Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа "ПУШОК"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пахомова Наталья Владимировна

Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на составленную мнемотаблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushok.docx935.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                             «Детский сад №65 «Лесная полянка»

               Конспект занятия по развитию речи

        с использованием приёмов мнемотехники

                                (старшая группа)

      Тема: Пересказ рассказа «Пушок»

           

                                                                 Выполнила:

                                                                 воспитатель первой квалификационной

                                                                 категории

                                                                 Пахомова Наталья Владимировна

                                           г. Нижний Новгород

Программное содержание: Формировать умение передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицу. Развивать умение строить полные и четкие предложения при ответе на вопросы. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей. Развивать психические процессы. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы друг друга.

Методы и приёмы: Беседа, художественное слово, создание проблемной ситуации, демонстрация, загадывание загадок, моделирование, физминутка.

Оборудование: Панно «Деревня», предметные картинки с изображением домашних животных, письмо, мнемотаблица к рассказу, набор картинок для составления мнемотаблицы.

Предварительная работа: Беседа о домашних животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, д/и «Дикие и домашние».

                                  Ход занятия

  1. Вводная часть

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Встаньте на лужок и сделайте кружок.

Воспитатель: К нам в садик сегодня пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?

(Ответы детей)

Воспитатель читает письмо.

Пишут вам старик со старушкой.

Очень скучно нам в избушке.

Ждём мы в гости всех детей, по возможности скорей.

Просим вас не отказать, побыстрее приезжать.

У нас случилась беда.

Все наши домашние животные убежали в лес.

Помогите нам их вернуть.

Воспитатель: Ребята, поможем бабушке и дедушке?

(Ответы детей)

Воспитатель: На чём можно отправиться в деревню?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мы поедем на поезде. Вставайте вагончики друг за другом.

                                    Вот поезд наш едет,

                                    Колёса стучат.

                                    А в поезде нашем

                                    Ребята сидят.

                                    Чух-чух-чух,

                                    Чух-чух-чух.

Дети встают друг за другом и проходят на свои места.

  1. Основная часть

Воспитатель: Вот мы и приехали в деревню.

На доске весит панно.

Воспитатель: Чтобы узнать, какие домашние животные жили у бабушки с дедушкой, и чтобы они вернулись, надо отгадать загадки о них и научиться пересказывать текст.

Воспитатель: Давайте поможем бабушке и дедушке вернуть животных.

ЗАГАДКИ

  • На лугу она стоит,

Ничего она не говорит.

Лишь мычит она слегка,

Травку пожует, но тоже иногда.

Без неё в хозяйстве нам никак.

Можно подоить её слегка.

Молока же получить

Хоть три ведра………………………..(Корова)

Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки на панно.

  • Я хозяину служу

Дом хозяйский сторожу.

И рычу, и громко лаю,

И чужих я прогоняю………………..(Собака)

  • Бородатый и рогатый

Заберётся в огород.

Съест капусту и томаты,

И горошек, и укроп………………….(Козёл)

  • Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е».

Травку щиплет во дворе.

Шубка в завитых колечках,

А зовут её……………………………..(Овечка)

  • Любит сено и овёс,

Быстро скачет, возит воз…………...(Лошадь)

Воспитатель: Не все животные вернулись из леса. Есть у бабушки любимец, который любит сидеть на окне. Зовут его Пушок. Как вы думаете, кто это?

(Кот)

Воспитатель: Для того, чтобы вернуть Пушка, нам надо послушать, что с ним случилось и рассказать об этом.

Воспитатель читает рассказ «Пушок»

Убежал котёнок Пушок из дома, пролез под забором и оказался в лесу. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Пушок лапой – колется. Вдруг пушок увидел лису – рыжую, хитрую, красивую. Испугался Пушок, подбежал к дереву и стал забираться по стволу вверх. Долго сидел Пушок на дереве и жалобно мяукал. Вдруг ветка обломилась. Пушок упал на землю, вскочил и бросился наутек из леса.

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ

-Как Пушок оказался в лесу?

(Пушок убежал из дома)

-Где он пролез?

(Он пролез под забором)

-Как Пушок уколол лапу?

(Он увидел ежа и дотронулся до него)

-Какая была лиса?

(Лиса была красивая, рыжая, хитрая)

-Почему Пушок забрался на дерево?

(Он испугался лисы)

-Что делал Пушок на дереве?

(Пушок сидел и жалобно мяукал)

-Почему Пушок упал на землю?

(Пушок упал на землю, потому что сломалась ветка)

-Что сделал Пушок, когда упал на землю?

(Он вскочил и бросился наутек из леса)

-А как вы понимаете слово «наутёк»?

(Быстро)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

                                ФИЗМИНУТКА

            Игра с мячом «Доскажи предложение»

(Воспитатель бросает ребёнку мяч и произносит предложение с пропущенным словом. Ребенок возвращает мяч воспитателю и произносит полное предложение.)

Кот Пушок……………из дома.                 Кот Пушок убежал из дома.

Пушок………под забором.                        Пушок пролез под забором.

Пушок……….в лесу.                                  Пушок оказался в лесу.

Пушок его………и укололся.                    Пушок его тронул лапой и укололся.

Пушок………….к дереву.                          Пушок подбежал к дереву.

Лиса была…………. .                                 Лиса была рыжая, хитрая, красивая.

Пушок…..на дереве и мяукал.                   Пушок сидел на дереве и мяукал.

Ветка на дереве……… .                             Ветка на дереве обломилась.

Пушок……….на землю.                             Пушок упал на землю.

Пушок……..наутёк.                                     Пушок бросился наутек.

Дети проходят на свои места.

На доске расставлены картинки. (Не по порядку)

Такой же набор картинок у каждого ребёнка на столе.

                  

            

Воспитатель: Какому рассказу посвящена наша выставка рисунков?

(Ответы детей)

Воспитатель: Расположите рисунки в нужной последовательности (по порядку). С чего все началось? Что было дальше? 

Дети составляют схему рассказа.

 

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ о Пушке еще раз. 

Только слушать вам нужно внимательно и постараться его запомнить, чтобы потом пересказать.

       

             

       

              

       

     

   

       

             

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ДЕТЬМИ

Пересказ с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.

Воспитатель: Расскажите историю про Пушка. Схема вам в этом поможет.

(Принимают участие все дети по цепочке. Потом 2-3 ребёнка пересказывают рассказ целиком).

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите о чем нас просили бабушка и дедушка?

(Они просили помочь им вернуть домашних животных.)

Воспитатель: Мы с вами вернули всех животных?

(Нет)

Воспитатель: Кого нам нужно было ещё вернуть?

(Котенка Пушка)

Воспитатель: А что для этого надо было сделать?

(Нужно было послушать, что случилось с Пушком и рассказать об этом.)

Воспитатель: Скажите, мы справились с этим заданием?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, котёнок Пушок вернулся к бабушке и дедушке.

Воспитатель выставляет на панно картинку котенка.

Воспитатель: Чем вы сегодня занимались на занятии? Что больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас давайте сядем обратно в поезд и поедем в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; разви...

Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники (старшая группа) «Кот Пушок»

Конспект занятия по развитию речи        с использованием приёмов мнемотехники                            ...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:·         ра...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии «синквейн» в старшей группе на тему «Весна»

Цель: использование технологии «синквейн» в развитии связной речи.  Задачи: Образовательные:- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать пр...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе: «Веселое приключение»

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие: развитие умения работать с мнемотаблицами.учить замечать образные сл...