Проект «Формирование речевых навыков по средствам дидактических игр»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Хорошая речь - важное условие развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общем развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития (используемое при усвоении любого программного материала). Специально подобранные игры и упражнения дают возможность обогощать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, азвивать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_pasport_razvitie_rechi.doc35 КБ
Microsoft Office document icon kartoteka_didak.igr_.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт проектной работы.

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой  деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.

В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.  Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.

  1. Название проекта  «Формирование речевых навыков по средствам дидактических игр»
  2. Тип проекта коллективный, исследовательский, творческий.

Возраст детей, принимающих участие в проектной деятельности: подготовительная группа.

  1. Длительность работы над проектом – 3 месяца.

Задачи проекта:

  • Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Цели проекта:

  • Создание и внедрение дидактических игр своими руками
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Повышение речевой активности детей.
  • Обогащение и активизация словаря детей.
  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Воспитание умение детей работать в коллективе.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный.

Постановка цели и задач, выбор  материалов, пополнение предметно-развивающей среды (создание картотеки дидактических игр)

  1. Основной. (Практический)

Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; создание дидактических игр своими руками.

  1. Заключительный. (Обобщающий)

Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний.

        Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки  и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.

Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.1. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224с.; Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.; Кн. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1985. – 176 с., ил.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
  4. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
  5. Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки / Л.В.Фомина; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 112 с.: ил.



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

 для развития речи

1  «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

2. «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

3.  «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

4. «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

5.  «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

6.  «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

7.  «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

8. «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают

карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Из слогов  - предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

 Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

Создание дидактических игр своими руками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста

Презентация по теме «Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»...

"Формирование речевых навыков посредством дидактических игр"

Методический паспорт проекта в подготовительной группе по формированию речевых навыков посредством дидактических игр, включая игры, сделанные своими руками. Анализ результатов проведенной работы свид...

Формирование речевого развития дошкольников средствами дидактических игр

дидактические игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей...

"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов" Проект "Мультипликационные фильмы наши помощники!"

quot;Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"Ключевые слова: средства мультипликации, методические ...

План по самообразованию в подготовительной к школе группе «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно трениров...

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Проект по «Формированию речевого развития детей раннего возраста через культурно-ги...

План самообразования2024-2025 учебный год.Тема: «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»

План самообразования2024-2025 учебный год.Тема: «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»...