Тема занятия: «Составление описательного рассказа о пингвине» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Это занятие поможет развивать у воспитанников связную речь, обучать их умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_o_pingvine.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Составление описательного рассказа о пингвине»
(старшая группа)
Программное содержание:
- расширять представления и закреплять знания детей об особенностях жизни животных Севера;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме «Растительный и животный мир Севера»;
- упражнять детей в подборе образных характеристик к предмету;
- обучать установлению причинно-следственных связей.
- развивать связную речь, обучать умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план;
- упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений;
- развивать наглядно-образное мышление, внимание;
- воспитывать интерес к окружающему миру, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о животных Севера, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о пингвинах, проведение дидактических игр по теме, придумывание загадок, просмотр презентации «Жизнь пингвинов»
Ход:
1.Организационный момент.
- Дети, отгадайте загадку:
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук. (Пингвин)
Создание мотивации на учебную деятельность
- Мы сегодня с вами будем говорить о пингвинах, даже посмотрим про них документальный фильм.
Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
- Но сейчас, я вам прочту рассказ, а вы внимательно послушайте и подумайте, как мы его назовём.
Наш ледокол проплывал вдоль берега северного моря. На берегу, моряки заметили множество птиц, похожих на человечков – это были пингвины. Игривые (птицы) пингвины как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег. На каменистом берегу (на огромном булыжнике) лежала доска. Доска(она) то и дело подпрыгивала от того, что озорные пингвины пробегали по ней и топали лапкой. Лапкой (ей) весело притопнут и убегают. Бегали (так) и веселились до самой темноты.
Беседа по содержанию.
- Понравился вам рассказ?
- Кто главный герой в этом рассказе?
- Вот моя игра. Я быстро задаю вопрос, а вы говорите ответ.
* Мимо чего проплывал ледокол?
* Кто заметил пингвинов?
* Какие пингвины? (игривые, весёлые, как человечки)
* Что умеют делать пингвины? (плавать, нырять, бегать, кричать, танцевать)
* Как можно назвать место где обитает много пингвинов? (пингвиний пляж)
* На чём танцевали пингвины?
* Где лежала доска?
* Как долго танцевали пингвины? (до самой темноты)
* А когда они ушли? (когда наступил вечер)
* Назовите семью пингвинов.
А теперь скажите как можно назвать этот рассказ? (Пингвиний пляж)
2 часть Основная
Игра «Трудные слова»
- Скажите, что означает слово? - «пробежать» (быстро бежать), «нырять» (прыгать в воду), «выныривать» (выглядывать из под воды), «каменистый» (весь берег усыпан маленькими и большими камнями), «булыжник» (огромный камень), ледокол (большой корабль, который колет лёд впереди себя, чтобы можно было плыть)
Игра с картинками (у каждого ребёнка на столе картинка)
Воспитатель играет в игры «Назови ласково», «Один-много», «»Мой, моя, моё» каждый ребёнок называет свою картинку: рыба, гора, пингвин, снежинка, снег, льдина, доска, камень, вода, берег, рог, лапа, олень, сова, морж, медведь, голова
Физкультминутка
По ледяной пустыне | Идут медленно в вразвалочку |
За нею пингвинята | Идут быстрее в вразвалочку |
Трещит мороз жестокий | Обнимают себя руками |
Повсюду снег и лёд | Повороты с вытянутой рукой |
Бегут спешат пингвины | Руки прижать к туловищу |
Им виден путь едва | Быстро передвигаться, ноги вместе |
Над ними тихо кружит полярная сова | Машут крыльями |
Составление предметно-графического плана.
- Теперь мы будем составлять план нашего рассказа с помощью картинок.
- Кто вспомнит первое предложение нашего рассказа? (Наш ледокол проплывал по северному морю вдоль заснеженных берегов) Выставляются картинки и стрелки.
- Назовите второе предложение. (На заснеженном берегу моряки заметили множество птиц, похожих на человечков – это были пингвины.)
- Скажите, какое слово здесь повторяется? На какое слово мы можем его заменить?(там)
- Назовите третье предложение. ((Пингвины как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег) На какое слово мы можем заменить повторяющееся слово «пингвины» (птицы) Здесь стоит значок, нужно придумать слово к слову «пингвин» какой он (игривый, весёлый, забавный)
И так разбирать весь рассказ по предложениям до конца и записывать графически.
- Подумайте, и скажите как бы вы назвали этот рассказ.
Повторное чтение с заменой слов.
Наш ледокол проплывал по северному морю вдоль заснеженных берегов. Там моряки заметили множество силуэтов похожих на человечков – это были пингвины. Игривые птицы как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег. На большом булыжнике лежала доска. Она то и дело подпрыгивала от того, что озорные пингвины пробегали по ней и топали лапкой. Ей притопнут и убегают. Так они веселились до самой темноты.
Перессказ с опорой на предметно-графический план.
- Давайте попробуем пересказать этот рассказ, используя наш графический план. Вспомните как начинаем рассказ, как заканчиваем. Вспомните все слова о которых мы говорили.
3 часть Заключительная
- Про кого мы составляли рассказ?
- Вам понравилось составлять рассказ по плану?
- В подарок о нашем занятии мы с вами посмотрим документальный фильм о пингвинах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...
Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»
Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...
Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошк...
НОД Тема занятия «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы»
Для детей старшей возрастной группы...
НОД тема занятия «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»
Конспект занятия на тему «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»...
Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.
Задачи занятия:1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....
Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.
Задачи занятия:1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....