Программа кружка "Веселый балаганчик"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа кружка по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 75.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Веселый балаганчик» (театральная деятельность)
Старшая группа (дети от 5 до 6 лет)
Пояснительная записка
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года (с апреля по октябрь).
Театрализованные игры включают: действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурами, куклами марионетками;
непосредственные действия по ролям;
литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или апплик5ативные декорации, костюмы персонажей;
музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи: побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).
Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.
Новизной: в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Количество воспитанников: 26
Количество воспитанников на индивидуальных занятиях: 1
Принцип набора: свободный
План работы на год:
Сентябрь
Цель: дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.
Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.
Октябрь
Цель: познакомиться русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам.
Ноябрь
Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Декабрь
Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
Январь
Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т.д.) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании.Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.
Февраль
Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны.
Март
Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.
Апрель
Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Май
Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима), использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма организации | Количество занятий | Количество часов (теория) | Количество занятий (практика) |
1 | В мире театра. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
2 | Настольный театр игрушек. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
3 | Настольный театр картинок. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
4 | Театр игрушек или картинок на столе. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
5 | Устное народное творчество. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
6 | Трафаретный театр. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
7 | Трафаретный театр. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
8 | Театр теней. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
9 | Все профессии нужны, все профессии важны. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
10 | Пальчиковый театр. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
11 | Пальчиковый театр. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
12 | Игры-драматизации с пальчиками. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
13 | Игры-драматизации скуклами бибабо. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
14 | Игры-драматизации скуклами бибабо. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
15 | Пластика движения персонажей. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
16 | Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
17 | Народные праздники. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
18 | «В гостях у сказки». | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
19 | Драматизация с элементами импровизации. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
20 | Чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
21 | Театрализованные игры. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
22 | Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
23 | Наша армия родная. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
24 | Подготовка к празднику «Флотская душа». | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
25 | «Здравствуй, весна!» | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
26 | Утренник «Мамин день!» | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
27 | «Чистота – залог здоровья!» | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
28 | Творчество К.И. Чуковского. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
29 | Сценическое движение и пластика. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
30 | Куклы марионетки. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
31 | Творчество С.Я. Маршака. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
32 | Творчество С.Я. Маршака. Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
33 | «Кем быть?» | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
34 | Тематическое занятие «День Победы!» | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
35 | Весна в природе. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
36 | В гости к лету. Итоговое занятие. | фронтальная | 1 | 0,3 | 0,7 |
Перспективный план кружка
«Веселый балаганчик»
Сентябрь
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | В мире театра. Театр игрушек. Картинки на фланелеграфе. | Беседа о видах театров (Драматический театр, Театр кукол, Музыкальный театр, Академический театр).
| Занятие «В гостях у домовенка Кузи». Упражнения: - дыхательные «Задуй свечу»; - на релаксацию «Тяжёлая ваза»; - артикуляционное «Сказка о весёлом язычке». Игра «Улиточка». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Обыгрывание этюдов «Знакомство», «Встреча с другом», «В театре».
| Рассматривание иллюстраций, фотографий. Знакомство с правилами поведения в театре.
|
2. | Настольный театр игрушек. | Способы использования разнообразных игрушек - фабричных и самодельных. | Игры на знакомство. Игра «Кто это?» Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто). | Изготовление игрушек из природного или другого материала. Чтение стихотворений. Экскурсия в прачечную детского сада. Рисование «Искусство гжельских мастеров». |
3.
| Настольный театр картинок. | Особенности изготовления персонажей и декорации (двусторонние с опорой). | Особенности управления картинкой-персонажем. Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба. Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Распределение ролей с помощью загадок. Постановка сказки «Весёлые лягушата», «Теремок». | Изготовление декораций. Просмотр диафильма «Теремок» (художник Е. Черкасов).
|
4.
| Театр игрушек или картинок на столе. | Правила дорожного движения. Зависимость движения по улице транспорта и людей от работы светофора. | Занятие «Как вести себя на улице». Игра «Путешествие по городу», «Паровозик». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Обыгрывание звуков [у], [и]». Упражнение «Ах, какой я молодец!», «Насос и колесо», «Самолёт». Инсценировка «Случай на дороге».
| Знакомство с различными видами транспорта. Отгадывание загадок про транспорт. Беседа о правилах дорожного движения. Изготовление транспортных средств и светофора с помощью аппликации. Выставка детских работ на тему «Наш город». Знакомство со стихотворением О. Бекарева «Азбука безопасности». Просмотр диафильма. |
Октябрь
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | Устное народное творчество. | Беседа об истоках возникновения русского фольклора.
| Занятие«Бабушкин сундук». Игра «Ладушки-хлопушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока». Игра «Незнайка», «Смелые мышки». Игра «Сочини загадку». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: («Петя-петушок», «На заре» и т.п.). Инсценировка потешек, песенок, сказки «Курочка Ряба». Театрализованная сказка «Про Лису – рыжую красу».
| Рассматривание иллюстраций, картин. Рассматривание русского народного костюма и старинных вещей. Просмотр диафильма. Чтение русских народных сказок, былин, потешек, пестушек. Изготовление персонажа петушок на палочке. |
2. | Трафаретный театр. | Потешки, скороговорки, пословицы, песенки, колыбельные песни. Использование трафаретов для изготовления персонажей.
| Занятие «Бабушкины песенки». Изготовление персонажей с помощью трафаретов. Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: («Ветерок», «На дворе» и т.п.). Постановка «Как звери готовились к зиме», «Встреча друзей», «Три котёнка». | Беседа о технике безопасности при работе с ножницами. Разучивание потешек, песенок. Чтение русских народных сказок. Игра «Жмурки». Игра на народных инструментах. |
3. | Трафаретный театр. | Беседа о сказках.. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).
| Занятие «Сказка ложь, да в ней намёк». Развитие речи «Неоконченная сказка». Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. («Кто дольше?», «Птичка»). Постановка сказки «Смоляной бочок» и «Лисичка со скалочкой». | Чтение украинской сказки «Смоляной бочок». Изготовление персонажей и декораций к сказкам «Смоляной бочок», «Лисичка со скалочкой».
|
4. | Театр теней. | Особенности показа теневого театра: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света. Изображение персонажей при помощи пальцев рук.
| Занятие «В царстве света и тени». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: («Три котёнка», ) Этюды: «Обыгрывание звука [ф]», «Белочка», «Где мы были». Инсценировка В.Сутеев «Кто сказал мяу!» | Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами. Изготовление плоскостных персонажей из черной бумаги. Знакомство с произведением В. Сутеева «Кто сказал мяу!» Подвижная игра «День - ночь». |
Ноябрь
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | Все профессии нужны, все профессии важны. Беседа о профессии актёра. | Беседа о профессиях.
| Занятие «Кем быть?» Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: -артикуляционное упражнение «Маляр», «Качели», «Часы»; -дыхательное «Слоговые цепочки со звуком [ф]». Этюд «В магазине», «На почте», «В кафе», «Разговор потелефону». Инсценировка С. Михалков «А что у вас?» | Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Экскурсия в магазин, на почту. Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел». Аппликация «Платье для Кати». |
2. | Пальчиковый театр. | Способы изготовления пальчикового театра. | Занятие «У бабушки в деревне». Изготовление персонажей. Упражнения: - пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»; Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе»; чистоговорки. Постановка сказки «Репка». Инсценирование сказки «Маша и кот Василий». | Отгадывание загадок. Беседа о домашних животных и их повадках. Разучивание чистоговорок, потешек, песенок. Чтение сказок «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка» и др. Изготовление персонажей и декораций.
|
3. | Пальчиковый театр. | Сказки о животных. | Занятие «На лесной опушке». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Теплый и холодный ветер». Пальчиковая гимнастика «Ладошка – кулачок - ребро». Этюды «Медведь в лесу», «Хитрая лиса», «Трусливый заяц». Постановка сказки Д. Хармса «Лиса и заяц».
| Беседа о диких животных нашего края и их повадках. Знакомство с животными, занесёнными в Красную книгу. Чтение рассказов и сказок о животных: Е. Чарушина «Лисята», М. Пришвин «Ёж», В. Бианки «Лиса-плясунья». Рассматривание иллюстраций. Аппликация «Как птицы готовятся к зиме». |
4.
| Игры-драматизации с пальчиками. | Способы управления персонажами пальчикового театра. | Занятие «Осенние хлопоты». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Листопад», «Кто точнее» и т.п. Пальчиковая гимнастика «Топ-топ». Дидактическая игра «Враги и друзья». Игры на внимание. Постановка сказки «Заюшкина избушка».
| Беседа о подготовке зверей к зиме. Изготовление персонажей и атрибутов. Подготовка выставки рисунков на тему: «Осень в лесу». Чтение рассказов и сказок о животных: Г. Снегирёв «Про оленей», Паустовский «Заячьи лапы». |
декабрь
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | Игры-драматизации скуклами бибабо. | Знакомство с техникой управления куклы бибабо. Создание мини-этюдов. | Занятие «У Петрушки в гостях». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки». Этюд «Знакомство», «Приветствие», «Рукопожатие». Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы». Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком». | Рассматривание устройства кукол. Чтение сказок и рассказов про животных: Г. Снегирев «Медведь». Разучивание стихотворений. Прослушивание музыкальных сказок (диск). Рисование «Снежинка», «Ёлочка» Аппликация «Снеговик». |
2. | Игры-драматизации скуклами бибабо. | Беседа о зиме. Ознакомление со сценарием сказки «Рукавичка».
| Занятие «Зимушка-зима». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Метель», «Фонарики». Этюды «Снежинки», «О чем грустит зима?» Пантомимы «Лепим снеговика», «Катаемся на лыжах». Работа над текстом сказки, распределение ролей. Инсценировка этюда «Дед и собака Жучка». | Конкурс рисунков «Снег, снег, снежок..». Чтение литературных произведений и сказок. Прогулка в зимний парк. Слушание музыкальных произведений «Времена года» (П.И.Чайковский) Знакомство со сказкой «Рукавичка». Рисование «Зимний лес». Лепка «Как звери живут в зимнем лесу?» |
3. | Пластика движения персонажей. | Речевые интонации персонажей (темп речи, громкость, эмоциональность). | Занятие «Сказочные герои». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение в ведении куклы на руке без ширмы (темп, ритм движений, плавность - резкость). Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Этюды «Мышка-норушка», «Лягушка-квакушка», «Зайчик-побегайчик». | Разучивание текста сказки. Изготовление атрибутов. Слушание музыки. Просмотр диафильма «Рукавичка» (художник Е. Черкасов). Рисование «Морозные узоры». Беседа о зимующих и перелетных птицах. Аппликация «Сказочная птица». |
4.
| Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой. Диалоги персонажей. | Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов.
| Занятие «Сказочные герои в театре». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи». Отработка навыков ведениякуклы. Этюды «Лисичка-сестричка», «Волчок-серый бочок», «Медведь». Диалоги Мышки, Лягушки и Зайца. Инсценировка сказки «Рукавичка». | Повторение текста сказки. Прослушивание музыкальных тем, характеризующих каждого персонажа. Изготовление афиши. Лепка «Вылепи героя сказки». Конструирование «Заяц-хваста». Рисование «Маски и короны для новогоднего праздника». |
Январь
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | Народные праздники. Русский балаганный театр. | Знакомство с народными праздниками («Крещенские гадания», «Святки»). | Фольклорный праздник «Святки». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, колядок.
| Изготовление масок для праздника. Чтение и разучивание колядок, народных песенок. Рисование «Снегопад». |
2. | «В гостях у сказки».
| Беседа о сказочных героях русского фольклора. Знакомство с Бабой-Ягой, Кикиморой, Лешим. Герои положительные и отрицательные.
| Занятие «Музыкальная театрализованная игра «»Бабка Ёжка». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание новогодних песен). Игры: «Водяной», «Где звенит колокольчик», «Весёлый бубен».
| Изготовление элементов костюма героев сказки. Чтение русских народных сказок: «Лиса и кувшинчик», «Лисичка-сестричка и серый волк». Работа над сказкой «Гуси-лебеди». Конкурс рисунков «В гостях у сказки». |
3. | Драматизация с элементами импровизации. Монолог. | Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.
| Занятие «В стране игрушек». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение», «Игрушки». Игра «Угадайте, кто я».
| Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка». Чтение стихотворений: А. Барто «Игрушки». Чтение небольших текстов с разными типами монолога: описательного («Моя любимая игрушка», повествовательного «Воспоминание о лете»). Конструирование «Грузовая машина». |
4. | Чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации. Монолог-описание. | Использование мимики, интонации в изображении характерных особенностей образа. | Занятие «Народные игры». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Дыхательная гимнастика («Послушай своё дыхание», «Воздушный шар», «Ветер»). Речевая минутка. Речедвигательная гимнастика. Игра «Узнай меня!», «Оживи предмет». Подвижная игра «Воробышки и кот».
| Чтение литовской народной сказки «Почему кот моется после еды».Слушание музыкальных записей песен В. Витлиа «Котята и кошка», Т. Ломовой «Птичка».Лепка «Кошечка».Аппликация «Коврик для котёнка». |
Февраль
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | Театрализованные игры. Монолог-повествование. | Беседа о правах и обязанностях ребёнка. | Занятие «Мозаика справедливости, или что, значит, быть справедливым человеком». Составление рассказа по серии картинок. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Игра «Найди по описанию». Работа над сказкой «Палочка-выручалочка».
| Чтение стихотворений и рассказов нравственного содержания «Как кролик заблудился», «Сказка о гномах». Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки в. Сутеева «Палочка-выручалочка».
|
2. | Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо. | Беседа о своих поступках и поступках товарищей, сравнение их с поступками персонажей литературных произведений. | Занятие «Узнай себя». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза. Мини-этюды «Медвежата», «Хитрая лиса». Работа над сказкой «Два жадных медвежонка». | Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка». Подбор масок и атрибутов для сказки.
|
3. | Наша армия родная. | Беседа о разных родах войск, мужестве и отваге наших защитников. | Занятие «Русский солдат – умом и силой богат». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание песен об армии). Игра «Угадай-ка». Игры-импровизации. Сюжетные сценки. Сюжетно-ролевая игра «На боевом посту».
| Рассматривание иллюстраций с изображением солдат разных родов войск. Отгадывание загадок. Чтение отрывков из стихотворений и рассказов об армии (С.Баруздин «Шел по улице солдат», А. Гайдар «Поход», А. Митяев «Наша армия родная»). Конструирование «Подарки для пап и дедушек». |
4. | Подготовка к празднику «Флотская душа». | Беседа о чрезвычайных происшествиях. Знакомство с профессиями: пожарный, милиционер, спасатель. Встречи с интересными людьми. | Занятие «Богатырские забавы». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание танца «Яблочко»). Работа над сказкой «Каша изтопора». Подготовка номеров, театральных постановок к празднику. | Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа». Подбор масок и атрибутов для сказки. Рисование «Наша армия родная». Аппликация «Пароход».
|
Март
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | «Здравствуй, весна!» | Беседа о весне. Народные приметы. | Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года – круглый год». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание песен). Постановка мини-спектаклей. | Рисование «Портрет любимой мамочки». Аппликация «Самые красивые цветы - маме». Разучивание стихотворений о весне.
|
2. | Утренник «Мамин день!» | Беседа о значимости мамы в жизни ребёнка. Разучивание стихотворений про маму. | Занятие «Мамины руки». Составление рассказа по серии картинок. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Игра «Найди по описанию». Работа над рассказом В. Осеевой «Печенье».
| Конструирование «Цветы для мамочки» (из полосок). Аппликация «Веточка берёзы в вазе». |
3. | «Чистота – залог здоровья!» | Беседа о творчестве К.И.Чуковского. | Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка (скороговорки). Словарная работа. Мини-этюды «Самовар», «Чашечка», «Медный таз». Работа над произведение Чуковского «Федорино горе». | Показ диафильма «»Федорино горе» (художник В. Дмитрук). Знакомство с произведением К.И. Чуковского «Федорино горе». Изготовление персонажей. Лепка «Праздничный сервиз».
|
4. | Творчество К.И. Чуковского. Выразительное чтение воспитателя с элементами драматизации детей. | Беседа о способах выражения состояния персонажа с помощью мимики, голоса, интонации. | Занятие «Телефон (по стихотворению К.Чуковского)». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Работа над произведением К. Чуковского «Телефон». | Показ диафильма «Телефон» (автор К. Чуковский, художник Б. Калаушин). Подготовка атрибутов и масок для персонажей. Отгадывание загадок. Рисование «Салфетка для бабушки». |
Апрель
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | Сценическое движение и пластика. Куклымарионетки. | Знакомство с техникой управлениякуклами - марионетками. Создание мини-этюдов. | Занятие «Сочиняем сказку». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение в ведении куклы(темп, ритм движений, плавность - резкость). Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Этюды «Танец маленькой пчёлки». Импровизация «Продолжи сказку». | Слушание музыки. Рисование «Травушка-муравушка», «Апрель, апрель, на дворе звенит капель». Чтение рассказов о насекомых. Экскурсия в весенний парк. Дидактическая игра «Времена года». |
2. | Куклы марионетки. Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословице.
| Способы управления куклами - марионетками. Представления детей о жанровых особенностях. Переносное значение образных слов и словосочетаний. | Занятие «В большом деле и маленькая помощь дорога». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи». Отработка навыков ведения куклы. Этюды «Ку-ка-ре-ку!», «Подсолнух». Обыгрывание русских народных песен: «Позолоченная прялица», «Песня пахаря», «Во кузнеце». Музыкальная загадка «Покажи как ходит петушок» (В. Агафонников «Не ездок, а со шпорами»). Работа над сказкой «Хитрый петушок». | Беседа о перелётных и домашних птицах. Просмотр диафильма «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассматривание иллюстраций. Аппликация «Петушок на жердочке». Изготовление декораций и атрибутов.
|
3. | Творчество С.Я. Маршака.
| Знакомство с произведениями С.Я. Маршака. Рифма. | Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание песен). Игра «Угадай-ка». Музыкальная загадка «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка» (В. Агафонников «Вся мохнатенькая»). Игры-импровизации. Драматизация стихотворения «Усатый - полосатый». | Чтение стихотворений С.Я. Маршака. Отгадывание загадок. Рисование «Усатый - полосатый» (по стихотворению С. Маршака). |
4. | Творчество С.Я. Маршака. Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо. | Юмор, озорная шутка в произведениях С.Я. Маршака. | Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Музыкальная пауза (разучивание колыбельной). Работа над сказкой С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». | Знакомство со сказкой «Сказка о глупом мышонке». Подбор масок и атрибутов для сказки. Лепка «Ваза для весенних цветов
|
Май
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Другие виды работы |
1. | «Кем быть?» | Ознакомление детей с различными профессиями. | Занятие «Город мастеров». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Сюжетно-ролевая игра «Повар». Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
| Просмотр диафильма «Все работы хороши, выбирай на вкус». Отгадывание загадок. Экскурсия на кухню детского сада. Конкурс рисунков «Все профессии важны». Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Приготовление весеннего салата, сервировка стола. Повторение правил поведения за столом. |
2. | Тематическое занятие «День Победы!» | Беседа о войне и мире. | Занятие «Зимушка-зима». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Звездочки». Пантомимы «Самолёт», «Капитан корабля».
| Чтение стихотворений о победе, мире, весне. Рассматривание картинок, иллюстраций. Слушание песен военных лет. Аппликация «Салют». |
3. | Весна в природе. | Беседа о весне (обобщающая). Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, растёт трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). | Занятие «У солнышка в гостях». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы». Этюд «Стрекоза», «В гнезде». Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы». Знакомство со словацкой сказкой «У солнышка в гостях». Инсценировка с куклами бибабо «У солнышка в гостях». | Рисование «Что мы видели в лесу?» Слушание звуков леса. Игра «Отгадай, чей голосок?» |
4. | В гости к лету. Итоговое занятие. | Беседа о разновидностях режиссерских игр: настольные (театр игрушек, театр картинок), стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр); игры-драматизации (пальчиковый театр, куклыбибабо, марионетки), музыкальные игры, игры-импровизации и т.п. | Работа над сценарием игровой программы «В гости к лету». Подготовка музыкальных номеров. Инсценирование стихотворений олете. Подготовка лучших инсценировок сказок и стихотворений, театрализованных игр, игр-драматизаций (по выбору детей). Концерт для родителей и детей младших групп детского сада.
| Выставка рисунков «Хорошо, что снова лето!» Подготовка и изготовление необходимых атрибутов, масок и декораций. Аппликация «Стрекоза на лугу». |
Список литературы:
1.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
3.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
6.Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
8.Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Веселый балаганчик"
Программа кружка "Веселый балаганчик" по театрализованной деятельности, для детей 5-7 лет....
Программа кружка "Речевой балаганчик" 2015-2016г.г.
интересный материал для развития речи детей через театрализованную деятельность....
Программа развития диалогической речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Веселый балаганчик».
Проблема развития диалогоической речи дошкольников всегда имела место в педагогике и психологии. Цель этой пронраммы, заключаеться в создании условий для развития диалогической речи детей дошкольного ...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей средствами циркового искусства «Балаганчик»
Для дошкольников 5-7 лет, срок реализации 2 года...
Программа кружка "Волшебный балаганчик"(старшая группа)
Аннотация: В данной программе отражен новый подход к организации, содержанию и методам работы в театральном кружке. Особое внимание уделено социально-личностному и художественно-эстетич...
Программа ДОП "Весёлый балаганчик"
Программа по дополнительной образовательной программе для старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Балаганчик"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Балаганчик"...