Программа кружка "Веселый балаганчик"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Программа кружка "Веселый балаганчик" по театрализованной деятельности, для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 40.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Веселый балаганчик»
(театральная деятельность)
Разновозрастная группа (дети от 5 до 7 лет)
Пояснительная записка
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года.
Театрализованные игры включают: действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурами, непосредственные действия по ролям;
литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи: побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).
Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо и театром теней.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
5. Активное проявление своих индивидуальных способностей в роли.
Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.
Новизной: в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст воспитанников: 5-7 лет
План работы на год
Сентябрь
Цель: дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, трафаретном, теневом. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.
Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.
Октябрь
Цель: познакомиться русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам.
Ноябрь
Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Декабрь
Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
Январь
Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т.д.) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.
Февраль
Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны.
Март
Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.
Апрель
Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Май
Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима), использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.
Перспективный план кружка
«Веселый балаганчик»
Сентябрь
№ п\п | Тема | Практика |
1. | В мире театра. | Упражнения: - дыхательные «Задуй свечу»; - артикуляционное «Сказка о весёлом язычке». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
|
2. | Театр игрушек или картинок на столе. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Упражнение «Ах, какой я молодец!», «Насос и колесо», «Самолёт». |
3.
| Настольный театр картинок. «Репка» | Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Распределение ролей с помощью загадок. Настольный театр «Репка». |
4.
| Настольный театр игрушек. | Игра «Кто это?» Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
|
Октябрь
№ п\п | Тема | Практика |
1. | Пальчиковый театр «Курочка Ряба», «Сорока-ворона» | Игра «Ладушки-хлопушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока - белобока». Игра «Незнайка», «Смелые мышки». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Петя-петушок», «На заре». Пальчиковый театр «Курочка Ряба», «Сорока-ворона» |
2. | Трафаретный театр. | Изготовление персонажей с помощью трафаретов. Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Ветерок», «На дворе» . Трафаретный театр. |
3. | Трафаретный театр. | Артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка «Кто дольше?», «Птичка». Трафаретный театр. |
4. | Театр теней. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Три котёнка» Инсценировка В.Сутеев «Кто сказал мяу!» |
Ноябрь
№ п\п | Тема | Практика |
1. | Все профессии нужны, все профессии важны. Беседа о профессии актёра. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: -артикуляционное упражнение «Маляр», «Качели», «Часы»; Этюд «В магазине», «На почте», «В кафе», «Разговор потелефону». Инсценировка С. Михалков «А что у вас?» |
2. | Пальчиковый театр. | Пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»; Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе»; чистоговорки. Пальчиковый театр «Колобок». |
3. | Игра - драматизация. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Теплый и холодный ветер». Пальчиковая гимнастика «Ладошка – кулачок - ребро». Этюды «Медведь в лесу», «Хитрая лиса», «Трусливый заяц». Постановка сказки «Теремок».
|
4.
| Теневой театр. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Листопад», «Кто точнее» и т.п. Пальчиковая гимнастика «Топ-топ». Постановка сказки «Заюшкина избушка».
|
Декабрь
№ п\п | Тема | Практика |
1. | Игры-драматизации с куклами биба бо. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки». Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы».
|
2. | Игры-драматизации с куклами биба бо. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Метель», «Фонарики». Этюды «Снежинки», «О чем грустит зима?» Пантомимы «Лепим снеговика», «Катаемся на лыжах». Работа над текстом сказки, распределение ролей. |
3. | Пластика движения персонажей. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение в ведении куклы на руке без ширмы (темп, ритм движений, плавность - резкость). |
4.
| Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой. Диалоги персонажей. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи». Диалоги Мышки, Лягушки и Зайца. Сказка «Теремок". |
Январь
№ п\п | Тема | Практика |
1. | Народные праздники. Русский балаганный театр. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, колядок.
|
2. | «В гостях у сказки».
| Занятие «Музыкальная театрализованная игра «»Бабка Ёжка». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Игры: «Водяной», «Где звенит колокольчик», «Весёлый бубен».
|
3. | Чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Дыхательная гимнастика «Послушай своё дыхание», «Воздушный шар», «Ветер». Подвижная игра «Воробышки и кот».
|
Февраль
№ п\п | Тема | Практика |
1. | Театрализованные игры. Монолог-повествование. | Составление рассказа по серии картинок. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Игра «Найди по описанию». Работа над сказкой «Палочка-выручалочка».
|
2. | Импровизация, драматизация с использованием костюмов. | Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Мини-этюды «Медвежата», «Хитрая лиса». Работа над сказкой «» |
3. | Наша армия родная. | Занятие «Русский солдат – умом и силой богат». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание песен об армии). Игра «Угадай-ка». Игры-импровизации. Сюжетно-ролевая игра «На боевом посту».
|
4. | Подготовка к празднику «Флотская душа». | Занятие «Богатырские забавы». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Работа над сказкой «Каша из топора». Подготовка номеров, театральных постановок к празднику. |
Март
№ п\п | Тема | Практика |
1. | «Здравствуй, весна!» | Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года – круглый год». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание песен). Постановка мини-спектаклей. |
2. | Утренник «Мамин день!» | Занятие «Мамины руки». Составление рассказа по серии картинок. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Игра «Найди по описанию». Работа над рассказом В. Осеевой «Печенье».
|
3. | «Чистота – залог здоровья!» | Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка (скороговорки). Словарная работа. Мини-этюды «Самовар», «Чашечка», «Медный таз». Работа над произведение Чуковского «Федорино горе». |
4. | Творчество К.И.Чуковского. Выразительное чтение воспитателя с элементами драматизации детей. | Занятие «Телефон (по стихотворению К.Чуковского)». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Работа над произведением К. Чуковского «Телефон». |
Апрель
№ п\п | Тема | Практика |
1. | Сценическое движение и пластика. Куклы марионетки. | Занятие «Сочиняем сказку». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение в ведении куклы(темп, ритм движений, плавность - резкость). Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Этюды «Танец маленькой пчёлки». Импровизация «Продолжи сказку». |
2. | Куклы марионетки. Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословице.
| Занятие «В большом деле и маленькая помощь дорога». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи». Отработка навыков ведения куклы. Этюды «Ку-ка-ре-ку!», «Подсолнух». Работа над сказкой «Хитрый петушок». |
3. | Творчество С.Я. Маршака.
| Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание песен). Игра «Угадай-ка». Игры-импровизации. Драматизация стихотворения «Усатый - полосатый». |
4. | Творчество С.Я. Маршака. Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо. | Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Работа над сказкой С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». |
Май
№ п\п | Тема | Практика |
1. | «Кем быть?» | Занятие «Город мастеров». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Сюжетно-ролевая игра «Повар». Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
|
2. | Тематическое занятие «День Победы!» | Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Звездочки». Пантомимы «Самолёт», «Капитан корабля».
|
3. | Весна в природе. | Занятие «У солнышка в гостях». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы». Этюд «Стрекоза», «В гнезде». Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы». Знакомство со словацкой сказкой «У солнышка в гостях». |
4. | В гости к лету. Итоговое занятие. | Работа над сценарием игровой программы «В гости к лету». Подготовка музыкальных номеров. Концерт для родителей.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Веселый балаганчик"
Программа кружка по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Программа кружка "Речевой балаганчик" 2015-2016г.г.
интересный материал для развития речи детей через театрализованную деятельность....
Программа развития диалогической речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Веселый балаганчик».
Проблема развития диалогоической речи дошкольников всегда имела место в педагогике и психологии. Цель этой пронраммы, заключаеться в создании условий для развития диалогической речи детей дошкольного ...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей средствами циркового искусства «Балаганчик»
Для дошкольников 5-7 лет, срок реализации 2 года...
Программа кружка "Волшебный балаганчик"(старшая группа)
Аннотация: В данной программе отражен новый подход к организации, содержанию и методам работы в театральном кружке. Особое внимание уделено социально-личностному и художественно-эстетич...
Программа ДОП "Весёлый балаганчик"
Программа по дополнительной образовательной программе для старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Балаганчик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Балаганчик"...