Формирование звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игр и упражнений
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи». У наших современных детей, должна быть «особенная» современная игра.
Проблема развития, формирования, становления речи в разные времена интересовала ученых, философов, психологов, педагогов. Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Ребенку, выражать свои мысли, шире возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, если его речь правильная и богатая. Хорошая речь – важное условие всестороннего полноценного развития ребенка. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе речевого развития. От чистого произношения звуков зависит, насколько речь будет понятна окружающим, насколько комфортно будет чувствовать себя малыш в обществе, в социуме. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Особенно сложно ребенку, имеющему нарушения речи и тем более тяжелые.(ТНР)
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Предлагаемые в литературе методы и приемы коррекции речи недостаточно эффективны для внедрения в работу с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции (многократное повторение одного и того же), у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности, отсутствует мотивация. Поэтому в настоящее время одной из основных задач логопеда является разработка, более эффективных, интересных для ребенка, мотивирующих, стимулирующих методов и приемов работы с детьми.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
В соответствии с изменениями, происходящими в современном образовании, условиями организации предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных организациях эффективно использовать интерактивные игры.
Интерактивная игра переводится как "игра в действии". Это процесс социального взаимодействия. В процессе, которого у участников данной игры возникает совершено новые знания и опыт, интерактивная игра нацелена на взаимодействие между людьми и потому не только развлекает, но развивает людей, играющих в нее. Иными словами, интерактивная игра – это активный метод обучения. Метод, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры. Иначе говоря, интерактивная игра - это активная обучающая игра. Интерактивная игра – средство повышающее эффективность работы, в частности работы логопеда с детьми.
Интерактивные игры, используемые мною в работе, позволяют:
- стимулировать к речевым действиям;
- побудить к активному участию в процессе исправления звукопроизношения;
- увеличить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив логопедические игры в различные режимные моменты.
Для того, чтобы сформировать правильное положение органов артикуляции для коррекции дефектно произносимого звука, поставить звук, закрепить его как можно быстрее и качественнее, нужно использовать больше разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного, тактильного, кинестетического. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.
При работе по исправлению звукопроизношения на разных этапах мною используются игровые задания, игры с предметами, разнообразным игровым материалом. Чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, использую ряд вспомогательных приемов. Одним из них является использование в работе мелких объемных или плоских игрушек, действуя с которыми и для которых, ребенок приобретает некий речевой опыт. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы и бросового материала (шишки, орехи, семена арбузов, дынь, крышечки, пуговицы, шарики, су-джок, косточки, камушки, мячики, прищепки и т.д.). Широко использую в своей работе различные тренажеры (пальчиковые, звуковые, дыхательные).
Эти игровые приемы мною были опробованы для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков.
В игровых заданиях в виде звукоподражаний ребенок действует с соответствующими предметами.
«Пальчиковые шаги», «Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком (игрушечной машинкой, шариком колобком, паровозиком, корабликом…) по линии, дорожке, выложенной из счетных палочек, природного и бросового материала, длительно произносит автоматизируемый звук. Игровые сюжеты: «Помоги, Гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой», «Помоги, Муравьишке доползти до муравейника», «Укрась тортик», «Покорми животное», «Построй домик (башенку) и т.п.
«Помоги зайцу, лисе, медведю дойти до жилища». Ребенок «шагает» пальчиками по пуговицам, по косточкам, проговаривая речевой материал.
«Слоговые дорожки» - ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или нажимая пальчиком на рисунке, накручивая крышечки, нажимая кнопочки… (произнесение слогов с каким-либо движением).
Упражнения с движением пальцев рук, с рисованием ломаных линий и спиралей, с раскладыванием палочек, с рисованием пальцем узоров в крупе, песке, манке. Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказываются на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма.
Выполняя задания игр по инструкции логопеда, ребенок проговаривает речевой материал на автоматизируемый звук. Помимо автоматизации звука решаются и другие речевые задачи: обогащение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры и игровые упражнения проходят эмоционально, живо, разнообразно. Все упражнения, игры легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
В процессе использования игр и игровых упражнений при формировании звукопроизношения улучшается качество звукопроизношения, быстрее проходит автоматизация звуков на разных этапах автоматизации, снижается утомляемость. Возрастает речевая активность, повышается интерес и мотивация к коррекционной образовательной деятельности.
Введение интерактивных игровых приемов в логопедическую работу предоставляют детям возможность создавать «свое», придумывать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение дошкольников, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении игровые приемы вызывают интерес у детей к логопедическим занятиям, помогают превратить однообразную и скучную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-224966-1364155197.jpg)
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/27/picture-1157075-1566899405.jpg)
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/15/picture-741965-1576421045.jpg)
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/16/picture-1126998-1552750305.jpg)
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/22/picture-227271-1671714562.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»
В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877657-1484477124.jpg)
Конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вашему вниманию предлагаются авторские конспекты занятий по звукопроизношению для детей с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/12/picture-1267213-1707758904.jpg)
Опыт работы «Развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования кинетического песка»
Традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным решением данной проблемы явился поиск эффективных методических приемов и необходимос...