Самообразование
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Маркарян Мариам Владимировна

Формирование навыков речевого этикета у детей  дошкольного возраста в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование навыков речевого этикета у детей  дошкольного возраста в условиях ДОУ»

 

Актуальность выполнения индивидуального целевого проекта

 

    Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начато воспитание речевого поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

     Проблема рассматривается с точки зрения нарушения взаимоотношений между языковым и познавательным развитием детей, которое отражается на процессе формирования коммуникативных умений. В свою очередь, задержка формирования коммуникативной функции речи затрудняет процесс овладения нормами речевого поведения, благоприятного вхождения детей в общество сверстников и позитивного взаимодействия с взрослыми, то есть социализации.

      Таким образом, специальное изучение вопроса формирования коммуникативной компетентности позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной, а сознательное освоение этических норм и правил поведения поможет ребенку стать более активным участником речевого общения.

                                                           Проблема

Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности и при адаптации в школе.

Проблема (на уровне ребенка): Хочу научиться быть вежливым.

Цели и задачи проекта

Цель: Создание условий для усвоения детьми представлений о коммуникативных способностях.

Задачи:

1. Формировать представления о культуре поведения и основах речевого этикета на основе знакомства с базисными нравственными категориями.

2. Формировать коммуникативные умения у детей, ввести в активный словарь определенный набор этикетных формул.

4. Воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.

 5. Приобщать родителей к совместной работе над вышеизложенными задачами.

 Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, групповой. 

Срок реализации: с сентября 2015 по май 2016 года.

Участники: Дети, родители (законные представители), воспитатель подготовительной группы Маркарян М.В.

                        Рабочий план реализации проекта

Подготовительный этап (сентябрь).

1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.

2. Изучение содержания по данной проблеме.

3. Составление сроки реализации проекта: сентябрь – май 2015/2016 учебный год.

Организационный этап (сентябрь)

1. Создание положительной мотивации участников проекта.

2. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

3. Создание предметно – пространственной среды.

4. Подбор художественной литературы по формированию коммуникативных умений у детей.

5. Подбор диагностического материала к изучению уровня усвоения детьми социально – этических правил речевого поведения.

6. Подбор форм, методов, приемов работы по формированию у детей представлений об этических нормах и правилах речевого поведения.

Практический этап (октябрь-май)

1. Практическая деятельность всех участников проекта.

2. Создание копилки познавательно – этических бесед и сказок.

3. Конкурсы.

4. Семинары-практикумы для педагогов и родителей.

 Заключительный этап (май)

1. Подготовка отчёта о проделанной работе.

2. Презентация проекта.  Итоговое родительское собрание в нетрадиционной форме совместно с детьми – конкурс «Культура и мы».

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь. Тема: «Что такое этикет?»

Задачи:         ∙ • • Познакомить с понятием «этикет».

                   Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.

      Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Воспитывать культуру общения. Беседа «Что значит вежливый человек? »

Содержание:

                    Беседа «Что значит вежливый человек? ».
                   Игра-инсценировка «Учимся вежливости», игра «Доскажи словечко».
                   Чтение произведений В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»,
                   «Что легче?»,»                        Почему?»                            
                   Н. Кульская «Невежливая вежливость»

Октябрь. Тема: «Вежливая просьба»

Задачи:     

                   Познакомить с разными формами выражения просьбы.
           Формировать навыки использования различных форм выражения просьбы.

Содержание:

                   Проблемные ситуации.

                   Игра «Вежливо-невежливо».

                   Отгадывание ребуса со словом «пожалуйста»

Ноябрь. Тема: « Дружба»

 Задачи:

                   Познакомить с понятием «дружба», «настоящий друг».

                   Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища.

                   Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

  Содержание:

                   Проблемная ситуация с показом кукольного театра.

                   Л. Толстой «Два товарища».

                   Заучивание пословиц и поговорок о дружбе.

Декабрь. Тема: «Гости пришли»  

Задачи:

                   Познакомить с правилами приема гостей.

                   Учить вежливо, беседовать с гостями.

                   Ввести в речевой обиход вежливые выражения приветствия.

Содержание:

              Игра «Комплименты».

              С. Маршак «В гостях».

              Изготовление пригласительных билетов.

              Рассматривание иллюстраций «Правильно-неправильно».

Январь. Тема: «За чашкой чая»

Задачи:

                   Познакомить с правилами поведения за столом.

                   Учить использовать способы выражения приглашения

Содержание:

        Игра «Подбери посуду».

        Игровая ситуация с элементами беседы.

        Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе».

Февраль. Тема: «Праздники»

Задачи:

                   Дать представления о праздничных днях и поздравлениях, ввести в речевой обиход выражения пожелания,

        Учить приносить радость близким людям в их дни рождения, готовить подарки.

Содержание:

        Игра «Дорогие слова».

        Игра-инсценировка «День рождение».

        Изготовление поздравительных открыток.

        Игра - куб «Вежливые слова» 

Март. Тема: «Поведение в общественных местах»

Задачи:

                   Формировать навык поведения в общественных местах.

Содержание:

                   Проблемные ситуации.

                   Сказка «На именины к дедушке Медведю»

 Апрель.  Тема: «Телефон»

Задачи:

        Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции

 Содержание:

        А. Барто «Почему телефон занят? ».

        Игра «Профессии, где нужен телефон» 

Май. Тема: «Вежливость ждут всегда»

 Задачи:

        Развивать навык общения в типичных речевых ситуациях

               Предполагаемые результаты

          Сформированность у детей чувства сплоченности, сопереживания друг за друга, доброжелательности друг к другу;

 

        Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе сверстников;

 

        Появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации;

 

        Улучшение отношений между родителями и детьми в семье;

 

        Использование детьми правил поведения в повседневной жизни: дети научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;

 

        Повышение уровня педагогической культуры родителей;

 

        Проведение систематических бесед родителей с детьми на этические темы, чтение детям книг по данной теме.

 

                                        Перспектива

    На основе данного образовательного проекта разработать проект  по приобщению детей  к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...