Рассказывание на тему картины И.Шишкина «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Симонова Анна Николаевна

Конспект занятия по развитию речи по рассматриванию картины Шишкина "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_rasskazovanie_got.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Конспект НОД

  Рассказывание на тему картины И.Шишкина    

                                         «Зима».              

      Цель: развивать монологическую речь, познакомить детей с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; учить подбирать красочные выражения для описания.

    Материал: репродукция картины И.Шишкина «Зима».

    Ход : 

- Сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Под  голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А сейчас отгадайте  загадку:

 - «Белая скатерть все поле покрыла».

- Что это?

- Снег.

- А какой снег зимой?

- Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.

- Какой бывает лес зимой?

- Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.

- Какими словами можно сказать о зиме?

- Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.

- Молодцы!

- А сейчас давайте посмотрим на картину, которую написал русский художник Иван  Иванович Шишкин. Он детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи Елабужских окрестностей. И.И.Шишкин очень любил природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.

- Каким художник изобразил на картине снег?

- Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью.

- Посмотрите на цвет снега.  Везде ли он белоснежный?

- Нет, есть места коричневато – белые, кремовый -это от коричневых стволов деревьев,   он еще и голубоватый, а где-то синий.

- А каким художник написал небо?

- Небо очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет. Это снеговые тучи.

- Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу?

- Нет.

- Приглядитесь внимательно.

- Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

Физминутка.

Снег, снег, белый снег. (хлопают в ладоши)

Засыпает он нас всех. ( кружатся и машут руками на себя)

Дети все на лыжи встали ( имитация лыж)

И по снегу побежали. (бег)

- Ребята,  я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.

- Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он?

 - Морозный, прозрачный, свежий, легкий.

- Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох.

- Что вы слышите?

- Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку.

- Мне кажется в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб (звучала тихая спокойная музыка).

- Ну, а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце. Сначала послушайте мой рассказ.

- Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

А теперь вы, ребятки попробуйте рассказать об этой замечательной картине.

Рассказы детей.

- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая?

- Картина тихая, спокойная, негромкая.

- Какую же главную мысль этой картины мы должны донести до читателей?

- Как прекрасна наша родная русская природа!

-Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте.

- Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

- Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»

Программное содержание: ·        Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...

Конспект НОД по развитию речи «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Дети составляют описательный рассказ по картине....

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Рассматривание картины И. Шишкина «Зима». Коллективная аппликация «Зимний лес».

Конспект интегрированного занятия в средней группе.Рассматривание картины И. Шишкина «Зима».Коллективная аппликация «Зимний лес»....

Коспект НОД по развитию речи "Рассказывание по картине И. Шишкина "Зима".

Данный конспект позволяет научить детей правильно составлять описательный рассказ по картине. Беседа поможет с уверенностью рассказывать об увиденном и придаст уверенности в собственных силах....

Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе

Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе...