Конспект по речевому развитию "Составление описательных рассказов о животных" в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Черноморец Ирина Синутуловна

Конспект по речевому развитию в старшей группе.Обучение составлению описательных рассказов по "Системному оператору" технология ОТСМ-ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Черноморец И.С., воспитатель

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Снегурочка»

Конспект непосредственной образовательной

Деятельности   по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: Составление описательных рассказов о животных.

Цель: Формирование умения детей составлять описательные рассказы о животных.

Задачи:

1. Образовательная. Учить детей составлять описательные рассказы, используя модель «Системный оператор».

2. Развивающая. Развивать у детей связную речь, упражнять в отчётливом произнесении слов со звуками («с» «м», «ш») развивать фонематический слух, употреблять слова антонимы.

3.Воспитательная. Воспитывать экологическую         культуру, доброжелательное отношение детей к друг к другу.

Материал к занятию: модель «системный оператор», схемы «признаки объектов», мяч, дидактические картинки животных по количеству детей, папка с файлами, указка, бумага и карандаши.

Организация

Содержание

Организационный момент   3мин.

Дети заходят в группу и садятся на ковер

Воспитатель встречает, приветствует детей

1.Дидактическая игра «Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

А в теремочке живут все дикие животные.

 - я зайчик, а ты кто?

-  я лиса.

- Я пущу тебя в теремок, если назовешь, чем ты лиса похожа на меня -  зайца.

Дети называют по очереди животных и присаживаются на ковер.

Основная часть 17 мин.

Дети встают в круг.

-Молодцы

-А теперь хочу предложить вам составить книгу рассказов о диких животных.

А помогут нам в сборе материала для нашей книги наши игры.

2. Встали все в круг. Игра «Наоборот»

Я называю животное, а вы называете черту характера животного.

-волк смелый, а заяц трусливый;

-лиса хитрая, а олень доверчивый;

-белка шустрая, а ёж медлительный;

-Молодцы вы правильно назвали характер животного.

Дети стоят на ковре. Берут карточки с изображением животных.

Кладут картинки на стол.

Дети сели на ковер.

Передаём картинку снегурочки.

Дети читают стихотворение.

Дети подходят к гостям и рассказывают.

3. А теперь мы с вами поиграем в игру «1-2-3 ко мне беги». Взяли на столе карточки и встали на край ковра.

1-2-3 кто меняет шубку ко мне беги.

1-2-3 животные хищники.

1-2-3 кто живет в норе.

1-2-3 у кого появляются детеныши зимой.

1-2-3, кто умеет прыгать

1-2-3 у кого есть хвост?

Молодцы, всех животных вспомнили.

Картинки положите на стол.

А теперь играем в игру 4 «Подбери слово на заданный звук» -С-Ш-В Слова называем связанные с зимой – «зимние слова»

Слова пример –снег, снежинка, снегурочка сугробы.

А сейчас все внимание на мольберт.

-Что это? (Системный оператор)

-Давайте вспомним, для чего он нам нужен? Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский.

Если мы рассмотрим что-то... (объект)

Это что-то для чего-то... (функция объекта)

Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

А сегодня волшебный экран поможет нам составить рассказы о животных для нашей книги.

С чего необходимо начать?

Дети - с 1 окошечка. Наш объект в этом окне будет зимой. Это окно будет в настоящем времени. Объяснить - почему зимой.

Это объект. Каким значком он обозначается?

-Саша, принеси этот признак из нашего домика признаков.

Наш объект совершает действие зимой.

-Ксюша, принеси признак движения (человечек)

-У нашего объекта есть части, каждая часть помогает что-то делать.

-Эмилия принеси этот признак.

-У нашего объекта есть друзья.

(Верхнее окошечко делим пополам и ставим букву Д).

В этом окошечке мы называем всех друзей объекта. (Дикие животные). Друзья могут быть по разным признакам.

В верхней половинке-

-Где живет объект? Принеси Костя этот признак.

Дальше мы наш объект рассмотрим в 4 окне. Наш объект будет осенью. Это окно будет в прошлом времени.

-Осенью какие действия они выполняют, чем занимаются?

5 окошечко объект весной. Наш объект будет весной, в будущем времени.

-Какие действия объект выполняет весной?

А теперь каждый возьмет по одной картинке и составит рассказ об этом животном. Обязательно нужно придумать название рассказу.

Подойдите к гостям, они запишут ваши рассказы.

Все рассказы мы поместим в нашу книгу и подарим малышам, чтобы они больше узнали о диких животных.

-Рефлексия (5 мин)

-Что делали? (Книгу)

-Как? (Игры, системный оператор)

-Для чего? (Подарить книгу детям младшей группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»

Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему;  закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...

Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима»  в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...

Конспект занятия по составлению описательных рассказов в старшей группе

Конспект занятия по составлению описательных рассказов с использованием картин и мнемо схем "Идёт волшебница Зима"...

Конспект по речевому развитию с учетом ФГОС для старшей группы

Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: расширение представлений детей о диких животных наших лесов....

Тема занятия: «Составление описательного рассказа о пингвине» (старшая группа)

Это занятие поможет развивать у воспитанников связную речь, обучать их умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...