Процесс формирования звукопроизношения у детей.
статья по логопедии на тему
Роль семьи в развитие речи детей. Этапы последовательного формирования и становления звуков у ребенка дошкольного возраста. Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не "съедать" слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна "подделка" под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ("смори" вместо "смотри", "не бежи" вместо "не беги", "ваще" вместо "вообще" и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчение речи: «лезецька» (ложечка), «сюмоцька» (сумочка). Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: «сюба» (шуба), «сяпка» (шапка). Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими: «юка», «лука» (вместо « рука»), «вампа», «ямпа» (вместо «лампа»). Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г - Д («торова» вместо «корова», «дулять» вместо «гулять»), а также оглушение звонких звуков («шук» вместо «жук»). Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками (рука, роза), и не выговаривает в сочетании с согласными ( тамвай - трамвай, клыша - крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный. Заменяется другим, имеющимся в том же слове («мумага», «бабака», «форааппарат» и т.п.) Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин). Таково, в общих чертах, произношение младших дошкольников.
В среднем дошкольном возрасте (4-4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки (Ш, Ж, Ч), сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно: «сейчас», а через минуту «сейцас», или «жук зуззит». В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом еще нет. «Мальцик», и тут же «часы». Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков, например: «горубой» (голубой), «родка» (лодка), «шад» (сад), «жонтик» (зонтик) и т.п. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями. Если вместо «р» он произносил «л», то теперь он делает обратную замену, не сразу понимая, где она нужна, а где - нет. Большинство детей среднего дошкольного возраста уже произносят звук «р», но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук «р» в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: л, ль, й. Словопроизношение детей в 4-5 лет тоже становится чище. Как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.
Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15-20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков Ш, Ж, Ч, а также Ф и Л, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6-7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «мине», «ходить», «фатить».
Кроме того, что ребенок практикуется в произношении отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит сопоставление слуховых образов и движений губ и языка, отрабатываются необходимые предпосылки для развития фонематического слуха, без которого было бы невозможно произнесение самого простого слова. Способность воспринимать звуковой состав слова, и есть то, что мы обычно называем фонематическим слухом. Достаточная степень развития фонематического слуха является необходимой предпосылкой начала воспроизведения речи.
Для правильного формирования произношения, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Как мы уже говорили выше, в результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким звукопроизношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л], [p]), группу звуков ([c], [з], [ц]) или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сяска» вместо чашка, «сетка» вместо щетка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка), звук [р] - картаво («гхука» вместо рука). Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что -подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке - исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребенок может сам «растянуть» ее. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([p], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп звуков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([c], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки. В первом случае не отличают один звук от другого (вместо «На березе распустились почки» он скажет: «На березе распустились бочки»). Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или иной звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Маса пошла в сколу»). В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.
Поэтому уважаемые родители не откладывайте встречу с логопедом в «долгий ящик», т.к. своевременное обращение к специалисту поможет вашему ребенку быстрее справиться с речевыми проблемами.
Рекомендации для родителей:
1. Приходите на консультации к логопеду в часы приема родителей, интересуйтесь
результатами, задавайте вопросы, если что-то не понятно или не получается.
2. Приносите тетради детей строго по расписанию занятий.
3. Ежедневно занимайтесь с детьми по домашним тетрадям.
4. Помните занятие не должно длиться более 15-20 минут.
5. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь
терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.
Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой - залог успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование картинок-символов в работ по формированию звукопроизношения у детей, имеющих нарушения ОДА»
Многие дети, имея особенности поведения, без особого интереса и желания посещают логопедические занятия. Известно, что дефекты речи препятствуют успешному обучению детей в школе по русскому языку, чте...
Экспериментальное исследование формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
1.Констатирующий эксперимент.2.Формирующий эксперимент.3. Контрольный эксперимент и его анализ....
особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
особенности формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...
Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Практический опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...
Роль семьи в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
консультация для родителей по совместной работе с логопедом...