Проект «Формирование речевых навыков по средствам дидактических игр»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Хорошая речь - важное условие развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общем развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития (используемое при усвоении любого программного материала). Специально подобранные игры и упражнения дают возможность обогощать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, азвивать коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_pasport_razvitie_rechi.doc | 35 КБ |
kartoteka_didak.igr_.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический паспорт проектной работы.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.
В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.
Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
- Название проекта «Формирование речевых навыков по средствам дидактических игр»
- Тип проекта коллективный, исследовательский, творческий.
Возраст детей, принимающих участие в проектной деятельности: подготовительная группа.
- Длительность работы над проектом – 3 месяца.
Задачи проекта:
- Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Цели проекта:
- Создание и внедрение дидактических игр своими руками
- Создание картотеки дидактических игр
- Повышение речевой активности детей.
- Обогащение и активизация словаря детей.
- Развитие воображения и творческих способностей.
- Воспитание умение детей работать в коллективе.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный.
Постановка цели и задач, выбор материалов, пополнение предметно-развивающей среды (создание картотеки дидактических игр)
- Основной. (Практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; создание дидактических игр своими руками.
- Заключительный. (Обобщающий)
Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний.
Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.
Используемая литература:
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.1. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224с.; Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.; Кн. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1985. – 176 с., ил.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
- Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
- Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки / Л.В.Фомина; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 112 с.: ил.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр в подготовительной группе
для развития речи
1 «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
2. «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
3. «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
4. «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
5. «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
6. «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
7. «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
8. «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Дид. игра «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают
карточку с нужным знаком.
Дид. игра «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
«Из слогов - предложение»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.
Создание дидактических игр своими руками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста
Презентация по теме «Логоритмика как средство формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста»...
"Формирование речевых навыков посредством дидактических игр"
Методический паспорт проекта в подготовительной группе по формированию речевых навыков посредством дидактических игр, включая игры, сделанные своими руками. Анализ результатов проведенной работы свид...
Формирование речевого развития дошкольников средствами дидактических игр
дидактические игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей...
"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов" Проект "Мультипликационные фильмы наши помощники!"
quot;Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"Ключевые слова: средства мультипликации, методические ...
План по самообразованию в подготовительной к школе группе «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно трениров...
Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»
Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Проект по «Формированию речевого развития детей раннего возраста через культурно-ги...
План самообразования2024-2025 учебный год.Тема: «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»
План самообразования2024-2025 учебный год.Тема: «Формирование графомоторных навыков как средство речевого развития детей»...