Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лидия Анатольевна Антонова

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Задачи:

1.Образовательные:

Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.

2. Развивающие:

Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

3. Воспитательные:

Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

План:

1.Чтение рассказа.

2.Вопросы к детям.

3.Составление плана рассказа.

4.Чтение рассказа.

5.Пересказ рассказа по опорным картинкам.

6.Дидактическая игра «Какое яблоко» (использование мяча).

7.Итог.

Ход НОД:

Загадывание загадки:

Круглое, румяное

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

                (Яблоко).

Воспитатель: Правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?

Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: Какие они по размеру?

Дети: Большие, маленькие, огромные.

Воспитатель: А какие они по запаху?

Дети: Ароматные, душистые.

Воспитатель: А как вы думаете какие они на вкус?

Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.

Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет». 

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. 

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки. 

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка. 

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

Разбор фразеологических оборотов:

 не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

 не мог одолеть – не мог победить, побороть когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

 собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

 дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).

Повторное чтение рассказа. 

Беседа по вопросам:

Воспитатель: Как звали дедушку?

Дети: Дедушка Корней.

Воспитатель: Как звали внука?

Дети: Миша.

Воспитатель: Куда приходил Миша?

Дети: В сад к дедушке.

Воспитатель: Чем угощал дед внука?

Дети: Яблоками, грушами, медом.

Воспитатель: Что такое рассвет?

Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.

Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?

Дети: Потому что он ленился.

Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

Воспитатель: Каким яблоко было?

Дети: Как небо на рассвете – розовым.

Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?

Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.

Воспитатель: Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.

Воспитатель: Помните, с чего начинается рассказ?

Воспитатель: Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».

Воспитатель: А что же увидел Миша в саду?

Воспитатель: Как развивалось дальше действие?

Воспитатель: Как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.

Показ картинки «О чем мечтал Миша».

Воспитатель: Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?

Третья картинка. «Миша победил лень».

Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?     

Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.

Конспект занятия в подготовительной группе «Уход за комнатными растениями»

Антонова Л.А

Цель: Формирование заботливого отношения к комнатным растениям.

Программные задачи:

Закреплять знания о способах ухода за комнатными растениями.

Продолжать формировать самостоятельный навык выполнения трудовых действий по уходу за комнатными растениями.

Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Материал: клеенка, комнатные растения, фартуки, пульверизатор, салфетка для протирания листьев, тазик с водой, жесткая кисть, ведерко с водой, лейка, лопатки для рыхления.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, послушайте, пожалуйста,загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.

Носа нет, а дышит.

Рта нет, а пьет и ест».

Дети: - Это растение.

Воспитатель: - Правильно, это растение!

- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)

- Как дышит растение? (через листья, корни)

- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)

- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.

- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)

- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Какую пользу приносят комнатные растения?

Дети: - Растения вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ, радуют нас своей красотой.

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру и вспомним, что полезно, а что вредно для комнатных растений.

Дидактическая игра «Полезно - вредно»

Я буду называть действия, а вы отвечайте, полезны эти действия для комнатных растений или вредны и объясните, почему вы так считаете.

Поставить комнатное растение в темное место.

Порыхлить почву в горшке с комнатным растением.

Поставить комнатное растение на мороз.

Забыть полить комнатное растение.

Протереть листья комнатного растения.

А листья всех ли комнатных растений можно протирать?

Дети: - Нет, протирать можно листья крупные, плотные и крепкие. Тонкие и нежные листья нужно опрыскивать. Листья, покрытые ворсинками, нужно мыть жесткой кистью или зубной щеткой.

(Воспитатель размещает на мольберт схемы, изображающие перечисленные способы ухода за листьями комнатных растений)

Воспитатель: - Ребята, какие способы ухода за комнатными растениями вы ещё знаете?

Дети: - Растения поливают.

(Воспитатель размещает схему, изображающую полив растений)

Воспитатель: - Как вы определите, нужно ли поливать комнатное растение?

Дети: - Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: - Как правильно поливать растение?

Дети: - Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Воспитатель: - Ребята, а какой температуры должна быть вода для полива комнатных растений?

Дети: - Вода должна быть комнатной температуры.

Воспитатель: - Вспомните еще один очень важный способ ухода за растениями.

Дети: - Почву в горшках комнатных растений рыхлят.

Воспитатель: - Какие правила мы должны соблюдать при рыхлении земли в горшках комнатных растений?

Дети: - Возле корней нужно рыхлить не глубоко, чтобы не повредить корни, а ближе к стенкам горшочка рыхлят глубже.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мне понадобятся ваша помощь по уходу за растениями. Чтобы никому не было обидно, давайте выберем помощников – дежурных по уголку природы при помощи стрелочки.

Дети встают в круг, ведущий стоит в центре круга, поворачивается вокруг себя,все произносят слова: - «Стрелка, стрелка, повернись и на миг остановись». На окончание слов, ребенок останавливается и указывает на выбранного товарища. Таким образом, выбираются три ребенка.

Выбранные «стрелочкой» ребята подходят к воспитателю, остальные занимаются свободной игровой деятельностью.

Воспитатель: - Ребята, сейчас на улице очень холодно, наступила поздняя осень. Что произошло с деревьями?

Дети: - Листья опали, деревья стоят голые.

Воспитатель: - Где теперь травка и цветы?

Дети: - Трава пожелтела и засохла, цветы отцвели и завяли. Все покрыто снегом.

Воспитатель: - Да, ребята, природа заснула. А вот комнатные растения радуют нас круглый год. Мы можем любоваться ими постоянно.А ваши родители: мамы, папы, бабушки, дедушки не знают, какие красивые комнатные растения растут в нашей группе. Мы решили организовать в приемной нашей группы выставку комнатных растений, чтобы и родители могли ими полюбоваться и порадоваться вместе с нами.

Воспитатель: - Посмотрите, на столике стоят комнатные растения, но они выглядят совсем не красиво, и мы не можем поместить их на выставку – их листья запылились, некоторые из них не политы, почву давно не рыхлили. Что же делать?

Дети: - Чтобы растения можно было поместить на выставку, их нужно привести в порядок – протереть листья, опрыскать, полить, порыхлить землю.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам надеть фартуки и выбрать растение, за которым вы хотели бы поухаживать. (Каждый ребенок выбирает растение и подходит к нему) Давайте вспомним, как называются эти растения?

Дети: - Узамбарская фиалка, бальзамин (огонек, сансевьера (щучий хвост).

Воспитатель: - Ребята посмотрите еще раз на схемы, размещенные на мольберте, они помогут вам определить, какие способы ухода подходят выбранному вами растению. Объясните, как каждый из вас будет ухаживать за своим растением.

(Дети, глядя на схемы, на состояние почвы и листьев объясняют, почему выбранному ими растению необходим тот или иной уход)

Дети: - Узамбарская фиалка – нужно порыхлить почву, листья помыть при помощи жесткой кисти, так как они покрыты ворсинками.

Бальзамин (огонек) - нужно порыхлить почву, листья опрыскать из пульверизатора, так как они очень тонкие и нежные.

Сансевьера (щучий хвост) – нужно полить, листья протереть тряпочкой, так как они гладкие и жесткие.

Воспитатель: - Прежде, чем приступить к уходу за растениями, давайте подготовим наши пальчики к работе и вспомним пальчиковую игру «Комнатные растения».

Пальчиковая игра «Комнатные растения»

На окне цветок колючий - (Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу - (Сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше - (Погрозить пальчиком)

Очень больно колется. - (Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок, - (сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка, - (сложить ладошки, растопырить пальцы,

«нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду,- (Отрицательный жест головой

и указательным пальчиком)

Потому, что весь в иголках. - (Уколоть пальчиком ладошку)

Воспитатель: - Наши пальчики готовы, можно приступать к работе.

Для того, чтобы приступить к уходу за растениями, возьмите то, что вам понадобится.

(Дети берут необходимый материал: пульверизатор, салфетку для протирания листьев, тазик с водой, жесткую кисть, глубокая чашечка с водой, лейка, лопатки для рыхления).

Воспитатель: - Ребята, не забывайте, что ухаживать за растениями нужно аккуратно, чтобы не повредить листья и корни, иначе растение может погибнуть.

Дети выполняют трудовые действия по уходу за комнатными растениями, воспитатель находится рядом, оказывает помощь при необходимости.

Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы, наши растения похорошели. Как вы думаете, теперь мы сможем поместить их на выставку?

Вам понравилось ухаживать за комнатными растениями? Что вызвало сложности?

Спасибо вам, ребята, растения будут радовать нас своей красотой, и продолжать приносить нам пользу – вырабатывать свежий воздух, и ими смогут полюбоваться ваши родители.

Теперь давайте наведем порядок на своих рабочих местах и займемся оформлением выставки комнатных растений.

Конспект кружкового занятия по развитие речи «Зелёная тропинка знаний»

Образовательная область: «Коммуникация», «Социум», «Творчество» Раздел: Развитие речи, основы грамоты и письма, самопознание, лепка. Тема: Тропинка в страну знаний (итоговое занятие) 

Цель: Закрепить знания детей, полученные на занятиях. Развивать речь детей, умение выполнять звуковой анализ слов, умение высказываться по теме. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Упражнять в разгадывании загадок. Развивать аналитическое восприятие, творческое мышление, делать логические выводы. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать навыки коллективной работы, желание учиться, ответственность через практику праведности. 

Материал: материал к заданиям, фишки для звукового анализа слов, макет дома, аудиозапись музыки, пластилин, дощечки, салфетки, стеки, медали.

Ход занятия:

Этапы деятельности:

Мотивационно- побудительный:

Позитивный настрой

Солнце ласково смеется,

В круг зовет своих друзей!

Мы друг другу улыбнемся,

Станем мы еще добрей!

- Сегодня у нас не просто занятие, а занятие-викторина. Задания нам прислал Знайка (показывает изображение).

- Как вы думаете, почему его так зовут?

- Какой он Знайка?

- Хотели бы вы быть похожими на него? (Дети рассуждают, отвечают на вопросы)

Мы отправляемся в страну

Знаний. За каждое выполненное задание вы получите букву. Вы готовы? Организационно- поисковый :

1 задание «Отвечай-ка»

- Порядок букв от А до Я. Что это?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Из чего состоят слова?

- Чем отличаются буквы и звуки?

- Что знаем о гласных звуках? Назовите их.

- Что знаем о согласных звуках?( Отвечают на вопросы, получают букву О)

2 задание «Угадай-ка»

- Угадайте слово, если его первая часть

Ку… , ма…. (Угадывают слово, получают букву К)

3 задание «Собирай-ка»

Соберите предложение из слов и прочтите его.

Саду, растет , яблоня, В.

Коля, кубики, Дима, в , играют.

Куклу, мама, красивую, подарила, Вике.

- Почему слова « Вике», «Диме» мы написали с большой буквы?

(Составляют предложения, читают. получают букву Л)

4 задание «Отгадай-ка»

- Решите кроссворд.

1. Приглашает на урок

Нас заливистый... (звонок).

2.В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу… (дневник.)

3. Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

4. Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь…(линейка)

5. Здесь за партами сидим,

Пишем, слушаем, молчим.

Каждый день и каждый час

Мы учиться ходим в.. .(класс)

6. Если ты его отточишь — нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?... (Карандаш)

(Отгадывают загадки, вписывают слова, получают букву А)

Физминутка

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки,

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ. топ!

Наши ручки :хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем!

4 задание «Воображай-ка»

Мы с вами добрались до города букв. У нас есть дом. Давайте заселим его жильцами. Сейчас каждый из вас слепит первую букву своего имени и оживит ее. (Дети лепят буквы, получают букву Ш)

- Соберите из букв слово.

-Сделаем звуковой анализ слова. (Собирают слово ШКОЛА.

Выполняют звуковой анализ этого слова. Отвечают на вопросы.)

- Как вы думаете, почему Знайка прислал нам это слово?

- Для чего дети ходят в школу?

- Каким должен быть ученик?

Рефлексивно- корригирующий:

- Понравились вам задания?

- Мы выполнили все задания Знайки и это всего лишь тропинка в страну знаний. Вас можно назвать маленькими Знайками. ( вручает детям медали Знаек.)

- Желаю вам учиться в школе на «отлично»

Ожидаемый результат:

Знать: буквы, гласные и согласные звуки,

Иметь: представление об алфавите, предложении, о том, для чего дети ходят в школу. Уметь: отвечать на вопросы; высказываться по теме; отгадывать загадки; подбирать слова по первым буквам; согласовывать слова в предложении, выполнять звуковой анализ слова.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...

Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование  умения  пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Цель:  совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи :Образовательная: дать представления о том, как...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Задачи:1.Образовательн...