Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей средствами циркового искусства «Балаганчик»
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Для дошкольников 5-7 лет, срок реализации 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsirkovaya_studiya.docx | 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –ДЕТСКИЙ САД № 29 «Улыбка»
Вязниковского района Владимирской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педсовета № ___ Заведующий
МБДОУ ЦРР № 29
от «____» _______20__ _________
Л.С Голубева
«____»_____________20_____
Дополнительная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
средствами циркового искусства
«Балаганчик»
Возраст детей от 5 до 7 лет
Срок реализации 2 года
Автор-составитель: Серова
Наталья Геннадьевна воспитатель
Вязники
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Балаганчик» имеет физкультурно-спортивную направленность.
По уровню усвоения - общекультурная.
Цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных, площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Интерес к цирку не угасает и в наши дни. В наш город очень редко приезжают цирковые артисты, а дети очень любят цирк, поэтому в нашем детском саду организована цирковая студия «Балаганчик», в которой педагоги, дети и их родители сами создают цирковые представления и выступают с ними в детском саду и за его пределами.
Цирковая студия «Балаганчик» позволяет совершенствовать двигательные возможности детей, развивать физические качества, устранять стеснительность и скромность через увлекательное овладение элементами циркового искусства.
Новизной данной программы является то, что автором используется новое решение проблем дополнительного образования, т.е. обучение детей цирковому искусству, построено на комплексном освоении различных видов и творчества, и спорта.
Так же, новизна данной программы заключается в использовании педагогом в работе здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни очень актуальна. В условиях технического прогресса резко снижается двигательная активность взрослых и детей. Именно в период 5-7 лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Применение полученных знаний, умений и навыков данного вида творчества в повседневной деятельности мотивирует детей на создание индивидуального творческого продукта (номера). Используемые формы, методы и средства, в ходе образовательного процесса, значительно расширяют кругозор детей.
Цель: достижение физического совершенства детей, через овладение и ознакомление с жанрами циркового искусства и максимальное раскрытие творческих способностей детей, посредством приобщение к миру культуры цирка - создание и постановку цирковых номеров и театрализованных представлений.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с теоретическими основами цирковой культуры и с основными цирковыми жанрами;
- обучить основным элементам акробатики, жонглирования и эквилибристики;
- сформировать у детей знания об основных цирковых терминах и правилах техники безопасности при выполнении сложных упражнений.
Развивающие:
- сохранять эмоциональное благополучия детей на занятиях;
- развивать способности анализировать свою деятельность, приобщить к здоровому образу жизни и укрепить у воспитанников физическое здоровье (развитие координации, правильной осанки, пластики, выносливости);
- развить умение работать в команде, способность к совместной творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, культуру общения с окружающими и культуру поведения на сцене во время выступления;
- воспитывать активность, целеустремлённость, настойчивость и упорство, терпение и волю, трудолюбие, аккуратность, умение довести начатое дело до конца;
- воспитывать уважение к традициям детского сада.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Данный методический материал был создан на основе 15-летнего опыта ведения дополнительного образования по данной теме. Автором данной программы был использован материал программы дополнительной образовательной программы «Старт». авт. Л.В. Яковлева, Р.А.Юдина.
В данном методическом материале особое внимание уделяется социализации личности в коллективе. Программа направлена не только на развитие у детей мотивации к двигательной активности и совершенствование физических показателей, но и на развитие качеств личности, необходимых для общения в группе (общительности, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, смелости, уверенности в себе, высокого самоконтроля, адекватной самооценки), а также на формирование позитивных норм поведения и основ коммуникативной культуры.
Цирковой репертуар постоянно обновляется и расширяется новыми постановками. Репертуар может подбираться и варьироваться в соответствии с составом коллектива и тематикой предстоящих выступлений.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Программа адресована дошкольникам (девочкам и мальчикам) 5-7 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Воспитанники должны иметь медицинские справки о состоянии здоровья и допуск к занятиям с физической нагрузкой. Степень предварительной спортивной подготовки не требуется.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 10 человек; второй год обучения — 10 человек.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 2 года:
1 год обучения: 48 часов в год,
2 год обучения: 48 часов в год.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия группы детей 1 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 30 минут,
Занятия группы детей 2 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Формы организации деятельности детей:
- групповая,
- подгрупповая,
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- занятие-игра,
- беседа, как часть занятия,
- диагностическое занятие,
- тренировки различных видов,
- репетиции,
- проведение мастер-классов по цирковому мастерству,
- подвижные игры,
- показательные выступления,
- соревновательные игры,
- конкурсы, выступления и концерты, фестивали.
Методы
- словесный (рассказ, беседы, объяснение инструктаж по техника безопасности при работе в зале);
- наглядный (показ упражнений педагогом, просмотр видеоматериалов);
- практический (репетиция, участие в концертных программах, самостоятельное составление комплексов упражнений).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы:
- познакомятся с теоретическими основами цирковой культуры и с основными цирковыми жанрами;
- обучатся основным элементам акробатики, жонглирования и эквилибристики;
- сформируются знания об основных цирковых терминах и правилах техники безопасности при выполнении сложных упражнений.
Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:
- сохранят эмоциональное благополучия на занятиях;
- разовьют способности анализировать свою деятельность, приобщатся к здоровому образу жизни и укрепят физическое здоровье (разовьют координацию, правильную осанку, пластику, выносливость);
- разовьют умение работать в команде, способность к совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:
- воспитают эстетический вкус, культуру общения с окружающими и культуру поведения на сцене во время выступления;
- воспитают активность, целеустремлённость, настойчивость и упорство, терпение и волю, трудолюбие, аккуратность, умение довести начатое дело до конца;
- воспитают уважение к традициям детского сада.
Результаты освоения программы:
В развитии личностных качеств:
- любовь к цирковому искусству;
- желание тренироваться;
- умение радоваться успехам товарищей;
- уверенность в себе, доверие друзьям;
В образовательной деятельности:
- знания основных жанров циркового искусства;
- знание и соблюдение техники безопасности на тренировках и выступлениях;
- владение своим телом;
- правильное выполнение основных акробатических элементов;
- сформированность сценической культуры в результате активной концертной деятельности.
- участие воспитанников в праздниках ДОУ, городских конкурсах и фестивалях;
Формы отслеживания образовательных результатов:
- проведение психолого-педагогических исследований и диагностики;
- анкетирование родителей;
- открытое занятие.
Так же, педагогом систематически проводится диагностика, направленная на выявление степени освоения образовательной программы дошкольниками. Диагностика проводится в начале и конце учебного года, что позволяет находить наиболее эффективные формы взаимодействия со всеми детьми в частности с каждым ребёнком.
Формы контроля качества образовательного процесса и его результатов:
1. Вводный контроль (тестирование, диагностическое тестирование).
2. Промежуточный контроль (выступление на праздниках).
3. Итоговый контроль (апрель-май).
Формы аттестации воспитанников:
- Тесты на общую физическую подготовку;
- Выполнение контрольных упражнений, демонстрация освоенных комплексов упражнений. Самостоятельная творческая работа по составлению индивидуального номера;
- Выступления на праздниках, творческих отчётах, конкурсах, фестивалях.
Контрольные упражнения для развития силы, выносливости, ловкости и гибкости из программы «Старт» Яковлева Л.В., Юдина Р.А.
К концу первого года обучения:
№ п\п | Упражнение | Дозировка |
1. | Бег на 30 метров | |
2. | Челночный бег 3 10м | |
3. | Бег на 300 м | |
4. | Прыжок в длину с места | |
5. | Прыжок в длину с разбега | |
6. | Прыжок в высоту с места | |
7. | Прыжок в высоту с разбега | |
8. | Прыжки через скакалку | |
9. | Метание вдаль правой и левой рукой | |
10 | Метание вдаль двумя руками из-за головы | |
11 | Метание в вертикальную цель правой и левой рукой | |
12. | Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой | |
13. | Перебрасывание мяча в паре. | ˅ |
14. | «Уголок» (мальчики) | |
15. | Отжимание на полу (мальчики) | |
16. | Гибкость | |
17. | Растяжка | |
18. | Ловкость | |
19. | Равновесие на гимнастической скамейке. | |
20. | Виды спорта и упражнения, к которым ребёнок проявляет интерес | |
21. | Виды спорта, в которых проявляются спортивные способности ребёнка |
К концу второго года обучения:
№ п\п | Упражнения | Дозировка |
1 | «Мост» из положения лежа и стоя | ˅ |
2 | Шпагат на «свою» ногу | ˅ |
3 | Комплекс упражнений на «катушках» | ˅ |
4 | Переворот боком («колесо») | ˅ |
5 | Жонглирование мячами: 2 мяча, методом «крест» | ˅ |
6 | Жонглирование кольцами: 2 кольца методом «крест» | ˅ |
7 | Жонглирование в парах 4 кольцами параллельно | ˅ |
8 | Стойка на руках со страховкой у стенки | ˅ |
9 | Комплекс упражнений с обручами | ˅ |
10 | Комплекс упражнений с кольцами | ˅ |
11 | Комплекс упражнений с лентами | ˅ |
12 | Акробатические упражнения в парах без подъема партнера | ˅ |
13 | Акробатические упражнения в парах с подъёмом партнера | ˅ |
14 | Комплекс упражнений на скакалке | ˅ |
15 | Комплекс упражнений в прыжках через канат | ˅ |
16 | Прыжки на батуте с поворотами и заданиями | ˅ |
17 | Прямые шпагаты | ˅ |
18 | Кувырки и перекаты | ˅ |
19 | Ловля колец шпагами | ˅ |
Формы отслеживания образовательных результатов:
- Аналитическая справка
- Итоговый концерт на день смеха «Цирк зажигает огни»
- Участие в районных творческих конкурсах
- Участие в интернет конкурсах
- Грамоты и фото-отчёты
- Сертификат на публикацию на сайте
- Статья « К вопросу организации детской цирковой студии «Балаганчик» на основе этнополикультурного подхода» на научно-практической конференции с международным участием «Полиэтнокультурный подход в образовании и воспитании» (Владимир, ноябрь 2015г)
- Отзывы родителей.
- Поступление детей в различные секции и школы физической направленности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Цирковое искусство | 2 | 1 | 1 |
3 | Ритм и музыка | 2 | 2 | |
4 | Общая физическая подготовка | 8 | 8 | |
5 | Специальная физическая подготовка | 8 | 8 | |
6 | Гимнастика | 6 | 1 | 5 |
7 | Акробатика | 6 | 1 | 5 |
8 | Оригинальные жанры | 6 | 2 | 4 |
9 | Постановка номеров | 4 | 1 | 3 |
10 | Концерты, выступления | 4 | 4 | |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
2 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов всего | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Актёрское мастерство | 2 | 1 | 1 |
3 | Общая физическая подготовка | 4 | 2 | |
4 | Специальная физическая подготовка | 6 | 8 | |
5 | Гимнастика | 6 | 8 | |
6 | Акробатика | 6 | 1 | 5 |
7 | Оригинальные жанры | 8 | 1 | 5 |
8 | Пантомима | 2 | 2 | 4 |
9 | Постановка номеров | 6 | 1 | 3 |
10 | Концерты, выступления | 6 | 4 | |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для занятий по программе требуется музыкальный зал для концертных выступлений и спортивных тренировок,
реквизит на каждый цирковой жанр:
- мячи, кольца, булавы- по 20 шт
- катушка- 3 шт.
- ходунки-6 шт.
- хула-хупы- 30 шт.
- ленты гимнастические- 10- шт.
- большая скакалка -2 шт.
- канат- 2 шт.
спортивный инвентарь:
- мячи, гимнастические палки и скакалки на каждого обучающегося
- перекладины для подтягивания в висе — 2 шт.
- спортивные маты для акробатики- 6 шт.
- резиновые эластичные бинты на каждого обучающегося
- гимнастические скамейки — 5-6 шт.
- гимнастическая стенка — 12 пролетов
- акробатическая дорожка
- батут -1 шт.
- тренажёры 3шт.
информационное обеспечение:
- ноутбук,
- колонки,
- аудио, видео, фото,
- интернет источники.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Воспитатель
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа «Старт» Яковлева Л. В., Юдина Р.А.,- М., Владос, 2003 г.
- Программа «Развивающая педагогика оздоровления» Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. –М.: Линка-Пресс., 2000 г.
- Инструкции по охране труда.
Дидактические материалы:
- Схемы и плакаты освоения технических приемов акробатики.
- Карточки, схемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Литература для педагогов:
- Александровская М.В. Тренинг актерской психотехники. - Екатеринбург, 1992
- Андерсон Боб «Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов» Москва, 2007
- Бардиан Ф. Цирк на пяти континентах. «Искусство» М. 1987
- Баринов В.А. «Художественно- образная структура циркового искусства» МГУКИ, 2005
- Бауман Н. Э. «Искусство жонглирования», Москва ГУЦЭИ. 2001
- Березнёва Д.С.Энциклопедия фокусов. «Парадокс» г.Минск.1999г.
- Богословский Н.С. забавно, грустно и смешно. «Эксмо» М. 2002
- Гиппиус В. Сценическая педагогика. - Л., Сборник статей ЛГИТМИК, 1976
- Гурович А.Б. На арене и вокруг нее. «Искусство» М. 1990
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.. Искусство 1978
- Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. - М.. Искусство «Советская Россия» 1974
- Захаров Р. Работа балетмейстера с исполнителями. – Москва «Искусство» 1967
- Ибрагимов Т. Еще раз о ходьбе. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986
- Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой деятельности. Псков. 1998
- Козлов В.В. Физическое воспитание детей в УДО «Акробатика» «Владос» М. 2003
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М., Тандем, 1998
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие. - Ярославль, Академия развития, 1996
- Литвинец П.Б. А. И. Темкин. Сценический грим и парик. - М.. Искусство, 1955
- Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. Учебное пособие. - М., Искусство, 1976
- Никулин Ю.В. Мир цирка. «Кладезь» М. 1995
- Никулин Ю.В. Почти серьезно. «Терра» М. 1994
- Орлов В.А. Искусство смелых, сильных, ловких. «Народный свет» г.Минск. 1988
- Поляк А.А. Уроки грима (в помощь народному театру и художественной самодеятельности). - М., Музыкальный фонд СССР, 1962
- Ткаченко Б.И. «Нормальная физиология человека» Санкт-Петербург, 2004
- Уральская В.И. Природа танца. – Москва «Советская Россия» 1981
- Шмайлов М.Г. «Мастерство актера» методическая разработка. – Л., ЛГИТМИК, 1990
Литература для детей:
- Бабушкин Л. И. «Цирк в объективе», М.: ГУЦЭИ. 1985
- Барди Ф. «Под цирковым шатром» Саратов 1973
- Баринов А. В. «Эквилибристика», М.: ГУЦЭИ. 1992
- Баринов В.А. «Цирк в эмоциях» ЛКИ,2010
- Быртен А. «Под брезентовым небом» «Советский писатель» М. 1989
- Гольцов А. и др. Пособие по гриму. - М.. ВТО, 1961
- Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. – М, 1952
- Ежи Гротовский «От Бедного Театра к Искусству-Проводнику» - М., «АРТ»,2003
- Иванова О.А., Дикаревич Л.М. Аэробика плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. № 1. С. 42–43. 1993
- Кемеровский А. Пластическая выразительность актера. - М., 1976
- Кох З. «Вся жизнь в цирке» «Искусство» М. 1983
- Кох. Основы сценического движения. - Л., «Искусство», 1970
- Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М., «Искусство», 1978
- Макарав С.М. «Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истории циркового искусства» МГУКИ,2009
- Макаров В.А. «Театрализация цирка» Лаброком, 2012
- Малышка М. и др. Грим и костюм в современном спектакле. -М., Искусство. 1963
- Маркова Е. Современная зарубежная литература. «Искусство» М. 1985
- Маркова Елена. Современная зарубежная пантомимам. – М., «Искусство», 1985
- Никулин Ю.В. «Цирковые клоунады, репризы» «Советская Россия» М. 1970
- Никулин Ю.В. Мир цирка. «Кладезь» М. 1995
- Питер Брук «Пустое пространство», «Секретов нет» - М., «А.Р.Т.», 2002
- Румянцев Н. «Карандаш» «Искусство» М. 1987
- Румянцев Н. «Над чем смеется клоун» «Искусство» М. 1987
- Славский Р. «Встречи с цирковым прошлым». «Искусство» М. 1989
- Станиславский К.С. «Работа актера над собой», Чехов М.А. «О технике актера» - М, «АРТ», 2001
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Т. 1-2. – Л., 1980
- Успенский В. Очарованные цирком. «Скандинавил» СПб. 1995
- Фридкин Г.А. Музыкальная грамота. М., «Сов. Россия», 1970
- Шпеер А.Я. Цирк. «Сов. энциклопедия» М. 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования
дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей "Детская телестудия Телевичок"
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей "Детская телестудия "Телевичок" (возраст детей 5-7 лет). Срок реализации программы: 1 год.Автор программы: музыкальный руковод...
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей «Детская телестудия «Телевичок»
Дополнительная общеразвивающая программа образования детей"Детская телестудия "Телевичок" . Возраст детей 5-7 лет. Срок реализации 1 год. Автор: музыкальный руководитель МАДОУ "Дет...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Дополнительная общеразвивающая программа образования физкультурно - спортивной направленности "Русские шашки"
Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шашки - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у...
Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...