Конспект занятия на тему: "Пересказ рассказа «Кукушка» (по Т.Шорыгиной)" (подготовительная группа).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_2016.03.15_pereskaz_rasskaza_kukushka.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию детей с ОНР в подготовительной группе.
Тема: Пересказ рассказа «Кукушка» (по Т.Шорыгиной)
Цель: развивать связную монологическую речь
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обучать детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий;
- учить детей создавать внутренний план высказывания, связный речевой замысел;
- расширить словарь по теме «Перелётные птицы»;
- выучить загадку про кукушку.
Коррекционно-развивающие:
- развивать творческое воображение,
- развивать внимание, логическое мышление и связную речь;
- активизировать словарь по теме.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к птицам, к родной природе.
Предварительная работа: рассказы о перелётных птицах
Материал: рассказ «Кукушка», картинка кукушки.
- Организационный момент. Загадка
Ленивая птица. Гнездо не совьёт,
Не нянчит детишек, а только поёт:
«Ку-ку, да ку-ку, я яичко снесу.
В чужое гнездо я его отнесу».
(Кукушка)
Г. Дергачев
2. Чтение рассказа «Кукушка». Работа по содержанию без предварительной установки на пересказ.
- О ком прочитала? (о кукушке)
- Кто такая кукушка?
- Кукушка – это зимующая или перелётная птица?
- Какие птицы называются перелётными? (улетают в тёплые края, кукушка в Африку)
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
- Какие птицы прилетают первыми? (жаворонок, грачи, трясогузки – когда всё ещё льдом покрыто, она ходит по льду, разбивает лёд и достаёт насекомых)
- А кукушка когда прилетает? (когда появляются листва и молодые побеги)
- Почему прилетает так поздно? Чем питаются кукушки? (мохнатыми гусеницами)
- Откуда берутся мохнатые гусеницы?
- Бабочка-шелкопряд (незаметная, серенькая) откладывает личинки на нижней стороне листа и из личинок появляются мохнатые гусеницы.
- Какой вред наносят лесу мохнатые гусеницы?
- Так какую пользу приносит лесу кукушка? (поедает мохнатых гусениц)
- Другие птицы едят мохнатых гусениц? (нет)
- Если кукушка одна ест мохнатых гусениц, то она какая? (единственная)
- Что делают птицы весной? (строят гнёзда)
- Что значит «кипит работа»?
- Почему кукушка не строит гнездо? (она не выводит птенцов сама)
- Почему не выводит птенцов? (плохая, нерадивая мать, не хочет заботиться о своих птенцах)
- Что же она делает со своими яйцами? (подкладывает их в чужое гнездо)
- Каким другим словом можно заменить слово «гнездо»? (жилище, дом)
- Как кукушка узнаёт, где птицы устраивают себе жилище? (Она внимательно следит, садится на сук на макушке высокого дерева и высматривает, где птицы устраивают себе жилище.)
- Что значит «устраивать жилище»?
- Из чего делают гнёзда? (тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха – строят гнёзда, устилают их пухом и пёрышками)
- Что делает кукушка как только птичка отлетит от гнезда? (тут же подкладывает в чужой дом яичко)
Наоборотки: чужой – свой.
- Как же доверчивые птицы не замечают подкинутое яйцо? ( по размеру яйца кукушки маленькие, такие же как у небольших лесных птичек)
- А хозяйское яйцо куда девает? (уносит в клюве и выбрасывает)
- Почему кукушка уносит яйцо в клюве, а не выбрасывает тут же? (Птица может покинуть гнездо, а кукушка хоть таким образом заботиться о своём потомстве.)
- Что же дальше происходит с яйцом, подкинутым кукушкой? (вылупляется кукушонок)
- Кто такой кукушонок? (птенец кукушки)
Образовать семью: кукушка, кукушонок, кукушата.
- Как называется кукушонок, который только что вылупился? (новорождённый)
- Что значит «новорождённый»?
- Что делает новорождённый кукушонок с другими птенцами? (выкидывает из гнезда)
- Зачем он это делает? (чтобы вся еда досталась ему, любит много есть – прожорливый?
- Как он выкидывает других птенцов? (подползает под птенца, вскидывает на спину, несёт к краю гнезда, а там сбрасывает вниз)
- Что есть у кукушонка на спине, чтобы нести другого птенца к краю гнезда? (Специальная ямка)
- Что значит «специальная»?
- Если кукушки сами не высиживают своих птенцов, то они какие родители? (плохие)
- Какую пользу приносят лесу мохнатые гусеницы?
- Кто-нибудь из птиц ест мохнатых гусениц?
- Если мохнатых гусениц едят только одни кукушки, то они какие? (единственные)
- Чем опасны эти гусеницы?
- Что может случиться с лесом?
Игра «Дополни предложение»: (практическое употребление предложно-падежных форм)
Отлетит…………… от гнезда.
Уносит ……………… в клюве.
Выкидывает ……………. из гнезда.
Подползает ………………… под птенца.
Вскидывает ………………. на спину.
Несёт ………………………. к краю.
Едят ………………….. мохнатых гусениц.
- Чтение с установкой на пересказ.
Отвечают на вопросы полным предложением.
- Что «кипит в лесу» весной?
- Какая работа? Что делают птицы?
- И только какая птичка этого не делает?
- Что же она делает? За чем она следит?
- Что делает кукушка как только птичка отлетит от гнезда?
- А хозяйское яйцо куда девает?
- Как поступает новорождённый кукушонок с другими птенцами?
- Как он это делает?
- Что у него для этого есть на спине?
- Какие родители кукушки?
- Какую пользу приносят?
- Чем опасны мохнатые гусеницы?
- Что может случиться с лесом?
4. Пересказ
5. Домашнее задание. Записать со слов ребёнка пересказ «Кукушка» (пересказывали на занятии). Упражнять в рассказывании.
Рассказ
Кукушка
Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнёзда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.
Новорождённый кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несёт к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спине.
Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.
( по Т. Шорыгиной)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» с использованием ИКТ
В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К.УШИНСКОГО «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ»»
Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»».Рисование: «Мое желание»...
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей логопедической группе по теме «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»...
Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа "ПУШОК"
Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на составленную мнемотаблицу....
Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....
Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"
Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...