Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»
консультация по логопедии (старшая группа)
МАОУ «Видновская СОШ № 10»
Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать в «унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедических занятиях.
Воспитателю следует помнить о том, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми.
Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи - и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»
МАОУ «Видновская СОШ № 10»
Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. Насущных, потому что и статистические данные, и опыт работы свидетельствуют: очень многие дети нуждаются в помощи логопеда, и большинство старших дошкольников не владеет звуковой культурой (плохая дикция, неправильное звукопроизношение), не умеют внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие, например, недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфи-ками или дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед. Но роль воспитателя в формировании речевых навыков весьма существенна.
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать в «унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретённые ребёнком на логопедических занятиях.
Воспитателю следует помнить о том, что речь ребёнка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребёнок проводит большую часть дня в детском саду, является воспитатель. Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребёнка с ослабленной нервной системой могут развиваться тахилалия (ускоренный темп речи), логоневроз и даже заикание.
Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать подобную работу лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи - и уже усвоенные детьми, и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Что ещё может и должен знать воспитатель, работающий в логопедической группе в полном контакте с логопедом? На занятиях и вне их (на прогулке, в свободном общении и т.д.) следить за речью своих воспитанников, исправлять допускаемые ошибки (в произношении звуков, в расстановке ударения), «слышать» и «слушать» детей.
От внимания и заботы воспитателя, от его терпения и доброжелательности по отношению к детям зависит успех логопеда и ребёнка в исправлении и коррекции речи воспитанников.
Список используемой литературы.
1.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4- 6 лет», М. 1991г.
2.Сохина В.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста», М.Просвещение.1984г.
3.Фомичёва Г.А. «Воспитание правильного произношения у детей», М. Просвещение.1985г.
4.Федоренко, Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К. «Методика развития речи детей» М. 1977г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...
О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольника ( с точки зрения логопеда)
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать и...
консультация для воспитателей на тему:Роль семьи в формировании личности ребёнка.Условия правильного воспитания в семье.
Роль семьи в формировании ребёнка...
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"...
Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".
Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...
Консультация для родителей на тему: «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии дошкольников».
Важнейшее условие правильной речи - это плавный длительный выдох, чёткая ненапряжённая артикуляция. А для произнесения целого ряда звуков, таких. как свистящие, шипящие, сонорные. необходимо наличие с...
Консультация для воспитателей на тему: "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника".
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Самостояте...