Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе по теме "Широкая Масленица"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В данном материале представлен алгоритм занятия по всем образовательным областям: "Познавательное", "Социально-коммуникативное", Художественно-эстетическое;, "Речевое", "Физическое". Форма занятия представлена ввиде игры, использованы различные наглядные и дамонстративные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_6.docx | 149.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Екатериновская основная общеобразовательная школа»
Дошкольная группа
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Воспитатель дошкольной группы
Т.Ф.Архипова
ЦЕЛЬ:
- Формировать интерес к традициям русского народа;
- Учить строить логические рассуждения;
- Формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- формирование представлений о культуре своей страны;
- формирование представлений о народных обычаях и обрядах;
- познакомить с обрядовыми играми и забавами.
Коррекционно – развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие словесно – логического мышления, произвольного внимания, памяти;
- расширение кругозора, обогащение словарного запаса .
Воспитательные:
- воспитание интереса к культуре своей страны;
- воспитание чувства дружбы и коллективизма.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- беседы о русских народных традициях, обычаях и праздниках;
- разучивание стихов и песен про масленицу, закличек весны;
- разучивание русских народных игр и забав;
- раскрашивание готовых шаблонов-рисунков на тему Масленицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- сформированы умения осуществлять контроль и оценку правильности своих учебных действий, поиск путей преодоления своих ошибок;
- сформирована произвольность психических процессов, речевые умения, знания о русских народных праздниках, в частности, о масленице.
ОБОРУДОВАНИЕ: снежки из ваты, мешочек с мелкими предметами, разрезные картинки, предметные картинки, зонт с лентами, готовые шаблоны-рисунки солнца, цветные карандаши.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
компьютер, презентация, запись русских народных песен и наигрышей.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: масленица, ярмарка, петрушка, карусель.
ХОД ЗАНЯТИЯ: /Под русскую народную музыку дети вместе с воспитателем входят в зал./
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас гости, давайте их поприветствуем (дети здороваются с гостями).Гостей мы поприветствовали, теперь поприветствуем друг друга. Коммуникативная игра «Доброе утро!» (Дети встают лицом друг к другу) Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» (правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки) Доброе утро! (выставляют левые руки и прислоняют ладошки) Солнцу и птицам! (поднимают руки вверх) Доброе утро (машут руками) Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу). И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Воспитатель: -А сейчас занимайте свои места. Какой сегодня замечательный день! Какое время года сейчас у нас? (дети отвечают). -А почему вы так решили? На улице сугробы, холодно, а я утверждаю, что сейчас зима (дети называют признаки весны, объясняют свои высказывания). -Да, правильно, скоро прилетят птицы, снег растает, побегут ручьи. А чем ещё привлекательна весна? (дети отвечают), (Слайд) - Да, с приходом весны к нам приходит праздник Масленица! Ребята, а как вы понимаете, что такое Масленица? ( это проводы зимы и встреча весны, пекут блины, устраивают народные гулянья). -Сколько дней длится Масленица? Правильно, семь дней. Давайте перечислим их (дети называют дни недели). - В течение всей этой недели народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. - На масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, взятие снежных городков, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами. - Ребята, как вы думаете, что символизируют блины, на что они похожи? -Давайте споём песню про блины. Песня «Ой блины, блины, блины»( Текст в приложении) -Ребята, а чтобы быстрее пришла весна, что раньше делали на Руси? (зазывали весну),давайте и мы с вами позовём весну! (Дети встают в круг и произносят закличку): Коммуникативная игра-закличка весны Приди, весна, с радостью, с великой к нам милостью! Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем! Март, март – солнцу рад! Апрель, апрель – откроет дверь, Май, май – сколько хочешь гуляй! Весна- красна, что принесла? Красное солнышко, тёплое летечко! Весна-красна, на чем пришла, на чем приехала? На жордочке, на бороночке, На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.
2.1. Знакомство с обычаями праздника - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу – чучело. Народ с этого дня начинал печь блины. Вторник – заигрыши. С этого дня начинались игры и развлечения. Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на молодых людей.
Эта встреча символизировала проявление уважения семье жены. Суббота – золовкины (сестра мужа) посиделки. В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. За столом собиралась вся семья, все пели, ели, веселились. Последний день Масленицы – прощеное воскресенье (проводы). В этот день люди просят друг у друга прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Пепел от сожженной Масленицы надо развеять по полю, чтобы был хороший урожай. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Давайте, и мы с вами перенесемся в те далекие времена, и примем участие в этом веселом празднике. | |
2.2. Прощание с зимой -Какое сейчас время года? -А какой месяц? -По календарю весна уже наступила, но погода пока зимняя, но скоро придет настоящая весна, станет тепло, растает снег. Давайте, мы с вами, сначала, попрощаемся с зимой. Отгадайте загадки про зиму и все, что с ней связано 1) Бел, да не сахар, нет ног, а идет? 2)Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет – когда это бывает? 3) Бегут по дорожке Доски да ножки. 4) Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. - Молодцы, а чем вам нравится зима? - Какие зимние забавы вы любите?
- Мы с вами поиграем в снежки. Разделитесь на 2 команды. У каждой команды одинаковое количество снежков (из ваты). На полу обозначена линия, за нее заступать нельзя. Вам надо забросить снежки в корзину. Выиграет та команда, у которой окажется больше снежков в корзине.
- Зиму проводили, теперь можно и весну встречать. -Ребята, а чтобы быстрее пришла весна, что раньше делали на Руси? (зазывали весну),давайте и мы с вами позовём весну! (Дети встают в круг и произносят закличку): Коммуникативная игра-закличка весны Приди, весна, с радостью, с великой к нам милостью! Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем! Март, март – солнцу рад! Апрель, апрель – откроет дверь, Май, май – сколько хочешь гуляй! Весна- красна, что принесла? Красное солнышко, тёплое летечко! Весна-красна, на чем пришла, на чем приехала? На жордочке, на бороночке, На овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.
Давайте мы сейчас споём песню про масленицу. Песня «Как вставала я ранёшенько…»(Текст в приложении) Ребята, а где обычно проводили Масленицу? На ярмарке. Ярмарка – это место для торговли на площади с играми, песнями, плясками. (Слайд) А что обычно делают на ярмарке на Масленицу? (Пекут блины, устраивают театральные представления, конкурсы, игры, продают разные товары). Ещё на ярмарке есть карусели (Слайд). Давайте и мы отправимся с вами на ярмарку. Хотите покататься на карусели? (Воспитатель достаёт зонт). А что же это за карусель? Не было доселе ярмарки без карусели. Как же нам исправить ситуацию, что необходимо сделать? (дети предлагают завязать ленты). Я предлагаю купить ленты. Будем ленты искать, карусель исправлять. Чтобы ленты покупать, заданья надо выполнять.
Верещунья, белобока, А зовут её…..(сорока) (Слайд) Да, вот сорока продаёт свой товар. -Я сорока-белобока, далеко летала, много видала. Разный товар собирала, брала, что видела. Много лишнего набрала. Воспитатель: Давайте посмотрим, что за товар продаёт сорока. Игра «Угадай-ка (В мешочке находятся разные мелкие предметы – кольцо, бусы, прищепка, монета, гвоздик, ключ. Необходимо с помощью рук нащупать и определить, что это за предмет, на что похож, из чего сделан) (Слайд) Воспитатель: Трудное было задание? Но вы молодцы, хорошо с ним справились. Получайте ленточку и привязывайте её к зонту (воспитатель даёт одному из детей ленточку, тот привязывает её к зонту). Идём дальше по ярмарке. И кого же мы здесь встретили?
Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?..... (Емеля – ответ детей)(Слайд) У него мы купим ленту, но только надо помочь Емеле собрать все блины. Игра «Собери пазл» (Необходимо собрать кусочки блинов так, чтобы каждый раз получался целый блин) Фото в приложении 3 (После выполнения задания воспитатель даёт одному из детей ещё одну ленту, которая привязывается к зонту)
Дома не был я давно, всё пропало из него. Кто это? (Домовой. Слайд) Вот и домовой продаёт разные товары. Сложил всё в одну кучу, надо помочь разложить весь товар. Надо ответиь что это: игрушки , посуда или одежда? Игра «Классификация предметов». (На столе предметные картинки «Игрушки», «Посуда», «Одежда». Они все перемешаны. Необходимо рассортировать их). Домовой очень доволен и дарит вам ещё одну ленточку (ленту один из детей привязывает к зонту).
-Ленты просто не отдам, вам задание задам. Игра «Сосчитай и разложи по размеру» (На столе 10 блинов разного размера .Нужно пронумеровать их от самого большого до самого маленького и разложить ). И с этим заданием вы справились, держите ещё одну ленту (дети привязывают ленту к зонту). Динамическая пауза Ребята, на ярмарке не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, кА могли: пели песни, плясали, мерились силой, ремеслом хвалились, дарили подарки. И я предлагаю вам немного поиграть. Только с кем? Отгадайте.
Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке, Он весёлая игрушка, и зовут его….(Петрушка – ответ детей)(Слайд) Петрушка предлагает поиграть в игру – конкурс. Конкурс «Ходьба на трёх ногах» (Дети делятся на две команды, встают в пары. Каждой паре завязывают по одной ноге: правую ногу одного ребёнка с левой ногой другого ребёнка. Они должны обойти кеглю и вернуться на место. Далее делают то же самое другие пары). Петрушка очень доволен и хочет подарить вам ленту за вашу активность (пятая лента привязывается к зонту)
Игра «Собери картинку» ( На двух столах разрезные картинки чайников с разным количеством деталей – для детей старшего и среднего возраста, и для детей подготовительного к школе возраста. Дети собирают картинку). (Фото в приложениях 4-для старшей и средней подгрупп и 5-для детей подготовительной подгруппы) Спасибо, ребята! Вы помогли Царевне- Несмеяне, и она дарит вам ленточку (воспитатель даёт ещё одну ленточку одному из детей – по очереди, тот привязывает её к зонту)
Воспитатель: Вот и собрали мы карусель. Выходите к карусели, берите за ленты, заводите карусель! Еле, еле, еле, еле закрутились карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, дети, не шумите, карусель остановите! Вот и побывали мы с вами на ярмарке. Понравилось вам? Расскажите, что вам больше всего понравилось, чем мы с вами занимались? О каком большом праздник мы с вами сегодня говорили? Правильно, про Масленицу! Ну, а какая же Масленица без солнышка, ведь на Масленицу мы провожаем зиму, а встречаем весну. Посмотрите, какое у нас красивое солнышко (слайд), сейчас каждый из вас тоже сделает по солнышку. Я раздам, подготовленные заранее шаблоны, а вы их раскрасите цветными карандашами. На этом наше занятие закончено, всем спасибо, всего вам хорошего! |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Песня «Ой, блины, блины, блины…»
- Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! / 2 раза/
- Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! / 2 раза/
- Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои! / 2 раза/
- Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! / 2 раза/
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Песня «Как вставала я ранёшенько…»
- Как вставала я ранёшенько,
Умывалась я быстрёшенько.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице.
- Как стояла я у жаркой печи
Выпекала кренделя и калачи.
Пришла к нам Масленица.
Принесла блины и маслице.
- С калачами – блины, шанежки
Для милого друга Ванечки.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице.
- Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся!
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице.
- Будем вместе хороводы водить,
Надо нам ещё и зиму проводить!
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице. / 2 раза/
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приложение 4
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе «Наша Масленица».
Знакомство детей с историей и традициями русского народа....
Конспект открытого занятия в средней группе "Приди, Масленица!"
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района города Санкт-Петербурга. Конспект открытого занятияв средней группе «Б...
Конспект открытого занятия для разновозрастной группы «Берегите лес – лес наше богатство»
Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаро...
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе детей среднего дошкольного возраста «Космос, мы с тобой!»
Цель: закрепить и углубить знания детей о дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о самом празднике. Воспитывать патриотические чувства детей на примере подвига первого космонавта,...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»...
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур»
Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У ...
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: "Расписные ложки Белогорья"
Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада. Занятие по своим задачам и материал соответствовали возрасту детей.Цель: Ознакомление ...