Тема занятия: «Составление описательного рассказа о пингвине» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузнецова Татьяна Анатольевна

Это занятие поможет развивать у воспитанников связную речь, обучать их умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_o_pingvine.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление описательного рассказа о пингвине»  

(старшая группа)

Программное содержание:

  • расширять представления и закреплять  знания детей об особенностях жизни животных Севера;
  • обогащать и активизировать словарь детей по теме «Растительный и животный мир Севера»;
  • упражнять детей в подборе образных характеристик к предмету;
  • обучать установлению причинно-следственных связей.
  • развивать связную речь, обучать умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план;
  • упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений;
  • развивать наглядно-образное мышление, внимание;
  • воспитывать интерес к окружающему миру,  доброжелательное отношение друг к другу.

 Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных Севера, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о пингвинах, проведение дидактических игр по теме, придумывание загадок, просмотр презентации «Жизнь пингвинов»

Ход:

1.Организационный момент.

- Дети, отгадайте загадку:

В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук. (Пингвин)

Создание мотивации на учебную деятельность

- Мы сегодня с вами будем говорить о пингвинах, даже посмотрим про них документальный фильм.

Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

- Но сейчас, я вам  прочту рассказ, а  вы внимательно послушайте  и подумайте, как мы его назовём.

Наш ледокол проплывал вдоль берега северного моря. На берегу, моряки заметили множество птиц, похожих на человечков – это были пингвины. Игривые (птицы) пингвины как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег. На каменистом берегу (на огромном булыжнике) лежала доска. Доска(она) то и дело подпрыгивала от того, что озорные пингвины пробегали по ней и топали лапкой. Лапкой (ей) весело притопнут и убегают. Бегали (так) и веселились до самой темноты.

Беседа по содержанию.
- Понравился вам рассказ?

- Кто главный герой в этом рассказе?

- Вот моя игра. Я быстро задаю вопрос, а вы говорите ответ.

* Мимо чего проплывал ледокол?

* Кто заметил пингвинов?

* Какие пингвины? (игривые, весёлые, как человечки)

* Что умеют делать пингвины? (плавать, нырять, бегать, кричать, танцевать)

* Как можно назвать место где обитает много пингвинов? (пингвиний пляж)

* На чём танцевали пингвины?

* Где лежала доска?

* Как долго танцевали пингвины? (до самой темноты)

* А когда они ушли? (когда наступил вечер)

* Назовите семью пингвинов.
А теперь скажите как можно назвать этот рассказ? (Пингвиний пляж)

2 часть Основная

Игра «Трудные слова»

- Скажите, что означает слово? - «пробежать» (быстро бежать), «нырять» (прыгать в воду), «выныривать» (выглядывать из под воды), «каменистый» (весь берег усыпан маленькими и большими камнями), «булыжник» (огромный камень), ледокол (большой корабль, который колет лёд впереди себя, чтобы можно было плыть)

Игра с картинками (у каждого ребёнка на столе картинка)

Воспитатель играет в игры «Назови ласково», «Один-много», «»Мой, моя, моё» каждый ребёнок называет свою картинку: рыба, гора, пингвин, снежинка, снег, льдина, доска, камень, вода, берег, рог, лапа, олень, сова, морж, медведь, голова

Физкультминутка

По ледяной пустыне
Пингвиниха идёт

Идут медленно  в вразвалочку

За нею пингвинята
Торопятся вперёд

Идут быстрее в вразвалочку

Трещит мороз жестокий

Обнимают себя руками

Повсюду снег и лёд

Повороты с вытянутой рукой

Бегут спешат пингвины

Руки прижать к туловищу

Им виден путь едва

Быстро передвигаться, ноги вместе
Вглядываясь в даль

Над ними тихо кружит полярная сова

Машут крыльями


Составление предметно-графического плана.

- Теперь мы будем составлять план нашего рассказа с помощью картинок.

- Кто вспомнит первое предложение нашего рассказа? (Наш ледокол проплывал по северному морю вдоль заснеженных берегов) Выставляются картинки и стрелки.

- Назовите второе предложение. (На заснеженном берегу моряки заметили множество птиц, похожих на человечков – это были пингвины.)

- Скажите, какое слово здесь повторяется? На какое слово мы можем его заменить?(там)

- Назовите третье предложение. ((Пингвины как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег) На какое слово мы можем заменить повторяющееся слово «пингвины» (птицы) Здесь стоит значок, нужно придумать слово к слову «пингвин» какой он (игривый, весёлый, забавный)

И так разбирать весь рассказ по предложениям до конца и записывать графически.
-  Подумайте, и скажите как бы вы назвали этот рассказ.

 Повторное чтение с заменой слов.

Наш  ледокол проплывал по северному морю вдоль заснеженных берегов. Там моряки заметили множество силуэтов похожих на человечков – это были пингвины. Игривые птицы как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег. На большом булыжнике лежала доска. Она то и дело подпрыгивала от того, что озорные пингвины пробегали по ней и топали лапкой. Ей притопнут и убегают. Так они  веселились до самой темноты.

Перессказ с опорой на предметно-графический план.

- Давайте попробуем пересказать этот рассказ, используя наш графический план. Вспомните как начинаем рассказ, как заканчиваем. Вспомните все слова о которых мы говорили.

3 часть Заключительная

- Про кого мы составляли рассказ?

- Вам понравилось составлять рассказ по плану?

- В подарок о нашем занятии мы с вами посмотрим документальный фильм о пингвинах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима»  в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошк...

НОД тема занятия «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»

Конспект занятия на тему «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»...

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....

Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.

Задачи занятия:1.    Актуализировать словарь по теме «Посуда».2.    Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....