О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.
Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_roli_vospitatelya_v_formir.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О роли воспитателя в формировании
речевых навыков дошкольников
(с точки зрения логопеда).
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.
Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д.
Статистические данные, и собственный опыт работы свидетельствуют: очень многие дети нуждаются в помощи логопеда, и большинство старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.
Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.
Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой:
- Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения.
- Воспитателю следует помнить о том, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Поэтому:
- Воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.
- Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова.
- Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи.
- Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
- Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро.
- Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребёнка с ослабленной нервной системой могут развиться тахилалия (ускорение речи), Логоневроз и даже заикание.
- Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи – и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
- В процессе речевого общения с детьми воспитатель должен использовать и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.
- Меткий жест помогает усвоению значений слов связанных с конкретными зрительными представлениями (круглый, большой...);
- помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);
- способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
- помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения детей;
- выполняют социальную, воспитывающую функцию.
- Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Например, - во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.
- Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо,
руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая,
холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем
вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).
- Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы.
- На занятиях и вне их воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
- Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.
- В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?».
- При подготовке утренников особое внимание надо уделять детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтобы его группа была лучшей…
Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стих дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе).
- Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».
Например:
- Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),
«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
- Игры на обогащение словаря ребёнка:
«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),
«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
- Игры с целью развития грамматического строя речи.
Приготовим сок» Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из вишни ... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.
- По дороге из детского сада (в детский сад)
«Я заметил», «Волшебные очки», «Доскажи словечко».
Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи
даёт полноценное речевое развитие ребёнка.
- Развитием речи в логопедической группе занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях как общеобразовательных, так и специальных логопедических. Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.
Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.
Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
- Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
- А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к родному языку.
Рекомендуемая литература:
- М.Г.Генинг, Н.А.Герман «Обучение дошкольников правильной речи» 1980 г.изд.
- В.Рождественская, Е.Радина «Воспитание правильной речи». 1968 г.изд.
- Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №3 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании речевого поведения дошкольников
Как правило, родители обращают внимание лишь на состояние звукопроизношения ребёнка. Но есть и другие, не менее важные стороны речи. Одна из них - чистота речи - отражает не только развитие собственно...
Роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников
Материал представляет собой консультацию для воспитателей, где раскрываются принципы, методы формирования экологического сознания у дошкольников с учетом возраста воспитанников....
Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".
Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...
Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования, в процессе образовательной деятельности, мультипликационных фильмов
Методическое объединение...
Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника
Консультацию "Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника" предназначена для родителей детей, которые посещают детский сад. В консультации я в доступной форме показала значение...
"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов" Проект "Мультипликационные фильмы наши помощники!"
quot;Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"Ключевые слова: средства мультипликации, методические ...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»
МАОУ «Видновская СОШ № 10»Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и уст...