Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи ( группа) на тему

Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение.

Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма  ухудшают их адаптацию в обществе.

Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию.

По мнению специалистов именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения данных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_o.i.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад № 12 Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников. Воспитатель : ПЕТРОВА О.И

Слайд 2

Актуальность. 2 Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение. Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма ухудшают их адаптацию в обществе. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию. По мнению специалистов именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения данных задач.

Слайд 3

Цель : - учить детей передавать интонацией различные чувства ( радость, безразличие, огорчение) Воспитатель называет предложени : « Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны ,их это огорчает и т.п . Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение. Воспитатель предлагает детям сказать что то о весне или о зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что то красивое ,интересное(Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Слайд 4

Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: мелодика, темп, ритм, ударение, сила, тембр. - мелодика ( Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи). - Темп ( Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками). - Ритм (Равномерное чередование ударных и безударных слогов( долготы и краткости, повышения и понижения голоса). - Фразовое и логическое ударение (Выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов или отдельных слов в зависимости от смысла высказывания) - Тембр голоса (звуковая окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ( «грустный», «веселый», «мрачный» тембр и т.п.).

Слайд 8

Тембр голоса Звуковая окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ( «грустный», «веселый », «мрачный» тембр и т.п.).

Слайд 9

При помощи этих средств выразительности: В процессе общения осуществляется уточнение мыслей, выражений, эмоционально-волевых отношений . Мысль приобретает законченный характер, выражается полно и закончено. Речь становится живой, эмоциональной и насыщенной .

Слайд 10

Цель: Способствовать развитию выразительной интонационной стороны речи дошкольников.

Слайд 11

«Дети-слушатели, а не читатели.» Работа над развитием интонационной выразительности речи дошкольников ведется в основном путем подражания. При заучивании стихотворений, при пересказах воспитатель сам пользуется выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи детей. Постепенно дети, слыша правильную выразительную речь воспитателя, уже по своей инициативе начинают использовать нужные интонации.

Слайд 12

Направления работы: Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы голоса , высоты голоса, темпа и тембра). Развитие речевого дыхания. Развитие мимики, выразительности движений. Координация дыхания, артикуляции. Развитие способностей понимать и передавать различные эмоции. Формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных, восклицательных высказываний .

Слайд 13

Задачи: Обучение детей интонационно выразительной речи с помощью мелодики, темпа, ритма, тембра. Формирование интереса к худ.произведениям . Развитие эмоциональной сферы ребенка. Применение детьми выразительных средств театра: мимики, жестов. Способствовать развитию речи, памяти, воображения. Развитие творческих способностей, артистизма. Организация безопасной, комфортной предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов, направленную на активизацию речи и речевого общения. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, творческой, самостоятельной). Работа над собственной речью.

Слайд 14

Этапы работы: Развитие восприятия интонации. Формирование навыков ее использования в собственной речи.

Слайд 15

Виды деятельности: Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая ). Упражнения для эмоционального развития детей . Лого-ритмические упражнения. Упражнения на развитие выразительности, мимики, жестов, пантомимы. Речевые игры. Игры- драматизации. Инсценировки.

Слайд 16

Совместная подготовка к выступлениям детей. Участие в праздниках и конкурсах ДОУ. Помощь в пополнении развив.среды, изготовление костюмов и атрибутов для театр. деят. Родительские собрания. Беседы, консультации. Работа с родителями .

Слайд 17

Содержание развивающей среды, направленной на речевое развитие детей: -Различные виды театра. -Набор масок. -Наборы для сюжетно-ролевых игр. -Набор «Эмоции». -Костюмы и атрибуты. -Игры для речевого дыхания. -Дидактические игры. -Книги, открытки, книги-самоделки. -Аудиокассеты, диски с записью музыки, сказок.

Слайд 18

Результаты такой работы: - Значительно возрастает интерес к интонационной стороне речи . - Дети начинают использовать различные средства выразительности. - Повышается игровая и творческая активность. - Игры для детей становятся разнообразными и интересными. - У детей появляется огромное желание общаться, выступать, импровизировать.

Слайд 19

«Куклы-матрешки»

Слайд 20

Кукольный театр « Русские народные сказки».

Слайд 21

«Сюжетно-ролевые игры».

Слайд 22

«Речевые игры».

Слайд 23

«Дидактические игры».

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...

Интонационная выразительность у детей дошкольного возраста

консультация для родителей подготовительной группы...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...

Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Пояснительная записка          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...

Мастер - класс «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Мастер - класс "Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста"...