Беседа по картине И. Шишкина "Зима в лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рыбакова Ирина Юрьевна

Беседа по картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_po_kartine.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по картине

И.Шишкина

«Зима в лесу»

Цель: Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным и его картиной; продолжать учить детей рассматривать пейзажи; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержание и средств выразительности живописи; Развивать этические оценки, суждения умение соотносить образы по настроению в живописи; обогащать словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами

Материал: Портрет И.И.Шишкина; репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», отрывок из песни  А.Вивальди «Зима»

                                       Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся  с художником пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Вот его портрет. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Едва не половину жизни провел И.И.Шишкин в лесу на этюдах - «Царем лесов» назвали его друзья. И фамилия у него была лесная – Шишкин. Сам он был такой – широкий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.

- Скажите, какой месяц начинает зиму? (Декабрь),

Правильно,  начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе назвали « студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре. Зимы бывают разные, и год на год не похожи. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение.  Радостно, весело и празднично  когда повалит густой, пушистый снег.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко,  непробудно…

Стали дни короче,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.                     И.Суриков.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.                       С. Есенин

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, березы и ели.             И. Бунин

Вот как по - разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то метельную, то тоскливо – унылую, печальную.

Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах, композиторы – в музыке, звуках, художники в красках.

  • Давайте – ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки – зимы. Но послушаем отрывок из рассказа писателя Г. Скрибицкого

                                  « Четыре желания», о волшебстве зимы.

«… Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом  разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

 Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Заглянула Зима в лес.  « Уж его – то я и разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!».

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах.

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!

Любуется солнышко картиной Зимы…- лаз оторвать не может…»                                                          

  • Сейчас посмотрим картину  о зиме, которую. Написал  И. И. Шишкин (дети внимательно рассматривают картину).
  • Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.
  • Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?

Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.

  • Какой же это лес?

Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор».

  • Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
  • Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?

 Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.

  • А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.
  • А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.

  • А есть ли тут маленькие елочки и кусты?

Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.

  • Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
  • Что больше всего привлекло его внимание?

 Да, снег в этом еловом бору!

  • Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.

На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.

  • Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?

В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?

Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.

Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

 Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна …          С. Есенин

  • Видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого – нибудь в этом сосновом лесу? Вот еще какую загадку загадал нам художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула.
  • Какая же по настроению эта картина?

Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная. Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите какая музыка подойдет к этой картине.

  • Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое напевает картина?

Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник, поэт и композитор о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.

Задание на дом: придумать рассказ  о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»...

Непрерывная образовательная деятельность по познанию целостной картины мира «Дикие животные леса»

Познакомить с названиями животных, местом их обитания. учить сравнивать; познакомить с отличительными признаками зверей, внешним строением, с их разнообразием; группировка по признаку "семья"...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы Рассказывание по картине «Звери в зимнем лесу»

Цель: Учить самостоятельно, составлять небольшие рассказы о жизни животных, используя предметно-схематическую модель и предметные картинки....

Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»

              Конспект непрерывной образовательной  деятельности детей старшей  группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...

Презентация по художественно-эстетическому развитию для детей 5 - 7 лет по теме: "Творчество И.И. Шишкина, картина "Утро в сосновом лесу"

В презентации собран материал по биографии автора, его работах, видеоматериал с использованием его работ и стихи, посвященные работам Ивана Ивановича...