Конспект ООД по развитию речи рассматривание картины "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Калова Азида Хамидовна

Конспект ООД по развитию речи  Рассматривание картины "Ежи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

 рассматривание картины «Ежи»

Цель: 1. Обогащение и расширение словарного запаса детей. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.

2.Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», «ф», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

3. Упражнять в образовании однокоренных слов (ёж-ежонок-ежиха). Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими  свойства и качества предметов.

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, учить проявлять к ним заботу.

Задачи.

Учить детей вопросным формам речи. Повышать детскую познавательную и коммуникативную мотивацию. Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую деятельность.

Ход ООД:

Воспитатель. Загадываю загадку:

 «Под соснами, под ёлками

лежит мешок с иголками» Про кого эта загадка?

Дети. Про ежа.

Воспитатель: Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Воспитатель. Да, про ежа. Вы быстро и правильно отгадали загадку.

Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа (еж или ежик), мама (ежиха), дети (ежата), можно назвать их ласково (ежатки), а если один малыш, то (ежонок).

Воспитатель: Задаю детям вопрос: "Почему так сказано, что еж - недотрога?"

-Потому что он весь в иголках,

-он не позволяет до себя дотронуться;

-он колючий, можно уколоться;

-его нельзя взять голыми руками.

Воспитатель: молодцы ребята.

А сейчас расскажите мне, что вы знаете про ежей?

- Ежей надо кормить молочком

- Когда ёжики сворачиваются клубком, они сердито фыркают фыр-фыр.

- Они колючие, колючки защищают ежей от врагов.

-Они серенькие, у них узкая мордочка.

Воспитатель. А сейчас подумайте о том, что вам хотелось бы ещё узнать о ежах, и задайте вопросы.

-Я бы хотел узнать, чем они питаются в лесу?

-Я хочу знать, как они себе делают норки?

-Я хочу узнать, как ежиха за ежатами ухаживает?

-Мне очень интересно, есть ли у ёжика в лесу враги и кто?

"Чем покрыто тело ежа?

-А мне бы хотелось узнать, ёжик спит зимой или же иногда гуляет по лесу?

Воспитатель. Вот как много вопросов вы сумели задать. Очень хорошо!

Вы задали вопрос чем питаются ежи в лесу? Кто из вас может ответить на его вопрос?

Ответы детей:

-Ежи питаются грибами

-Они ещё питаются ягодами.

Вспомним, какой вопрос задала Карина она спросила: как ежиха ухаживает за ежатами? Я предлагаю посмотреть картину. Она поможет ответить на вопросы (вывешиваю картину «Ежи»).

Воспитатель. Что нового вы узнали из картины?

-Ежиха увидела на дереве улитку и смотрит на неё.

Воспитатель. Как вы думаете, почему ежиха смотрит на улитку?

Ответы: Она её, наверное, съест

Воспитатель. Так чем же питаются ежи?

-Ежи питаются улитками.

Воспитатель. А чем ещё питаются ежи?

-Ежи питаются червяками, потому что я вижу на картине, как два ежонка делят червяка.

-Один ежонок смотрит на жука.

Воспитатель. Кто мне расскажет про то, что мы сейчас с вами рассматривали?

-Ежиха привела своих ежат на лесную полянку за добычей. Ежата поймали червяка и жука. -Ежиха отыскала на дереве улитку.

Воспитатель. Теперь внимательно рассмотрите лесную полянку. Что можно рассказать о ней?

-На полянке деревья, кусты, высокие травы. В траве растут грибы 89

-На земле лежит много листьев.

-Трава зелёная ещё, а листья уже жёлтые.

Воспитатель. Дети, нам очень интересный вопрос задала Мадина

Вопрос: Есть ли у ёжика враги в лесу? Давайте вместе подумаем.

Мы с вами поиграем в игру «Лесные жители»

Поделимся на две команды. Одна команда, посовещавшись, изображает лесного зверя, другая команда отгадывает и решает враг ли он ежу или нет.

(дети перебирают всех лесных зверей, меняясь заданиями)

Воспитатель: "Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает." (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф - ф».)

"Покажите, как ежик сердится, пыхтит." (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)

Дети, а как вы думаете, что будут делать ежи, если сейчас начнётся сильный дождь? (преднамеренно расширяю рамки картины).

Ответы детей.

-Спрячутся под ёлку.

-Убегут в свой домик.

-Мама ежат к себе позовёт и накроет их лапками от дождя.

-Мама сорвёт широкую траву и накроет ежат как зонтом.

Воспитатель. Дети, подумайте, может ли осенью дождик быть тёплым?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель. Объясните, почему не может осенью дождик быть тёплым?

Ответы детей. Осенью уже холодно.

-Тёплый дождик бывает только летом.

Воспитатель.  Молодцы. Дети, все ваши объяснения правильные.

Физминутка:

Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой.- Шагать на месте.

Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. -Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Вдруг он сел и изменился, В шарик круглый превратился. -Присесть на корточки. Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.-Подняться в рост. Шагать на месте.

А сейчас послушайте рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого «Колючая семейка» Будьте внимательны. (Воспитатель читает отрывок из книги Г.Скребицкого «Колючая семейка»)

Воспитатель просит назвать слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

Дети повторяют последние четыре слова, сначала медленно и громко, затем медленно и тихо. Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем занимались? Как мы с вами будем относится к ежам?

Воспитатель: Картина останется у нас в группе, на стенде. Вы сможете рассмотреть ещё повнимательней и подобрать к ней интересны, красивые слова и предложения.

А на следующем занятии, мы с вами устроим конкурс ваших рассказов по этой картине.

Воспитатель: молодцы ребята.

Самоанализ занятия по развитию речи для детей старшей группы

рассматривание картины «Ежи»

Занятие проводила с детьми старшей группы, присутствовало 19 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. Занятие разработано по «Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой

Тема занятия: рассматривание картины «Ежи»

Цели занятия:

1. Обогащение и расширение словарного запаса детей. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.

2.Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», «ф», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

3. Упражнять в образовании однокоренных слов (ёж-ежонок-ежиха). Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими  свойства и качества предметов.

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, учить проявлять к ним заботу.

Задачи.

Учить детей вопросным формам речи. Повышать детскую познавательную и коммуникативную мотивацию. Обогащать мыслительно-речевую, познавательную детскую деятельность.

 При выборе материала учитывала интересы, темперамент, уровень учебной подготовки и развития всех детей.  К каждому ребенку подходила как к субъекту, уважая его личность.  Особое внимание на ООД было направлено на развитие речи, памяти, внимания, слухового восприятия. Этому способствовали все задания на занятии. Для реализации целей использовала следующие  методы и приемы:  создание игровой ситуации, беседа,  словесно – ответное общение,  рассказ педагога,  рассматривание картин.

Рассматривание картин способствовало формированию связной речи детей, обобщению  знаний  о ежах и их повадках. Я открыто, искренне, доверительно относилась к каждому ребенку на занятии, что способствовало созданию комфортной, доброжелательной, психологической атмосфере в группе.

Структура и содержание ООД соответствовало  возрастным возможностям детей,  которая состояла из 3-х  взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Характеристика частей занятия:

1 часть – направлена на мотивацию детей. На данном этапе были обобщены знания детей о ежах ; активизирован словарь.

2 часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Игровые: Д.И. «Лесные жители»

  • Наглядные:  картина,  показ слайдов, прослушивание и просмотр сказки;
  • Словесные: прослушивание рассказа Георгия Алексеевича Скребицкого «Колючая семейка», обучение правильной артикуляции звука [ж]

Практический: выполнение детьми   дыхательной гимнастики, проговаривание слов со звуком [ж] и звук [ж] изолированно.

Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседа, рассказ, диалог, игра с речевым сопровождением, физминутка. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей.

3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.

         Считаю, что смогла удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Вывод:

Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.  В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.

В дальнейшем планирую: повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения ООД с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание игрушки. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание игрушки. Дидактическая игра «Магазин игрушек». Соответсвует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности....

Конспект занятия по развитию речи . Рассматривание картины "Зимой на прогулке ".

Картина не только расширяет и углубляет детское представление об общественных и природных явлениях ,но и развивает связную речь детей....

Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».

Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...

Конспект НОД по развитию речи «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Дети составляют описательный рассказ по картине....

Конспект НОД по развитию речи "Рассматривание русского военного костюма"

Программное содержание:1.     дать детям представление о том, как изменилась в течение веков одежда русских воинов.2.     продолжать воспитывать интерес к русск...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...