Кружковая работа. "Ладушки" с детьми раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Шабала Татьяна Александровна

Дополнительное образование, кружок  "Ладушки" знакомство детей раннего возраста с устным народным творчеством. Сказки, потешки, попевки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladushki.docx15.11 КБ
Файл nedelya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

_________________________________________________________________________________________

663630, Россия, Красноярский край, Канский район, с. Чечеул. Пер. Новый, д.3А

Тел. 8 (39161)78 – 1- 23, Email: checheul2013-dou@yandex.ru

Дополнительная образовательная программа

«Ладушки».

Ознакомление с устным народным творчеством.

                                                                                                

                                                                                                      Воспитатель:

Шабала Татьяна Александровна.

                                                                                

                                                с. Чечеул 2022год

                               Пояснительная записка:

          В своей практике, наблюдение за детьми второго года жизни   показало, что навыки речевой деятельности у большинства детей развиты слабо, при рассказывании даже коротких произведений им требуется значительная помощь воспитателя. Именно произведения устного народного творчества помогут  малышам овладеть первоначальным речевым навыкам и самостоятельной художественно-речевой деятельности, расширят и углубят навыки ориентировки в окружающем мире, разовьют у них музыкальный слух, точность движений и приобщат детей к художественному наследию русской культуры.

    ЦЕЛЬ: создание условий для познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.  Задачи: 

  Обучающие:  Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.

  Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.

  Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы.

  Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.

  Развивающие:

  - Развивать интерес к познанию окружающего мира, народному слову, народным обычаям.

 -   Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

 -  Развивать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым формам фольклора.

    Воспитывающие:

 -  Воспитывать интерес к малым жанрам фольклора.  

- Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

        Возраст детей: от 1,5 до 2х лет.

Методы организации деятельности детей:

 игровые,

наглядные,

словесные,

практические;

беседы с детьми;

наблюдение за природой;

слушание русских народных песен, сказок;

инсценировки песен и малых фольклорных форм.

Сроки реализации работы кружка: 

1 учебный год

Продолжительность: 

1 раз в неделю 8 - 10 мин.

         Ожидаемые результаты: 

     В ходе работы  дети овладеют  определенными знаниями и умениями:  освоение  материала  по фольклору, направленного  на достижение цели через (потешки, заклички, сказки, песни, игры)

  проявляют творческие способности.

                     



Предварительный просмотр:

Неделя

Тема

Содержание

Виды деятельности. Методы и приемы

Материал

1 неделя

Прибаутки, потешки.

Знакомство с этими понятиями

Познакомить детей с

прибаутками и потешками.. Формировать умение слушать потешку наизусть.

Беседа на основе

наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста.

Иллюстрации по теме,

кукла Петрушка

2 неделя

Кукла Маша засыпай!

Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни

Прослушивание колыбельных песен на CD.

Использование Кукла Маша, кукла Петрушка, «Котя-котенька-коток..» имитационных приемов «укачивание младенца». CD с колыбельными песенками.

3 неделя

Веселые считалки Ознакомить детей со считалками.

Беседа на основе наглядного материала.

Проведение русской народной подвижной игры«Кошки-мышки».

Кукла Петрушка, иллюстрации по теме.

4 нелеля

Образ Петрушки в малых фольклорных формах

Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни,

Игра-драматизация «Петя петушок».

Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме.

                                                                                                                                                                                    Ноябрь

1

Потешки  

Расширять представления о потешках, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка».

Поем потешку «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы.

Кукла Петрушка, кукла Петушок.

2

  «Люли люлюшки»

Продолжать знакомство с колыбельной песней. Ознакомить с содержанием колыбельной «Люлюлюлюшки».

Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен.

Кукла Петрушка, игрушка Киска Мур

3

Считалочки

Продолжать знакомство со считалочками.

Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской  народной подвижной игры «Катай-катай».

Кукла Петрушка

4

Образ Котика в малых фольклорных формах

Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Совершенствовать способность выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Игра-драматизация «Кошки - мышки».

Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки

Декабрь

1

Русские народные хороводы - игры

Ознакомить детей с русскими народными хороводами. Беседы на основе наглядного материала.

Проведение хоровода «Каравай». Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения.

Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка.

2

Русская народная хоровод-игра «Дрема».

Ознакомить детей с русской народной хороводной игрой «Дрема».

Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема».

Игрушка Заяц

3

Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз».

Формировать умение выполнять действия игры, играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз».

Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка».

Кукла Петрушка.

4

Русская народная хоровод-игра

Закрепить умение играть в русскую народную хороводигру «Дрема», «Дед Мороз»

Проведение русской народной хоровод-игры «Дед ороз».

Кукла Петрушка. «Дед Мороз».

                                                                                                           Январь

3

Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы».

Упражнять детей в умении играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы».

Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы».

Кукла Петрушка

4

Русская народная подвижная игра «Заинька».

Развивать навыки у детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали..». Заинька

Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки

Игрушка Заинька

Февраль

1

Весѐлые ложки

Ознакомить с предметами обихода (деревянные ложки).

Беседа на основе наглядного материала.

Ложки деревянные. Звукозапись

2

Трень-брень, гусельки

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке. звукозаписи.

Рассматривание иллюстраций, с изображением музыкальных инструментов. Чтение рус. нар. скази "Лиса и Петух".

Картинки с изображением муз. инструментов. Иллюстрации к сказке. Прослушивание звукозаписи.

3

Зимние загадки

Ознакомить детей с зимними явлениями природы через загадку.

Загадывание загадок. Проведение физ-минуток «Заинька беленький».

Игрушка Снеговик.

4

Загадки о животных

Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу.

Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки».

Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки

                                                                                                                  Март

1

Русская народная сказка «Репка»

Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций.

Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка.

2

Русская народная сказка «Теремок»

Формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций.

Книга со сказкой «Теремок» с красочными иллюстрациями. Лист бумаги с изображением конкура теремка, цветные карандаши

3

Русская народная  «Козлята иволк».

Совершенствовать умение интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок, используя структурно-логическую схему, составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать речь.

Прочтение сказки, прослушивание музыкальных фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций.

шапочки козлят, козы, волка, аудиозапись музыкально сказки

4

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Продолжать эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети».

Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями.

                                                                                                               Апрель

1

Загадки о животных

Закреплять умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».

Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца».

Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных.

2

Колыбельная «Баюшки»

Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Ознакомить с содержанием колыбельной «Баюшки».

Пропевание колыбельных песен.

Игрушки мама  мышь и мышонок

3

Считалочки

Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, формировать умение

Заучивание считалок наизусть.

Кукла Петрушка

4

Веселый огородник

Упражнять в умении играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник».

Проведение подвижной игры- хоровода с заучиванием текста.

Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей.

                                                                                                            Май

1

Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот»

Приучать внимательно, слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.

Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок.

Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса.

2

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

«Лисичка со скалочкой» Воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания сказки, понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки

Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису.

Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса

3

Русская народная сказка «Гуси лебеди»

Развивать умение воспринимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение.

Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гуси лебеди».

Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка.

4

Русская народная  сказка

«Лисичка сестричка и серый волк»

Упражнять в умении осмысливать характер и поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели»

Кукла Петрушка,  сказка «Лисичка сестричка и Серый Волк»

  Оборудование и материалы:

Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями

Фонограммы русских народных песен, сказок

Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли

Экран для просмотра презентаций по работе Кружка

Музыкальный центр

Литература: 

1.Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г

2. Н. Ф. Сорокина « Театр – творчество – дети»

3. Г.Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».

4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

8. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

9. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Перспективное планирование по кружковой работе с детьми раннего возраста " Первые шаги на сцену"

В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в пониманииявлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство. Знакомство с искусством формирует свой...

кружковая работа с детьми раннего возраста

Кружок "Юные волшебники" с детьми раннего дошкольного возраста.Пояснительная записка.Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру,...

Программа кружковой деятельности "Шумовой оркестр с детьми раннего возраста"

Программа кружковой деятельности "Шумовой оркестр с детьми раннего возраста"...

Программа по кружковой работе с детьми раннего возраста «Затейник»

Программапо кружковой работе с детьми раннего возраста «Затейник»Тема: «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей раннего возраста»срок реализации 2 года....