3 ребенка: Антон, Карина и Альберт.
- Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 6детей: Вова, Соня, Илья, Маша, Рома, Даша.
- С низким уровнем развития в подгруппе 1 ребенок: Саша.
Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации звукопроизношения преобладают дети со средним уровнем.
По данным таблицы 2 был построен рисунок 2 (Приложение 6), где мы видим, что показатель активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы на контрольном этапе исследования улучшился.
Далее нами была составлена сравнительная таблица 3 (Приложение 7) по результатам активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Изменения экспериментальной группы рассмотрим в соответствии с рисунком 3 (Приложение 8).
Рассматривая рисунок 3, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии и активизации звукопроизношения у всех детей.
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
4. Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
5. Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи;
7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
8. Закрепление навыка чтения;
9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
10. Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
- организовывать и поддерживать речевое общение детей;
- создавать ситуацию общения;
- формировать навыки самоконтроля;
- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
- привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.
Таким образом, основываясь, на данных, полученных, в ходе экспериментального исследования мы сделали, выводы:
- методика, М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец и Е.Н.Кутеповой, включающая 7 заданий, предложенная нами для проведения диагностики удовлетворяет старшему дошкольному возрасту детей и в полной мере отражает уровень развития звукопроизношения;
- комплекс упражнений и игр, разработанный нами, для исправления звукопроизношения и формирования фонематического слуха, позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату;
- диагностика уровня звукопроизношения детей после проведения формирующего исследования показала положительную динамику звукопроизношения и формирования фонематического слуха.
- гипотеза о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать игры, упражнения и проводить занятия по формированию правильного звукопроизношения, то это позволит:
- формированию правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитию фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- формированию навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- развитию коммуникативности, успешности в общении.
Приложение 5
Таблица 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ | Имя ребенка | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание | 4-е задание | 5-е задание | 6-е задание | 7-е задание | Общее кол-во баллов | Уровень развития |
1 | Антон Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Высокий уровень |
2 | Илья С. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
3 | ВоваК. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 | Средный уровень |
4 | Маша Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
5 | Даша Д. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средний уровень |
6 | СоняП. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 | Средний уровень |
7 | Саша И. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень |
8 | Карина М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 13 | Высокий уровень |
9 | АльбертМ. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 12 | Высокий уровень |
10 | РомаА. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средний уровень |
Рисунок 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа.Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Это эксперементальная работа ,в которой я исследовала связную речь детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Исследование было направлено на выявление возможностей детей в ис...
особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...
Презентация проекта «Игры и упражнения по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
Создать условия для эмоционально положительного отношения к процессу формирования звуковой стороны речи.Сформировать у детей правильные речевые навыки.Развивать эмоционально-волевую сферу.Развив...
Экспериментальное исследование развития креативности у детей старшего дошкольного возраста через организационную деятельность в области художественного творчества.
Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоя...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием информационно - коммуникационных технологий
Цель исследования – теоретическое обоснование и проверка на практике результативности использования информационно-коммуникационных технологий в формировании звукопроизношения у детей старшего до...