Самообразование
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Формирование навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Формирование навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Актуальность выполнения индивидуального целевого проекта
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато воспитание речевого поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Проблема рассматривается с точки зрения нарушения взаимоотношений между языковым и познавательным развитием детей, которое отражается на процессе формирования коммуникативных умений. В свою очередь, задержка формирования коммуникативной функции речи затрудняет процесс овладения нормами речевого поведения, благоприятного вхождения детей в общество сверстников и позитивного взаимодействия с взрослыми, то есть социализации.
Таким образом, специальное изучение вопроса формирования коммуникативной компетентности позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной, а сознательное освоение этических норм и правил поведения поможет ребенку стать более активным участником речевого общения.
Проблема
Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности и при адаптации в школе.
Проблема (на уровне ребенка): Хочу научиться быть вежливым.
Цели и задачи проекта
Цель: Создание условий для усвоения детьми представлений о коммуникативных способностях.
Задачи:
1. Формировать представления о культуре поведения и основах речевого этикета на основе знакомства с базисными нравственными категориями.
2. Формировать коммуникативные умения у детей, ввести в активный словарь определенный набор этикетных формул.
4. Воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.
5. Приобщать родителей к совместной работе над вышеизложенными задачами.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Срок реализации: с сентября 2015 по май 2016 года.
Участники: Дети, родители (законные представители), воспитатель подготовительной группы Маркарян М.В.
Рабочий план реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь).
1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
2. Изучение содержания по данной проблеме.
3. Составление сроки реализации проекта: сентябрь – май 2015/2016 учебный год.
Организационный этап (сентябрь)
1. Создание положительной мотивации участников проекта.
2. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
3. Создание предметно – пространственной среды.
4. Подбор художественной литературы по формированию коммуникативных умений у детей.
5. Подбор диагностического материала к изучению уровня усвоения детьми социально – этических правил речевого поведения.
6. Подбор форм, методов, приемов работы по формированию у детей представлений об этических нормах и правилах речевого поведения.
Практический этап (октябрь-май)
1. Практическая деятельность всех участников проекта.
2. Создание копилки познавательно – этических бесед и сказок.
3. Конкурсы.
4. Семинары-практикумы для педагогов и родителей.
Заключительный этап (май)
1. Подготовка отчёта о проделанной работе.
2. Презентация проекта. Итоговое родительское собрание в нетрадиционной форме совместно с детьми – конкурс «Культура и мы».
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь. Тема: «Что такое этикет?»
Задачи: ∙ • • Познакомить с понятием «этикет».
∙ Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.
∙ Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Воспитывать культуру общения. Беседа «Что значит вежливый человек? »
Содержание:
∙ Беседа «Что значит вежливый человек? ».
∙ Игра-инсценировка «Учимся вежливости», игра «Доскажи словечко».
∙ Чтение произведений В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»,
∙ «Что легче?»,» Почему?»
∙ Н. Кульская «Невежливая вежливость»
Октябрь. Тема: «Вежливая просьба»
Задачи:
∙ Познакомить с разными формами выражения просьбы.
∙ Формировать навыки использования различных форм выражения просьбы.
Содержание:
∙ Проблемные ситуации.
∙ Игра «Вежливо-невежливо».
∙ Отгадывание ребуса со словом «пожалуйста»
Ноябрь. Тема: « Дружба»
Задачи:
∙ Познакомить с понятием «дружба», «настоящий друг».
∙ Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища.
∙ Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Содержание:
∙ Проблемная ситуация с показом кукольного театра.
∙ Л. Толстой «Два товарища».
∙ Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.
Декабрь. Тема: «Гости пришли»
Задачи:
∙ Познакомить с правилами приема гостей.
∙ Учить вежливо, беседовать с гостями.
∙ Ввести в речевой обиход вежливые выражения приветствия.
Содержание:
∙ Игра «Комплименты».
∙ С. Маршак «В гостях».
∙ Изготовление пригласительных билетов.
∙ Рассматривание иллюстраций «Правильно-неправильно».
Январь. Тема: «За чашкой чая»
Задачи:
∙ Познакомить с правилами поведения за столом.
∙ Учить использовать способы выражения приглашения
Содержание:
∙ Игра «Подбери посуду».
∙ Игровая ситуация с элементами беседы.
∙ Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе».
Февраль. Тема: «Праздники»
Задачи:
∙ Дать представления о праздничных днях и поздравлениях, ввести в речевой обиход выражения пожелания,
∙ Учить приносить радость близким людям в их дни рождения, готовить подарки.
Содержание:
∙ Игра «Дорогие слова».
∙ Игра-инсценировка «День рождение».
∙ Изготовление поздравительных открыток.
∙ Игра - куб «Вежливые слова»
Март. Тема: «Поведение в общественных местах»
Задачи:
∙ Формировать навык поведения в общественных местах.
Содержание:
∙ Проблемные ситуации.
∙ Сказка «На именины к дедушке Медведю»
Апрель. Тема: «Телефон»
Задачи:
∙ Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции
Содержание:
∙ А. Барто «Почему телефон занят? ».
∙ Игра «Профессии, где нужен телефон»
Май. Тема: «Вежливость ждут всегда»
Задачи:
∙ Развивать навык общения в типичных речевых ситуациях
Предполагаемые результаты
Сформированность у детей чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности друг к другу;
∙ Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе сверстников;
∙ Появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации;
∙ Улучшение отношений между родителями и детьми в семье;
∙ Использование детьми правил поведения в повседневной жизни: дети научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
∙ Повышение уровня педагогической культуры родителей;
∙ Проведение систематических бесед родителей с детьми на этические темы, чтение детям книг по данной теме.
Перспектива
На основе данного образовательного проекта разработать проект по приобщению детей к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...