Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи при логопедическом воздействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonacionnaya_vyrazitelnost.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Интонационные упражнения на изменение силы и высоты голоса, темпа и ритма речи.

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи при логопедическом воздействии.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики, нарушение целого ряда просодических элементов речи имеет место и у детей, имеющих нарушения в произношении отдельных звуков, и у детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и в случаях общего недоразвития речи.

Использование интонационных навыков в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, её грамматическими структурами. Поэтому весьма важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои эмоции. Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность ярче и образнее донести наши мысли и чувства. Наблюдая за детьми с речевыми нарушениями, сделала вывод о том, что при скованном поведении в результате осознания своего дефекта большую часть сведений 55 – 75% они получают через невербальные каналы восприятия. Работая с такими детьми, понимаю, насколько важно научить их сочетать дар речи с даром говорить без слов, пользуясь им как для передачи собственных сообщений, так и для безошибочного понимания окружающих не в ущерб устной речи, а в помощь ей, потому что мимика, жесты, пантомимика – наши первые помощники в общении.  

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя - логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Взаимодействие с родителями провожу в традиционной и нетрадиционной формах (круглые столы, открытые занятия, индивидуальное подгрупповое консультирование, родительские собрания, мастер – классы, семинары - практикумы). Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико – психолого - педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога) и единства требований, предъявляемых к детям.

Упражнение 1.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом,

Все быстрей, быстрей, бегом, карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите. Карусель остановите, раз –два, раз –два – вот и кончилась игра.

Упражнение 2.

Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва.

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли – от дождя себя укрыли.

Упражнение 3.

Тихо, тихо, Зоя спит. Рядом злой комар летит.

Зою может покусать, и не даст он ей поспать.

Мы прогоним комара, улетай-ка  со двора.

Злой комар летит и сердито он звенит: ззззз.

Упражнение 4.

Я пошел играть в футбол и забил в ворота гол.

Все кричат: «Ура, ура», очень славная игра.

Упражнение 5.

- что делать после дождика?

- По лужицам скакать!

- Что делать после дождика?

- Кораблики пускать!

- Что делать после дождика?

- На радуге кататься!

- Что делать после дождика?

- Смеяться, улыбаться!

Упражнение 6.

- Был сапожник?

- Был.

- Шил сапожки?

- Шил.

- Для кого сапожки?

- Для любимой крошки!

Упражнение 7.

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Упражнение 8.

Бабка охает и стонет: «Ой! Белье мое утонет.

Ой! попала я в беду! Ой! Спасите, пропаду!»

Упражнение 9.

«Доктор, доктор, как нам быть? Уши мыть или не мыть?»

Отвечает доктор гневно: «Уши мыть вам ежедневно!»

Если уши мыли вы, если уши мыли мы, если уши вымыл ты,

Значит уши вымыты!

Упражнение 10.

Маленький бычок, желтенький бочок.

Ножками ступает, головой качает.

Где же стадо? Мууу, Мууу! Очень скучно одному.

Упражнение 11.

- Кума, ты к нам?

- К вам, к вам.

-К воде скачу, ловить хочу.

- А кого, кого кума?

- Реке, карпа и сома.

-Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать, конечно, дам!

Упражнение 12.

Муха села мне на палец и спросила: « Вы проспались?»

Пальцем муху я ловлю, засыпаю, сплю…

Вдруг все громче голоса: «Ой, оса, летит оса!

Вон у Славы на носу. Ой! Лови скорей осу!»

Упражнение 13.

Муха в гости собиралась, ехать очень далеко.

Умывалась, одевалась, перед зеркалом металась

И – попала в молоко.

- Ты куда попала, муха?

- В молоко, в молоко.

- Тяжело  тебе старуха?

- Нелегко, нелегко.

- Ты бы вылезла немножко.

- Не могу, не могу.

- Я тебе столовой ложкой помогу, помогу.

- Лучше ты меня бедняжку пожалей, пожалей,

Молоко в другую чашку перелей, перелей.

Упражнение 14.

Раз, два – в  варежке дыра.

Три, четыре – что же делать Ире?

Пять, шесть – иголка есть.

Семь, восемь – бабушку попросим.

Девять, десять – кончена игра.

Делать все самой пора.

Упражнение 15.

Чики-брики – ты куда?

Чики-брики – на базар.

Чики-брики – ты зачем?

Чики-брики – за овсом.

Чики-брики – ты кому?

Чики-брики – я коню.

Чики-брики – ты какому?

Чики-брики – вороному.

Упражнение 16.

- Эхо, я тебя зову!

- А-у, А-у!

- Ты уже поело?

- Е  -ло, е-ло!

- Хочешь булочку мою?

- Чью? Чью?

- Я тебе конфетку дам!

- Ам!  Ам!

- Эхо, ближе подойди!

- Ты иди! Ты иди!

- А вдруг там болото?

- То-то,  То-то!

- Ладно, я потом приду!

- Жду! Жду!

Упражнение 17.

- Где ты, ласточка, бывала?

- Что ты, ласточка, видала?

- Я летала на речушку,

Там я видела лягушку.

Упражнение 18.        

- Мама, мама, посмотри!

Я пускаю пузыри!

Желтый, красный, голубой.

В каждом я и ты со мной.

Посмотри-ка, посмотри! –

Просит маму Галка.

- Ой! А где же пузыри?

Лопнули. Как жалко.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста

Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Очень часто речь детей неэмоци...

Интонационная выразительность у детей дошкольного возраста

консультация для родителей подготовительной группы...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...

Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Пояснительная записка          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...

Мастер - класс «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Мастер - класс "Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста"...